Зачем нужно совершенствование?
Основа достижений. Обновление жизни.
Земные бедствия. Страдание. Обеты. Служение.
Подвиг и благоразумие. Героизм. Стать героями.
Люди, как высшие организмы Земли, должны эволюционировать гораздо быстрее, нежели другие организмы планеты. Но происходят странные явления: люди отбросили этику духа и заключили себя в духовную неподвижность. Кажется, даже климат движется быстрее, нежели человеческое сознание. Многие изобретения уже не однажды посещали планету. Многое знали ушедшие народы, но качество мышления немного преуспело. Качество мышления будет отличием от прошлых веков. Искусство мышления должно быть обновлено совершенно сознательно, но без понимания Трех Миров невозможно повысить мышление до нового уровня.
В Тонком Мире люди самопреображаются по своим страстям: кто просветляется, кто темнеет и даже обезображивается до ужасных степеней. Никто на Земле, за малыми исключениями, не хочет понять, насколько справедлив закон такого самопреображения. Люди не думают, что им следует позаботиться заблаговременно хотя бы о своем облике.
Не от страха перед каким-то наказанием, но от предвидения своей участи люди должны обратиться к очищению. Не по суровости, но по справедливости каждый отмерит себе.
Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане, как нереальную или менее реальную, нежели в других мирах. Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейшего усовершенствования и сознательного существования в Мире Тонком. Лишь здесь, в этой жизненной лаборатории, можем мы почерпнуть новые стимулы и энергии для трансмутации их на Земле в высшие накопления для последующей жизни в Тонких Мирах. Сознательная реальная жизнь на Земле обеспечивает нам реальность и других миров.
Перед человеком, вставшим на путь духовного развития, с неизбежностью возникает вопрос: как и где совершенствоваться? В прежние века люди уходили в монастыри, в леса, становились отшельниками. Человек стремился к достижению личного совершенствования, окружающее безобразие жизни мало трогало его, он уходил в монастыри и леса именно от «мерзости жизни». Но сейчас стоит задача иная — совершенствоваться, не уходя от жизни, в самой ее гуще. Ставится задача общественного служения, активных действий. Совершенствуя себя, человек должен улучшать и окружающий мир, социальные условия, то есть отдавать.
Люди полагают, что могут достигать совершенствования множеством способов, и это множество миражей успокаивает убогое мышление. А между тем человек может либо в великом трудовом напряжении добиваться совершенствования в самой гуще жизни, либо попросту лечь бревном в гроб и не помышлять уже о неких «небесных дарах», которые ниспадут на него в ответ на почитывание духовных книг и разговоры. Много таких лавочников духа, особенно сейчас, рассчитывающих, что все само собой решится, что от его бездельной болтовни лучше становится миру. Мера духовного созревания личности — его социально значимые дела. Так было у Христа, так было у Сергия Радонежского, когда они трудились и в делах доказали все величие своего духовного содержания. Дух есть Огненная Энергия и проявляется в огненных делах Служения Общему Благу.
Мудрецы советуют: «Не будьте недовольны, разве только на самих себя. Не давайте сделать другим, что можете сделать сами, — этим уничтожите работу слуг. Не повторяйте дважды, что можно сказать один раз. Не ходите одним путем, ибо даже камень порога износится. Не плавайте там, где можно летать. Не оборачивайтесь, где надо спешить. Не изорвите рта злоречием, где надо пройти молча. Не лучами покроетесь, но сталью подвига. Не седло нужно, где крылья растут. Не кулак, но молот гвоздь заколачивает. Не лук, но стрела достигнет цели. Не Моим Господом, но Твоим. Не чертою заградитесь, но огнем мысли».
«Думайте, что ничто не принадлежит вам, тем легче не повредить вещи. Думайте, как лучше украсить каждое место, тем вернее убережетесь от сора. Думайте, насколько каждая новая вещь должна быть лучше старой, тем утвердите лестницу восхождения. Думайте, как прекрасно завтра, тем приучитесь обращаться вперед. Думайте, насколько жестоко явление животных, так начнете жалеть низшее. Думайте, насколько мала земля, тем улучшите понимание соотношений. Думайте, как красно солнце, скрываясь за сферою земли, тем воздержитесь от раздражения. Думайте, как белы голуби на свете луча, тем укрепите надежду. Думайте, как сине небо, тем приблизитесь к вечности. Думайте, как черна мгла, тем воздержитесь от холода отступления. Думайте мужественно о Ликах Высших, тем проведете черту единения. Думайте, какое счастье идти по коре планеты, насыщая ее сознанием духа. Думайте, какое счастье проходить под лучами созвездий, являясь средоточием лучей десятков тысячелетий.
Думайте о нашей Руке, водящей неусыпно, тем протянете нить жизни».
Потому нужно считать каждый час, когда удалось прожить на пользу дела. Служение не в обычном благополучии, но в принесении блага на пользу человечества. Может быть трудно принять отдельные личности, но лик всего человечества уже будет приемлем.
Весь мир делится по границе личного и Общего Блага. Если мы действуем в сфере блага искренними помыслами, то за нами стоит весь резервуар космических накоплений.
Люди должны употреблять все меры к усовершенствованию посредством труда и мышления. Такие превосходные накопления не испаряются в высшем мире, напротив, они будут поводом к дальнейшему познанию.
Самоусовершенствование является труднейшим подвигом. Люди вносят в него столько несоответствий, что явление истинного усовершенствования затемняется. Усовершенствование, прежде всего, упрощается в случае признания Иерархии. Самоусовершенствование может быть лишь в расширении и в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные. Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Человек возвысился помыслом и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов идет постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы.
Можно привести много примеров, когда впавший в безумие в Азии был причиною гибели человека в Европе или когда поднявшийся духом в Америке исцелил кого-то в Египте. Потому благорасцветание помыслов есть огненный цветок духа. Так сознание убережет от малых стыдных мыслей.
Переход от одной ступени к другой знаменуется обновлением сознания. Для нас высшая ступень сознания должна заключаться в том, чтобы приобрести более расширенное мировоззрение: человек должен признать Беспредельность — источник, из которого он вышел; единство и непрерывность космической жизни, а себя ее частью; признать существование невидимого мира; признать Иерархическое управление миром и начать сотрудничать с Силами Света.
Каждый человек несет особое поручение. Именно каждый принявший земную плоть уже является вестником. Разве это не чудесно? Множества не имеют представления о своем назначении.
Человек несет все проявления Космоса. Значительны те явления функций Космоса в человеке. Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной. Истинно, название «человек» означает утверждение творчества. Творить себя есть в духовном напряжении величайшая задача. Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Бесконечно совершенствование.
Потому стремитесь в будущее мимо сажи настоящего!
Трудность в том, что люди не хотят понять, что основа достижений не в механических приемах, но в преображении внутреннего человека, сфера которого лежит в мире мысли. Все Учения всего мира постоянно настаивали на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на трех основах для желающих подняться и присоединиться к «богам». Об этом говорили все Великие Учителя.
Жизнь новая может начинаться от каждого мгновения. Не может быть устарелой жизни, разве только в нашем собственном представлении. Но к чему мы упражняем и обновляем мышление? Ведь именно к новой жизни. Не будем принимать это как личное понятие самости. Такая жизнь самости была бы каким-то пресмыканием. Но никто пресмыкающийся не может восходить. Новая жизнь во благо слагается в сотрудничестве. Много огней зажигает такая жизнь. Не будем забывать, что мысль блага зажигает по пути своему множество жизней. Не ново будет умертвление пространства зломыслием. Но самоотверженность сердца направляет мышление к зажжению новых светочей.
Радостнее всех встречают каждое обновление в жизни дети. И недаром Христос сказал: «Будьте как дети!» Именно, нужно всегда стремиться к обновлению жизни. А жизнь сама указывает, что же требует обновления. Всякий день надо стремиться внести что-то новое и прекрасное в жизнь, безобразное заменять красивым. И единственное, что для этого необходимо, — это проникнуться сознанием, что переустройство и обновление жизни неизбежно и необходимо, и, в конце концов, это означает: быть или не быть. Каждый труд должен быть воспринят как радостное поручение. Только понимание закона эволюции и необходимости совершенствования даст правильное отношение к земным трудностям, бедам и страданиям.
Можно радоваться так называемому земному бедствию. Земные удачи и неудачи приобретают совершенно иной вид от понимания надземного существования. В Тонком Мире забывают земные беды, но ярко помнят следствия таких потрясений.
Утонченный дух на Земле желает борения и продвижения. Для него всякие боли и потрясения лишь импульсы для до-стижения. Утонченная природа не ищет благополучия, ибо она стремится к совершенствованию. Неблагополучие называют Посещением Господа. А всякое сонное житье — смертью духа.
Неправильно думать, что на Земле заповедано страдание — совершенствование заповедано, но условия дисгармонии могут причинять разные боли. Как бы в тесной пещере человек пробивается к далекому свету. Сколько царапин и ран нанесено будет острыми камнями. Какие скользкие всходы предстоят, и не за что ухватиться, если не живет в путнике понятие Иерархии.
Всякое препятствие должно быть рождением возможности. Явление затруднения перед препятствием происходит от страха. Пока для нас препятствия не являются рождением возможностей, до тех пор мы не понимаем смысл своей жизни.
Страдание является лучшим очистителем и сокращением пути. Несомненно, это так в существующих условиях Земли. Но могло ли происходить Творение с непременным условием страдания? Нет, конечно, творчество великое не будет предусматривать необходимость страдания. Люди сами с ужасающим старанием ввели себя в круг страдания. Целые тысячи лет люди стараются злостью угнетать атмосферу Земли. Каждый врач подтвердит, что без зла не будет и страдания. Умение избавиться от страдания назовем стремлением к добру. Но не следует избегать страдания, ибо земной по-двиг без страдания не бывает. Через страдание развиваем человечность.
В личном совершенствовании полезны обеты. Обеты самого различного свойства были одобрены разными учениями. Каждый обет очень полезен со стороны дисциплины. Люди трудно верят, насколько подобные упражнения дисциплины нужны для будущих достижений. Обет сокращает много тропинок распущенности. Неразборчивая, безответственная распущенность дает самые плачевные последствия в Тонком Мире. Она подобна детской игре с огнем. Начать отучаться от распущенности лишь в Тонком Мире и трудно, и болезненно. Тут лучше всего испытать себя разными полезными обетами. Люди попадают часто в смешное положение, когда усиленно дают обеты лишь при опасности. Лучше понимали древние, когда давали обеты в честь самого Высшего, усиливая тем восторженное и торжественное настроение. Это было не суеверие, не сделка с Высшими Силами, но порыв духа, нашедшего еще одно освобождение…
Потому всею силою духа идите смелее. Узы земли не помешают. Удача поведет отважных.
Кому огненный путь опасен, тому лучше замерзать с тараканами. Через огонь, через дым, через чудеса, через веру идите! Сверкайте молодостью духа, будьте самыми подвижными. Хотящий войти в Новую Страну должен отбросить не только все предрассудки, но и войти путем новым.
И надо твердо усвоить, что никакое самосовершенствование невозможно без понятия Служения Силам Света. Служение Иерархии Света есть служение Общему Благу. Конечно, устремление к Общему Благу открывает врата высшего знания и служения. Немало людей мечтают об Общем Благе и даже готовы служить ему, если это не нарушает их привычек и благоденствия. Но истинное служение Общему Благу, приводящее к вратам Твердыни Света, требует жертвы и полного презрения ко всему личному— иначе говоря, забвения самости. Когда сознание расширится, когда утончатся все чувства и понимания, то закон жертвы применяется как высшее достижение. И не будет места ни саможалению, ни страху за будущее, ни обидам, ни зависти, ибо в каждом дыхании будут осознаны величие, красота и высшая радость Служению.
Дух зрелый, сознательно избравший путь Служения, знает радость расширения сознания и огненного устремления к Сознанию Высшему; знает радость выполнения Высшей Воли; знает радость найденному смыслу и назначению Бытия и в надлежащий час познает величие и красоту таинства завершения.
Но каждый принявший служение должен усвоить неизбежность участия в битве за Свет и необходимость совершения подвига.
«Мы уже научились любить препятствия и знаем, что препятствия, порождающие слабость духа, будут порождением неуспешности, препятствия же, зовущие весь огонь духа к битве, действуют, как творческое начало». Мудрость древняя говорит: «Призови срок битвы, не уклонись от препятствия». Там, где уклончивость, там не спасение, но лишь задержка. Не убоявшийся стать соучастником вечного беспредельного движения, истинно, может принять образ воина. Заметьте: «Страх и колебание — запруды духа».
Мы должны привыкнуть к постоянной битве и полюбить ее. Ведь каждый атом Космоса бьется! Закрепив одну победу, мы должны быть уже готовы к следующей, еще большей, ибо по мере роста сознания наши действия тоже растут, и поле битвы становится шире и ответственнее. Во всем Космосе происходит бесконечная битва, и мы все, видимо и невидимо, вовлечены в нее. Пора это осознать, ибо осознание этого, закаляя дух наш, сделает нас верными победителями. Руководимые Высшею Мудростью, которая указует нам направление, мы пройдем через все пропасти.
Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются воинами. Все Бодхисаттвы и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя, как неотъемлемый атрибут, Меч.
Вспомним и наших Михаила Архистратига и Георгия Победоносца. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Святой Сергий Радонежский князя Дмитрия на тяжкий подвиг исторической битвы против татар, и не послал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все великие Подвижники Воителями во благо? И не слышим ли мы часто упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть сама основа жизни Космоса. И борьба эта, по мере восхождения, все усиливается в напряжении, изменяясь в качестве и побуждениях. Ничто не сравнится с грозностью борьбы с незримым для нас хаосом!.. Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из храма?
Поэтому и каждая мать должна воспитывать в сердцах своих детей любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие — качества, которые, прежде всего, должен развить в себе ученик Владык Света. Мы не должны лишать молодежь мужественности и красоты исполнения долга перед своей Родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются из всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры, при ее правильном понимании, сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам.
Подвиг может быть величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.
Если бы Жанна Д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствованию.
Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово — благоразумие.
Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово подвиг, настолько оно противно их психологии.
Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев».
Самый заурядный человек может совершить подвиг, если будет поставлен в условия необходимости, но героем его назвать нельзя. Герой тот, кто велик в малом, кто идет в нужном направлении, не уменьшая своей энергии и ломая все препятствия, встречаемые на его пути, как великие, так и малые. Для современного понимания героизма одного порыва недостаточно, ибо порыв не терпит перерыва, но необходимы длительность и устремленность. Подвиг должен быть явлен и освобожден от пыли предрассудков.
Подвиг есть осознание необходимости. Побольше сознания подвига без ожидания личных выгод. Неужели героем называется воин, идущий в бой, полный ожидания награды?.. Жизнь обывателя кончилась, началась заря подвига!
Потому единственное исцеление может быть только через подвиг. Подвиг прекрасный и яркий помогает возобновлению тонкого тела. Пока такой дух стремится к подвигу, он жизнеспособен. Если есть омертвление тела, то должно быть и омертвление духа. Мертвый член вовремя надо удалить, но гангрена духа может быть удалена лишь ударом.
Искра удара рождает подвиг. Конечно, предпочтительнее подвиг, выросший сознательно, когда все существо знает, что живет Учитель Света. Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего Блага удаляет безмерно.
Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. Позже ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности.
Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг, как нечто призванное, и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига. Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках ломают самые ценные украшения.
Самая великая польза, которую мы можем принести миру, состоит в том, чтобы путем расширения сознания, улучшения и обогащения мышления и очищения сердца усилить наши излучения и таким поднятием вибраций оздоровляюще воздействовать на все окружающее. Нужно разрядить отравленную атмосферу вокруг Земли, не пропускающую благодетельные лучи Высших Планет. Но сделать это возможно лишь повышением вибраций или пробуждением духовности в человеке.
Характер будущего построения будет основан на осознании народом великого Служения Общему Благу. Не «я», но «МЫ» — вот ключ к будущему преуспеянию.
Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотверженности.
Одно из великих понятий часто толковалось неправильно — именно великое понятие смирения. Оно толковалось как непротивление злу, как только лишь добросердечие и милосердие, но мало принимали самоотречение как смирение. Между тем, только самоотречение и самоотверженность дадут понятие смирения. Героизм есть проявление разных видов смирения. Герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества. Самый мощный показатель подвига есть самоотверженность. Сердце героя знает самоотверженность во имя Общего Блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Путь героя не всегда усеян венцами человеческой благодарности, путь героя идет тернистыми тропами. Понятие подвига должно быть воспитано через утверждение примеров героев.
Но мало кто любит борьбу в подвиге. Между тем неминуемо приучиться к борьбе, ибо иначе нельзя закалить клинок духа. И для земного продвижения и для дальних миров необходимы препятствия и умение побеждать их. Нужно понятие по-двига ввести в единый смысл жизни. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию.
Никогда не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас. Люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. Слово ПОДВИГ так прекрасно! В этом слове передан весь смысл, все качества устремленного действия вперед, к самоотверженному подвигу, в будущее, в эволюцию! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народов и страны.
Радость подвига надо воспитывать в себе и в других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, наступления Нового Мира! Нужны подвижники и герои! Так творите героев!
Как перейти жизнь?
Как по струне бездну —
Красиво, бережно и стремительно.
Вопросы к главе 15
Как в современных условиях изменилось представление о содержании самосовершенствования?
Согласны ли вы с утверждением, что «самосовершенствование является труднейшим подвигом»? С чего должна начаться работа по самоусовершенствованию?
Какова роль страданий на пути духовного восхождения человека?
Какие лучшие качества личности должен воспитывать в себе человек, ставший на путь служения Общему Благу?
В чем состоит представление новой космической эпохи о подвиге и героизме? Почему им придается такое важное значение?
Лекция 14 ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ЖИВЕШЬ, ЧЕЛОВЕК? | Миропонимание Огненной Эпохи | Лекция 16 ЗАКОНЫ КОСМИЧЕСКИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ