Что такое Культура?
Эпоха Культуры.
Роль искусства.
Всеми Учениями прошлого возвещена Новая Эпоха человечества. Учение Огня называет ее Эпохой Матери Мира — Эрой Всеобщего Сотрудничества, Культурного Строительства всех сторон жизни. Именно это будет Эпоха Культуры.
В основе Новой Эпохи будет заложено понятие КУЛЬТУРЫ. Истинная Эволюция зиждется лишь на основах Знания, Труда и Красоты. Никакая эволюция невозможна без накопления Культуры. Там, где Культура, там и мир. Там, где Культура, там правильное решение труднейших социальных проблем. Культура — сумма всех достижений огненного творчества. Культура — единственная панацея от разложения. Культура — это Знание. Если бы люди задумывались, что подлинное знание есть спасение, то не было бы такого страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Лишь знание явит конец страданиям человечества.
До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова КУЛЬТУРА понятием цивилизации. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень КУЛЬТ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как слово «цивилизация» в корне своем имеет значение гражданственного, общественного строения жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т. е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.
Слово КУЛЬТУРА имеет два корня: один — друидический, второй — восточный. «Культ» всегда останется почитанием Благого Начала, а слово «Ур» — старинный корень, обозначающий Свет, Огонь. Так «Культ-Ура» означает Культ, или почитание Света.
Словарь определяет Культуру как акт улучшения и развития воспитанием, дисциплиной, просвещением.
Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. И краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Красота и Знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества. От первобытных времен весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагались Красотой и Знанием.
Пусть цивилизация поднимает внешние пределы общественной жизни, но ведь Культура всегда будет сущностью бытия, сущностью качества жизни, и для этого духовного качества, для постоянного утончения и очищения сознания мы должны устремляться. Высокое качество должно проникнуть во всю повседневную жизнь. Высоким качеством будет наполнено каждое мастерство, и этим мы будем преобразовывать и очищать наш дух.
Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Только Красота и Знание могут объединить человечество и вести его к истинному счастью и благосостоянию. Только на почве истинной Красоты, на почве подлинного Знания установятся добрые отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык Знания и Красоты Искусства. Выше панацеи Культуры не знало человечество — и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех достижений огненного творчества. Культура — это царство искусств и идей. Она призвана просвещать, вдохновлять и укреплять людей. Культура, которая не возвышает человека, не облагораживает и не укрепляет его, бессмысленна, ибо она уже не служит задачам эволюции и тогда становится источником пошлости и разврата. Цель Культуры — облагораживание человеческого характера, и средство тому — Красота.
Высшие Силы самое большое внимание уделяли развитию именно Культуры. В последний раз они призвали человечество к этому обессмыслившемуся понятию в ХХ столетии через Рерихов, поднявших ЗНАМЯ МИРА — ЗНАМЯ КУЛЬТУРЫ и провозгласивших — МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ. Но вместе с падением человеческого сознания и многие произведения культуры опустились до уровня вульгарных поделок, которые еще могут воздействовать на эмоции и рассудок, но не затрагивают души. Отсутствие высокой идеи прикрыто в них обманчивой яркостью, псевдооригинальностью, но энергетика, заложенная в них создателем, рассчитана на шок и разрушение. Апогей разрушительности достиг своего яркого выражения в музыке ХХ столетия. Один из композиторов даже заявил: «Мне больше по душе насилие, чем мягкость, преисподняя — чем небеса, отвратительное — чем красивое, нечистое — чем святое». Этими словами, внушенными силами тьмы, и руководствовались очень многие художники слова, кисти и музыкального инструмента в XX столетии. Такие произведения, преисполненные самой низкой энергией, лишь возбуждают все темные инстинкты, либо взвинчивают людей, либо подавляют их. В конечном счете, они разрушают и ослабляют нашу жизненную энергию. С другой же стороны, высокохудожественные произведения усиливают нас и помогают противостоять депрессии, болезням, укрепляя волю людей.
Сейчас несчастий больше, чем удач, ибо человечество отступилось от Культуры. Человечество перевело насущность Культуры в роскошь. Троглодит вопит: «К черту Культуру, деньги на стол». Но на то он и троглодит, на то его место в пещере, но не в трапезной Культуры. Тот, кто решается сказать «К черту Культуру», есть величайший преступник. Он есть растлитель и сеятель мрака.
Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.
Культура должна войти в каждодневный обиход. Для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Первый признак Культуры — отсутствие личных раздоров. Расширение и углубление мышления и чувства Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны.
Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для блестящих открытий, сужденных человечеству. Жизнь преображается подвигами Культуры. Лишь эти по-двиги составляют двигательную силу человечества. Свет един, и поистине международны врата к нему, и доступны они для всех искренних искателей Света.
Только путем Культуры возможно перерождение планеты. Так, Новую Эпоху можно строить лишь признаками Культуры. Служение Культуре есть Благородный подвиг человечества.
В связи с тем что между народами обнаруживается немало трений и на культурной почве, Новая Эпоха выдвигает понятие ТЕРПИМОСТИ как одно из главных условий и украшений Культуры. Так, высокая культурность есть высшая терпимость. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту не может служить признаком культурности. Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает необыкновенное разнообразие. Научиться ценить разнообразие — верный подступ к Культуре. Так, великая терпимость откроет Врата к светлым построениям Будущего.
Культура есть сознательное познание, духовная утонченность и убедительность. Между тем, условные формы цивилизации вполне зависят даже от преходящей моды. Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть различные степени ее проявления, но в существе своем она незыблема и прежде всего живет в сердце человеческом. Случайная фаза рассудка может удовлетвориться и механиче-ской цивилизацией, тогда как просветленное сознание может дышать лишь в Культуре. Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному.
Понятие Культуры общечеловечно. Могут быть разнообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое общение Мира есть первая ступень к преобразованию всей жизни. Может быть возражение, что каждый народ имеет свою культуру. Но можно легко ответить, что под таким возражением скрываются не культура, но обычаи. Могут указать на различные письменности в разных странах, но мы говорим не о глифах или способах выражений, но о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов и увидите, что задания будут общечеловечны.
Слову «культура» людьми придается далеко не всегда правильное значение. Многие просто смешивают образованность с культурой. Но сплошь и рядом необразованный человек обладает высокими дарами духовности, а образованный не обладает ими. Выучка доступна и животным, тогда как культурность есть результат духовных накоплений многих жизней. Для образования достаточно развития интеллекта, тогда как для культурности необходимы зачатки чувствознания, или интуиции.
Культура есть результат действия законов эволюции. Она вмещает все, что есть в мире лучшего. Все, что облагораживает, что возвышает, что просвещает, что объединяет, что созидает и украшает, — все это идет из светлого источника Культуры; и всюду, где царят правда, справедливость, согласие, самопожертвование, любовь к истинному, — свет Культуры.
Путь же разъединения, лжи, эгоизма есть путь тьмы. И многие высокообразованные профессора, которые работают на создание орудий уничтожения, есть люди акультурные, они от тьмы. Силы тьмы не принимают Мир, Добро, Общее Благо, Красоту, и они прикладывают все усилия, чтобы в мире людей царили вражда и ненависть. Потому-то им ненавистна и Культура, они приемлют лишь эрзацы — то, что можно отнести к завоеваниям цивилизации, но не к высоким достижениям Духа. Поэтому в свое время, чтобы уберечь достижения Культуры от разрушения во время жестоких войн, наш выдающийся соотечественник Н.К. Рерих и выдвинул Идею Пакта Культуры — о защите культурных достояний человечества. Этот Пакт Рериха со временем был подписан главами многих стран. Но повсеместное разрушение Культуры продолжается ускоренными темпами, ибо тьма не может существовать в условиях высоких энергий Красоты и Добра.
«Культура есть почитание Света». Почитая Свет, мы отходим от тьмы невежества, от всего, разрушительного. Все лучшие качества человека на тонком плане светоносны. Совершенствуясь, человек умножает в себе свет и распространяет его вокруг. Потому-то все великие подвижники рисовались всегда в окружении светового нимба, который даже был виден невооруженным глазом. Именно Культура есть возжжение и почитание духовного Света, Добротворчества.
«Культура есть любовь к человеку». Без любви к ближнему, без стремления помочь ему нет и Культуры.
«Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты». Именно добро есть благоухание, а зло есть ядовитое зловоние.
«Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений». Нередко под культурой понимается узкопрофессиональная деятельность только художников, артистов и писателей, отчасти ученых, но в действительности, как Свет проникает всюду, так и Культура всепроникающа. Мы говорим о культуре земледелия, производства, культуре экономической и политической, о культуре мышления, слова, чувства. К каждой области жизни приложимо понятие Культуры.
Культуру не заменит ни одно голое образование. Как указывал Н.К. Рерих: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».
На определенном этапе эволюции человек уже не может оставаться дикарем, обходящимся без духовной культуры, он уже не может довольствоваться стихийной эволюцией. Как только в человеке просыпается жажда духовной жизни, ему открывается необходимость сознательного строительства своей и окружающей жизни. Идеал истинного духовного человека побеждает в нем зверя, идеал Божественный поднимает его над самим собой. Просветленный духовным знанием человек сознательно берет собственную эволюцию в свои руки.
Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем Культуры. Культура есть синтез. Культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?
Культура приходит в жизнь через искусство и знание и сама строится на этих основах. Искусство и утонченное знание призваны пробудить в человеке самые тончайшие струны души, раскрыть сердце для вечного и высокого. Искусство — это творение Красоты, а Культура невозможна без утверждения Красоты. То есть Культура есть служение Красоте. Это служение может и должно начинаться с малого: с красоты слова и мысли, с красоты движения и жестов, с красоты одежды и внешнего облика человека. Но самое главное — мыслить надо ясносияюще.
Должны быть украшены не только театры и музеи, но и школы, больницы, даже тюрьмы должны быть украшены. Тогда их не станет. Вся земля станет Храмом Красоты.
«Культура есть оружие света» — и в таком определении заключена необходимость сражения. Всегда хаос угрожает гармонии, тьма — проявленному. Но в борьбе со злом нельзя уподобляться злу же, потому и Культура является главным оружием Света. Если тьма разрушает и разлагает, то Культура строит, укрепляет и совершенствует. Она есть основа подвига.
«Культура есть двигатель» — она есть двигатель всего созидающего, она есть основа творческого труда, добра, достойной жизни.
«Культура есть Сердце», ибо без сердца мы шелуха погибшая. Вся жизнь человеческая должна строиться и определяться Сердцем — им мы видим, им мы слышим, им мы чувствуем и живем. Бессердечие — антипод Культуры.
«Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Культура является единственной опорой, противостоящей хаосу и разрушению, она самый прочный объединитель, стоящий поверх расовых, религиозных, национальных и политических различий. Ведь средоточие Культуры заключается в Сердце. Только интеллект разъединяет, сердце же объединяет человечество. «Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурой, — писал Н.К. Рерих. — Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог к праздничному столу, она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».
Возможности Культуры чрезвычайно велики. Неслучайно и в последнем Учении Сил Света — «Агни Йоге» — особо подчеркивается роль высокого искусства как очищающего, облагораживающего и вдохновляющего средства, ускоряющего эволюцию человеческого духа. Через Культуру мы призваны иметь Свет, то есть получать жизненную энергию. Именно Культуру надо понимать как храм Красоты и Знаний, свободный от каких-либо предрассудков и суеверий. Сказано: «Осознание Красоты спасет мир». Именно Красота способна победить самые отвратительные и мерзкие явления. С помощью Красоты наша жизненная энергия обретает гармонию. Знания в области Культуры открывают нам бесконечное пространство мыслей, активизируют воображение, укрепляют наши силы.
Можно лишь признаками Культуры строить Новую эпоху. Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению.
Потому-то сейчас необходимо развитие общин, ставящих перед собою культурно-просветительные цели. Мир должен собираться пусть сначала в мелкие, а потом и в более крупные организации для защиты Культуры, а значит, и самой жизни от натиска хаоса. Как раньше собирались вокруг понятия Креста, так сейчас мы должны собираться вокруг понятия Культуры, именно в культурно-трудовые организации.
Красота Новой эпохи будет красотой единения и синтеза, красотой культуры сердца, познанием красоты высших законов. Во главе всех культурных начинаний будут стоять истинные строители и творцы духа, подходящие к бытию в сиянии чувствознания. Учителями в школе будут люди, посвященные в космическое образование, постигшие смысл жизни, способные настроить детские души на созидание красоты.
Новая эпоха всех приобщит к художественному творчеству. Преобразятся сущность и дух искусства — оно от узкого поклонения форме будет восходить в величественное царство духа. Художник будет отображать Мир Высшей Красоты и будет ясно осознавать свою миссию — возвещение людям огненного вдохновения во имя Общего Блага. Основной темой его творчества будет красота героики Служения. Истинно, искусство будет давать хлеб духовный, ибо будет служить Прекрасному.
Человечество осознает Красоту, как подвиг, как напряженную борьбу самосовершенствования, как крылья пламенного восхождения. Красота будет кратчайшим путем эволюции, путем синтеза духа. Именно тогда Красота спасет человека через очищение его сердца и сознания.
Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции.
Признак культурности — устремление к качественности. Если мы дерзаем произносить слово Культура, значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию.
В накоплении качества ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. Не устремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре. Культурность создается из высокого качества всех действий. Качество, красота, торжественность в любви во всей неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа.
Культура есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. Каждый устремленный к качеству находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть возможность возвышения качества.
Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса.
Вполне естественно желание каждого мыслящего человека жить в стране Культуры. Но для этого он должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которыми и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства.
Культура так высока, как Беспредельность. И когда дух человеческий осознает эту Беспредельность, она обязывает его к непрестанному совершенствованию. Так Беспредельность становится для нас действительностью.
Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она сознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познаванию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации.
Не бывает Культуры тьмы. Противоположностью Твердыне Света может быть только пропасть тьмы невежества.
Кроме невежд, кто может противиться Культуре? И кто же будет злобствовать на мечты о Стране Культуры?.. И кто осмелится сказать, что не нужно стремиться к Культуре и что для Культуры уже достаточно сделано? Поистине, только очень темный, очень глубоко невежественный может препятствовать стремлению к Культуре.
Культура не может цвести без энтузиазма. Культура окаменевает без огня, верности и преданности. Культура беднеет без ежедневного труда, без сознательного приношения. Культура умолкает там, где сердце немо. И что же может быть прекраснее, нежели мирный, всепонимающий язык сердца? Не мечтатели ли мы? Повторяем, когда мы говорим о Культуре, мы все реалисты, позитивисты, для которых прогресс человечества особенно драгоценен и неотложен. Мы не имеем права думать, что каждодневная работа может препятствовать нашим культурным стремлениям. Наоборот, каждая рутинная работа преобразится и облагородится в осознании Культуры.
Помимо красоты, даваемой человеку Природою, существует красота, которая дается посредством искусства. Искусство имеет целью ввести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, существующей в природе. Через искусство, которое творит красоту, имеем Свет. Задача искусства — приблизить человека к пониманию красоты. Искусство, во всех его проявлениях и во всех его формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему. И в этом его главное и величайшее значение.
Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Поистине, в Красоте залог счастья человечества, потому искусство ставится высшим стимулом для возрождения духа. Жемчужины искусства, истинно, могут поднять и мгновенно преобразить дух человека. Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает насыщение тем огнем, которое возжигает дух.
Произведения искусства должны стать доступны всем и каждому. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Дайте искусство народу, которому оно и принадлежит.
Красота — мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим и умиротворяющим образом на все живущее. Красота вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы. Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества. Благотворно влияние красоты на нравственное развитие. Дорога в мир нравственного идет через миг прекрасного. Прекрасное преображает человека, возвышает его.
Чудо красоты в украшении жизни поднимает человечество. Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Агни Йога говорит: «Правильнее сказать — сознание красоты спасет мир». Не может смущаться идущий сознанием красоты. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщаться духом к явленному миру красоты. Из чувства Прекрасного рождается благородство духа. Новый человек будет чутким к Красоте. Что может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели красота? Но всякий принимает красоту по своему сознанию и развитию. Чем больше человек развит, тем более красоты замечает он. Развитие способности видеть красоту есть необходимое условие эволюции.
Надо развивать восприятие красивой музыки, восприятие красоты звука. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства. Ритм укрепляет ум и Огонь. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие огни, помогает избежать раздражения и разъединения, утверждает одинаковое устремление.
Можно привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты.
Но это положение надо принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Стремление к Красоте и восхищение прекрасным мощно воздействует на накопление огненной энергии.
Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен посылать свои думы о творчестве. Пусть досуг наполнится творчеством, и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии.
Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит творчество. Необходимо приложить все усилия и все средства, чтобы пробудить священный огонь творчества в народе.
Вопросы к главе 32
Что означает понятие «Культура»? Почему именно
Красота и Знание являются основами Культуры?
Какова цель Культуры?
Каков вклад Николая Константиновича Рериха в дело
защиты и сохранения культурного достояния человечества?
Почему Агни Йога говорит о культуре как средстве, ускоряющем эволюцию человечества?
Как вы понимаете мысль: «Осознание Красоты спасет мир»?
Какую роль будет играть Культура в Новую Эпоху?
Лекция 31 ТРУД, СОТРУДНИЧЕСТВО, КООПЕРАЦИЯ | Миропонимание Огненной Эпохи | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ