• Авторизация


Лекция 12. ЧЕЛОВЕК: КТО ОН ЕСТЬ? 14-03-2017 11:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лекция 12

ЧЕЛОВЕК: КТО ОН ЕСТЬ?

Древние и церковные представления о человеке.

Что такое «Я»? Зерно духа.

Личность и Индивидуальность. Книга Жизни.

Дух и Душа. Семь начал человека. Физическое тело.

Эфирный двойник. Прана. Астральное тело.

Ментальное тело. Инстинктивный ум. Высший Разум.

Сознание. Озарения.

Необходимость развития сознания. Цвета ауры.

Человеческая аура. Заградительная сеть.


Много есть тайн на свете, но среди них еще древние люди выделили наиглавнейшую: «Человек есть мера всех вещей», «Человек, познай самого себя». Но, похоже, эти фразы стали расхожими, их употребляют без какого-либо серьезного углубления в самый сокровенный смысл. Человек воспринимается устоявшимся современным миропредставлением как некое двуногое существо, наделенное, благодаря примитивному и каторжному физическому труду и каменным орудиям производства, разумом; эта смертная тварь, целиком зависимая от капризов мира и наделенная ужасающим чувством своей смертности, в отличие от всего другого — летающего, ползающего, бегающего. Человек по такому миропредставлению живет лишь затем только, чтобы, промучившись, в конце концов благополучно помереть. Церковные религии пытаются сдобрить эти представления утверждениями о посмертном существовании души, но люди мало верят в это. Людей инстинктивно не удовлетворяет ни современное научное миропредставление, ни даже церковное, фактически не объясняющие эту тайну природы.

Что же такое наше бессмертное, вечное «Я»? Оно троично. Самая высшая часть — это частица Божества, Искра Духа-Огня, Луч Абсолюта, зерно духа. Оно неуничтожимо и неизменно вечно. Оно является основой жизни каждого человека. Вокруг зерна духа накапливается и растет сознание человека — сокровищница всех результатов жизненных опытов, приобретенных умственных и нравственных качеств. 

Влияние и воздействие Высшего «Я» (или, как еще его называют, Монады) на свои тела называются совестью, когда дело касается нравственности, и вспышками интуиции, когда они просветляют интеллект.

Монада не имеет непосредственного проявления в низших мирах. Для этого она нуждается в проводниках — телах, соответствующих тем мирам, в которых она проявляется. Совокупность преходящих оболочек, которыми она пользуется в земном мире, называется личностью. Такие личности создаются для каждого воплощения.

Высшее «Я» — это бессмертное древо, которое называется Индивидуальностью. Оно живет вечно — облекается в тела и сбрасывает их так же, как человек надевает на себя одежды новые и снимает старые. Оно — вечный собиратель достижений множества воплощений.

Основой Индивидуальности является МОНАДА — бессмертная частица божественного Космического Огня. Нельзя думать, что от Творца исходят уже готовые Монады — человеческие, животные, растительные. Все развивается из низших форм жизни в более высшие. Человеческая Монада есть результат длиннейших циклов развития.

Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без нее нет жизни. По мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения ее изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше.

Каждый дух зарождается под лучами определенного светила, и потому зерно духа заключает в потенциале своем все тождественные энергии, присущие этому светилу, которое и остается его ведущим светилом на всю Манвантару.

Человек при своем появлении наделяется потенциалом психической, или основной, энергии, которую в каждом воплощении надо умножать, усиливать, утончать. Любая вспышка раздражения, гнева, каждое аморальное действие погашает психическую энергию. Добрые же действия приумножают и очищают запас психической энергии. Монада, как духовное семя, должна в ходе эволюции проявить всю заложенную в ней потенциальную силу и вырасти в подобие Творца.

Личность есть обозначение ЛИЧИНЫ, МАСКИ, надетой для исполнения какой-то игровой роли, какого-то жизненного назначения. Личность рождается и исчезает. Остается только непреходящая, причастная Духовному Солнцу суть человека — Солнечный Луч его духа, высшее неделимое «Я», чьи различные воплощения можно уподобить листьям на родовом древе жизни.

Индивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живет единством с человечеством и природой.

Личность — это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя, и именно в этой жизни она заботится только о личном, она откровенно эгоистична. Однако в том случае, если в человеке низшее начало согласуется с высшим, то личность становится носителем высоких общественных стремлений и общинного духа.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Индивидуальности — голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего «Я» — общественные, альтруистические, стремления служить народу, родине, обществу, человечеству, природе; голос личности — голос личный, голос эгоизма, ибо ее стремления — личные, эгоистические: брать, заставить других служить себе. Так, по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хорошо отличать как голос духа, или Индивидуальности, так и голос личности.

Надо научиться прислушиваться к Высшему Голосу в себе — осознать в себе Вечный Огонь, а также видеть его в других. Это осознание подведет личность к альтруистическому мышлению, отказу от эгоизма.

Египетская мудрость гласит: «Душу свою мы создадим на Земле», то есть личность, способную сохранять основные черты своего характера и продолжить свое существование в цепи воплощений. Личности не может быть без устойчивого сознания, а его устойчивость определяется целеустремленностью. Поэтому так важна жизненная цель и задачи, поставленные человеком себе. Человек переделывает себя во имя поставленной цели. Сама цель указывает на необходимость самодисциплины, выражающей степень овладения своим психическим материалом.

Основным движущим мотивом личности является цель. От ее высоты зависит широта личного сознания. От интенсивности волевой напряженности для достижения цели зависит прочность личности. Так, и честолюбие, и жажда богатства, и иные земные цели могут служить постулатами для образования устремлений личностей, преследующих свою цель на пути из одного воплощения в другое. Чем выше цель, тем крупнее личность. Личность духовная — самая прочная. Чем выше и шире идеал, тем совершеннее качества личности.

Чем выше сознание, тем сильнее звучит голос совести. Совесть побуждает личность к самосовершенствованию. Отрицательные эгоистические эмоции преодолеваются самозабвением во имя служения идеалу.

Каждая Индивидуальность имеет свою Книгу Жизни земных воплощений. В этой Книге записаны все те устремления, которыми руководствовался данный человек в своей земной жизни. В Книге Жизни записана каждая энергия, которая двигается импульсом. Качество энергии предопределяется следствием кармическим. В этой Книге содержатся все предопределения космические. Явление служения Общему Благу позволяет духу записать в Книгу Жизни лучшую страницу. Вся Книга Жизни заполняется качествами побуждения. Книга Жизни содержит каждое устремленное действие, ибо она представляет собой явление жизненных огней.

Сердце несет в себе все отпечатки Книги Жизни. Написано в Учении Жизни, что прямой путь к завершению земного пути лежит через сердце. И плохо, когда в Книге Жизни обнаруживаются незаполненные или неполностью заполненные страницы — значит, то или иное земное воплощение было проведено впустую или наполовину зря.

Человеческая душа состоит в своем высшем аспекте из духовного устремления, воли и божественной любви, а в низшем аспекте — из животных желаний и страстей. Таким образом, она выполняет роль посредника между животной природой человека и его божественной природой.

Трудно отделить дух от души, ибо все такие подразделения являются, по существу, лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах.

Дух есть сознание, которое представляет собой комплекс энергий, накопленных вокруг огненного зерна. Душа — это проводник сознания, которая в жизненных превращениях обогащает дух новыми качествами.

Так, наш дух есть вечный носитель постоянно сменяющихся форм и выражений, порождающий в своем прохождении через разные сферы и миры непрестанные причины и следствия, складывающиеся в определенную форму предопределения, или судьбы.

Дух не имеет формы, и он представляет собой высшее проявление единой вселенской энергии, или Огня.

Дух — причина и основа всех явлений. И проявиться духовно — это значит проявлять единство со всем. Жить в Духе — значит жить в любви со всем. Все видимые проявления есть проявления потенциала Его.

В творчестве духа содержится потенциал огня. За каждым действием видимости стоит невидимое творчество духа. Творчество духа утверждено как зерно психическое. В зерне каждого духа заложена устремленная энергия духотворчества, потому в невидимости нужно искать стимул всем проявлениям. Творчество духа есть строительство эволюции.

Когда мы говорим о Принципе Огня, то имеем в виду явленную жизненную силу Космоса. Действие огня заключается в устремлении духа.

Космос насыщает все жизни огнем. Все процессы в Космосе направляет огонь. Процесс жизни направляется огнем духа. Непреложен закон огненного творчества, в нем заключаются все проявления, и в себе он несет все творческие возможности. Огненно — значит напряженно, значит высшим путем, значит чистым духом, значит явлением красоты, значит пониманием Общего Блага.

Только тонкие энергии, которые касаются духа, могут дать творчество человечеству. Только красота духа может устремить человечество. Так мощь творчества заключена в огне духа.

Кто же творит мощью духа? Носитель огня, чуткий служитель эволюции творит людей, он отдает все свои огни на рост человечества. Когда дух приближается к Общему Благу, все пути открыты ему. Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям бытия. Полную жизнь может дух выявить, неся на пути к Беспредельности чашу самопожертвования.

Каждый дух творит свой мир, и от качества сознания зависит красота или уродство созданного мира. Только творчество духа может быть названо творчеством вечности. Зерно духа есть тот магнит, который собирает все закладываемые энергии. Потому потенциал духа так выражается в действии.

Древние Учения утверждают наличие в смертном бессмертного начала существа, «божественного Разума», чьим бледным и искаженным отражением является то, что мы называем «разумом», или интеллектом, человека.

Сокровенная наука утверждает, что каждый атом подобен маленькой вселенной и что каждый орган и каждая клетка человеческого тела обладают своим собственным мозгом и собственной памятью, а следовательно, и своим опытом, и возможностью выбора. Идея Вселенской Жизни, состоящей из индивидуальных атомарных жизней, является одним из древнейших учений сокровенной философии. Это, кстати, подтверждает гипотеза о возможности кристаллической жизни. Также, если науке уже известно, что растения чувствуют, ощущают, а это не что иное, как сознание, то почему бы не допустить, что всем этим обладают и клетки человеческого тела? Наука делит материю на органическую и неорганиче-скую только лишь потому, что отрицает идею абсолютной жизни.

Человек — это непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена, другая же часть остается пока в состоянии скрытом. Пока же человек не осо-знает тонких планов — астрального и ментального, хотя живет на них каждый раз, когда он чувствует, мыслит или испытывает вдохновение. И чем глубже он чувствует и мыслит, тем полнее переносится центр его сознания из физической сферы в астральную — в мир чувства или в ментальную — в сферу мысли. Известно, например, что в пылу сражения солдаты не испытывали боли от своих ран или мыслитель мог настолько уходить в свои мысли, а правильнее было бы сказать — в ментальный мир, что терял всякое представление о времени, о среде его нахождения.

Человек одновременно живет в трех мирах: физическом, астральном и ментальном.

Сокровенная наука выделяет в человеке семь начал, но в дальнейшем для простоты понимания достаточно будет ограничиться тремя основными подразделениями: физическим телом, душой и духом.

Семь начал человека:

1. Физическое тело.

2. Низшее астральное тело (эфирный двойник).

3. Прана, или Жизненная Сила.

4. Инстинктивный ум (животная человеческая душа — мыслитель в действии).

5. Высший разум (самосознание).

6. Духовная душа (духовность, способность прозрения, интуиция, проводник, через который проявляется дух).

7. Дух (огненное начало, разлитое во всем Космосе).

Из семи начал человека, конечно, наиболее заметно физическое тело. Оно — самая грубая часть существа человека. Но это совсем не значит, что телом можно пренебрегать. Нет, это начало необходимо для роста духа. Тело служит средством преобразования грубой материи в более тонкие энергии. Для этого физическое тело наделено органами чувств. Это физическое тело дух периодически одевает для выполнения определенных эволюционных задач и сбрасывает в определенный срок. Физическое тело формируется в зависимости от накоплений прошлых жизней и задач новой земной жизни. В физическом теле с помощью органов чувств приобретается новый духовно-чувственный опыт, совершенствуется сознание.

Душа нуждается в хорошо устроенном человеческом теле, чтобы проявить себя наиболее полным образом. А для этого нужен хороший аппарат для мышления, через который она могла бы управлять телом. И природа дает ей человеческий мозг, возможности и способности которого мы еще плохо реализуем.

Душе нужны различные органы, предназначенные воспринимать формы впечатлений внешнего мира. Потому природа дает глаза, нос, органы вкуса и осязательные нервы. Другие чувства пока природа держит в запасе до того времени, когда они понадобятся.

Душе нужны средства сообщения между мозгом и различными частями тела. Природа прокладывает своеобразные нервные кабели и провода, создавая удивительную по своей стройности нервную систему. Мозг получает возможность посылать свои распоряжения клеточкам и органам тела. По этой же самой системе мозг получает информацию от разных частей тела: предостережения об опасности, просьбы о помощи, жалобы и пр.

Телу нужны средства передвижения. Оно уже переросло условия неподвижной растительной жизни, и ему нужно двигаться, брать полезные ему вещи. Для этой цели природа дала телу члены, мускулы и сухожилия, а также скелет. Ему нужны физические средства общения с другими воплощенными. И природа дает органы речи и слуха.

Тело нуждается в системе передачи к разным частям его материалов, служащих для возобновления изнашивающихся сосудов и тканей. Тело также нуждается в другой системе, при помощи которой отбросы производства и отработанные вещества могли бы передвигаться к мусоросжигательным печам организма, сжигаться там и выбрасываться из тела. И природа дает нам кровь, несущую жизнь, артерии и вены, по которым бежит она на работу и возвращается в легкие, чтобы взять новый запас кислорода и сжечь принесенные отбросы.

Тело нуждается в материале извне, чтобы чинить и возобновлять изнашивающиеся части. Природа дает средства поглощения пищи, переваривания ее, извлечения из нее питательных элементов, превращения их в такое состояние, в котором они легко бы усваивались организмом.

Тело — это храм духа, его носитель и проявитель. Потому мы обязаны беречь наше тело, его здоровье, его равновесие, его красоту, его долговечность, ибо в нем мы можем работать на Всеобщее Благо Земного Строительства, лишь в нем мы можем выполнить наши задачи земные.

Но излишняя избалованность тела может огрубить органы его восприятия и сделать его неспособным к выполнению духовных задач. Потому дисциплина тела необходима.

Люди с искаженным низшим менталом и распущенностью астрального тела изнуряют физическое тело страстями и похотями, исчерпывают попусту запас его жизненной силы, то есть его эфирную подоснову, вместо того чтобы употребить эти силы на творчество духовных ценностей.

Крайний аскетизм является преувеличением целесообразной и рациональной дисциплины тела. Физический аскетизм основан на ненависти и презрении к телу, но, так как тело есть храм духа, аскетизм являет глубокое непонимание задачи земного воплощения. Аскетизм заставляет личность преждевременно оторваться от сил Земли, не используя их тем самым для осуществления земных задач, но насильственно подавляя и разрушая данный земной природой потенциал.

Умеренность, целесообразная дисциплина и уважение к накопленным в теле земным силам, по природе своей чистым и законным, — вот что мы должны проводить по отношению к своему телу.

Долг каждого человека — доводить свое тело до возможной степени совершенства, чтобы оно с наибольшей пользой могло служить духовным задачам. Потому нужно поддерживать свое тело в хорошем состоянии и приучать его повиноваться велениям разума. Но тело не должно управлять разумом.

Учение Жизни говорит, что физическое тело состоит из клеточек, каждая из которых заключает в себе «маленькую жизнь», контролирующую деятельность клеточки. Деятельность клеточек, состоящая в извлечении из крови необходимых питательных веществ и отбрасывании ненужных, составляет одну из степеней разума. Процессы пищеварения, ассимиляции показывают всю разумность как каждой клеточки отдельно, так и их коллективных групп.

Каждый атом есть живое существо, ведущее свою независимую жизнь. Эти атомы, стремясь к какой-то цели, собираются в группы, и группы проявляют групповой разум все время, пока они существуют. Эти группы составляют сложные тела, которые служат для выражения более высоких форм сознания. Когда наступает смерть, клеточки отделяются друг от друга, их общая деятельность прекращается, наступает разложение. Одни клеточки, распадаясь на отдельные составные, уходят по соседству в тела растений и могут снова оказаться в теле животного, другие остаются в глубине почвы.

В одной древней книге (Катхопанишады) сказано: «Чувства — кони, тело — колесница, разум — поводья, а интеллект (или же, иначе сказать, свободная воля) — возничий».

Физическое тело первоначально не было таким, какое оно есть. Оно в ходе эволюции проходит свое совершенствование. У первых двух Рас оно не было плотным и не имело какой-либо внутренней структуры. В период Третьей Расы появилось разделение по полу, но окончательное оформление физическое тело получило в Четвертой Расе. Тогда стало развиваться тело желаний, или эмоциональный разум. Четвертая Раса до сих пор существует на земле и является даже самой многочисленной. Но ее уже тысячи лет как сменила Пятая Раса, главной задачей которой стало развитие интеллекта.

У физического тела есть эфирный двойник. Физическое тело является носителем биологических и физиологических процессов, это возможно благодаря постоянному воздействию на физическое тело его невидимого двойника — эфирного тела.

Двойник является точным слепком каждой энергии и эмоции физического человека и связывает физическое тело с астральным. Все оболочки и тела человека взаимно питаются и воздействуют друг на друга. Двойник — это такое состояние материи, которое находится за пределами плотного, жидкого, газообразного веществ физического плана. Многие феномены на спиритических сеансах производятся с помощью эфирного тела, или двойника, медиума. Субстанция двойника очень пластична и может изменяться, повинуясь воле медиума. Сам же двойник не имеет ни воли, ни ума вне ума и воли физического человека. Он образует среду для сообщения между душой и телом человека, подобно среде эфирных волн, приведенных в движение между радиостанциями.

Двойник есть низшее астральное тело. Двойник собирает все неочищенные энергии и притяжения к Земле. Тонкая оболочка двойника после смерти физического тела разлагается по истечении сорока дней, а в случаях сильного медиума может болтаться в низшем астрале и несколько лет.

Во время сна душа покидает тело, предоставляя физиче-скому организму совместно с эфирным телом восстанавливать затраченные силы. В результате оба низших тела подвергаются влиянию астрального мира, наиболее соответствующего наклонностям спящего человека.

В момент смерти духовная суть человека уходит из физического тела и увлекает за собой двойника. Это происходит примерно через 36 часов. Двойник остается поблизости от тела. Нередко люди могут видеть этих двойников, часто эти явления возникают на кладбищах в виде свечений над могилами.

У нормальных людей выделение эфирного тела происходит только после физической смерти, у медиумов же может происходить постоянное частичное выделение двойника, что чрезвычайно вредно для здоровья медиума, ибо вызывает различные нервные расстройства. Большая часть феноменов на спиритических сеансах происходит за счет использования выделившегося двойника человека. Как известно, такие сеансы собирают низших астральных сущностей, что нежелательно и приводит к заражению эфирной оболочки и потере жизненной энергии.

В связи с физическим и эфирным телами необходимо упомянуть прану. Древняя Мудрость учит, что вся Вселенная представляет собой Океан Жизни, Психической или Универсальной энергии. Каждый организм, начиная от крошечной молекулы и атома, несет в себе частицу этой Вселенской Жизни. Его можно уподобить губке, погруженной в Океан Жизни и содержащей в себе частицу этого Океана. Эта частица Жизни и называется Праной. Прана определяет запас жизненной силы нашего тела и представляет собой организующее и связующее жизненное начало.

Потоком праны можно пользоваться для избавления от страданий, направляя в пораженные части прану, взятую из воздуха. Для этого достаточно мысленно направить прану на себя или на другого человека.

Астральное тело — это область чувств, желаний, страстей.

Как слепорожденный не видит нашего физического мира, так и мы в большинстве своем не видим астрального мира с его многочисленными обитателями, за исключением ясновидящих. Тем не менее мы постоянно живем в астральном мире, так как все наши чувства, страсти, эмоции и влечения принадлежат этому незримому миру и имеют свои центры в нашем астральном теле. Все, что можно назвать жаждой чувственного существования, жаждой материальных наслаждений, имеет своим источником астральное начало человека.

Состояние физического тела действует на состояние астрального, так же воздействует астральное тело на физиче-ское. Болезненное состояние организма отражается на астрале, и недомогания астрального тела отражаются на физиче-ском. Все духовные переживания имеют свое влияние как на астральное тело, так и на физическое. Но в этих явлениях нужно очень тонко разбираться. Каждое переживание на духовном плане не сразу кладет свой отпечаток на земное тело. Конечно, когда тонкое тело собирает вокруг себя все отравленные флюиды, которые заражают его, происходит заражение и физического тела. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле.

Укрепление тонкого тела соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе психические центры, сознательное питание его может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая и для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и, наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в тонком питании.

Большинство наших мыслей так тесно переплетено с низшей природой, что Учение Жизни разграничило низший, или земной, разум от высшего разума. Каждый раз, когда мы мыслим, мы вызываем вибрации сперва в материи ментальной, которая вызывает, в свою очередь, соответствующие вибрации в материи астральной. Астральные центры воздействуют сперва на эфирное тело и через посредство его — на тело физическое, то есть на серое вещество головного мозга.

Во время физической жизни астральное тело человека состоит из частиц различного качества. После ухода происходят определенные изменения в этом теле. Астральная материя, соответственно плотности энергий, выделяемых человеком в течение его земной жизни, образует семислойную скорлупу. И дух остается в этой скорлупе до тех пор, пока она не распадется. Вот почему Великие Учителя называют астральное тело лишним сором, потому что, чем грубее были чувства и мысли человека во время его земной жизни, тем плотнее эта астральная скорлупа и тем длительнее срок пребывания в низших и нежелательных слоях астрального мира. Ведь человек проходит чистилище, называемое в христианстве «адом». Это чистилище представляет собой самые разнообразные условия, и все переживания умершего слагаются сообразно тому, какого рода астральные вибрации преобладали во время жизни в его астральном теле. Надо знать, что низшие слои заполнены самыми зверскими мыслями и вожделениями. Высшая область чистилища представляет собой то, что можно назвать «раем». Духовно развитый человек, очистивший при жизни свое астральное тело от желаний, легко минует чистилище, не входя в общение с его грубыми частицами, так как вибрации более тонкого состава не отвечают на грубые вибрации.

Каждый умерший человек остается в подходящей для его страстей и желаний области до тех пор, пока эти страсти не изживутся, пока он, за невозможностью удовлетворения, не отвыкнет от них. В любом случае, приходит срок, когда связь с астральным телом прерывается, и тогда душа погружается в состояние невыразимого блаженства высшего мира. Душа начинает претворять все, что она пережила на земле бескорыстного и благородного, все непреходящие свойства и наклонности своей бессмертной природы.

Астральная же оболочка начинает распадаться, блуждая в виде так называемой «кармической шелухи». Такой «шелухой» могут временно завладеть сущности Тонкого Мира, и тогда такие «скорлупы» на спиритических сеансах играют роль ушедших.

Ментальное тело есть интелектуальное начало, которое включает инстинктивный ум и высший разум.

Строение ментального тела необычайно тонко, материя ментальной сферы в постоянном движении и в постоянных переливах света и цвета. Развивается же ментальное тело путем очищения мыслей и воображения, путем введения в сферу сознания все более широких областей Вселенной, путем утончения всех представлений человека. Ментальное тело имеет овальную форму и увеличивается в объеме, по мере того как растет и ширится сознание. Все наши мысли имеют свой источник в ментальном теле, а затем уже переходят на астральный и физический центры.

У неразвитого человека ментальное тело невелико. Ментальное тело развивается лишь внутренним претворением идей и понятий. Мышление, очищенное от дурных страстей и направленное на благородные цели, заставляет расти и очищаться наше ментальное тело.

По мере освобождения от страстного начала ментальный проводник становится господином над смертной природой человека, его истинным руководителем и органом его свободной воли. Потому-то, говорит древняя мудрость, «человек становится тем, о чем он думает». Очищая и развивая наш ум, мы делаем его проводником доброй силы для окружающих, потому что легче всего окружающим передаются наши мысли: вся среда, окружающая нас, наполнена различного рода мыслями и мыслеобразами, и если наш мозг работает вяло, то он легко подпадает под влияние чужих мыслей (отсюда слышание различных голосов), если же ум очищен и энергичен, вибрации его благородны, то он будет притягивать к себе подобные мысли и отталкивать злые и нежелательные.

Низшее ментальное тело невечно; когда весь жизненный опыт перерабатывается в лучшие качества, силы и дарования — в свойства нашей бессмертной индивидуальности, тогда оно распадается.

Все человеческое тело представлят собою огромную гамму, в которой каждая клетка является носителем широкого круга впечатлений, связанных с тем органом, к которому она принадлежит, а также собственной памяти и своего особого сознания (можно его назвать инстинктом). Эти впечатления клетки могут иметь физический, психический или ментальный характер. У каждой клетки свое собственное сознание, действующее в рамках определенных законов.

На первой стадии психической жизни природа создает инстинктивный ум. В низших формах сознание едва намечено, и путем постепенного развития сознательность поднимается вверх и в высших животных уже достаточно выражена. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно кристаллов. В растительном царстве оно уже более заметно. У людей инстинкты ослабевают по мере развития разумного начала. В современном человеке разум уже контролирует и подчиняет себе инстинкт. Но все же человек обладает сильно развитыми инстинктами и в различной степени либо подчиняется им, либо подчиняет их своему разуму. Как физическое существо, человек не смог бы существовать без инстинктов. Инстинкты могут стать ему полезными слугами, а могут при превалировании (господстве) над разумом подавить интеллект. Высший разум развит у наиболее передовых людей. Сознание многих людей не намного выше животных, и ум их работает часто только на инстинктивной основе.

Природа заключает личность в рамки инстинктов. Инстинкт самосохранения вызывает, в основном, боязнь, но при духовной работе превращается в геройство самозащиты во имя идеала. Инстинкт борьбы за существование из эгоизма перерастает в самоотверженное служение Общему Благу. Из полового инстинкта сохранения рода вырастает одухотворенная любовь, побуждающая к творческим порождениям культурных ценностей.

Инстинкт пола — это первоначальное преодоление эгоизма. Он заставляет отказаться от обособленного состояния. Этот инстинкт — самый сильный из всех инстинктов, и это подтверждается всей природой.

Вся жизнь нашего тела во многом зависит от работы инстинктивного ума. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п. — все это делается инстинктивно. Вся целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела находится под управлением инстинктов.

Инстинктивный ум работает и в растениях, и в животных. Он учит животных вести борьбу за существование, строить гнезда и норы перед наступлением холодов или для выведения потомства, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке.

Инстинктивный ум — это память прошлого, и он никогда не спит. Современная наука называет инстинктивный ум подсознанием.

Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас, в частности чувство собственности. Инстинкты в свое время были даны нам природой, но теперь нам необходимо утончать их. Учение Жизни учит нас контролировать и обуздывать эти низшие желания, подчинять их высшим духовным велениям. Потому надо спокойно учиться узнавать остатки животной жизни в себе и бороться с ними, заменяя на высшие потребности.

Роль разума чрезвычайно велика в истории человеческой цивилизации. Интеллект необходим везде, где требуется кропотливое исчисление, исследование, наблюдение, логическое рассуждение и мышление. Но интеллект не есть мудрость, он есть ее преддверие.

Это начало принадлежит только человеку. Но резкого перехода от инстинктивного ума к интеллекту не существует. Интеллект развивается, как и все, постепенно; развиваясь, он озаряет инстинктивное начало и сообщает инстинктивной деятельности начало действительной разумности.

У некоторых животных уже пробуждена низшая степень рассудочности, а у некоторых людей интеллектуальное начало проявляется совсем слабо.

Интеллект на физическом плане получил свое развитие в течение Четвертой Коренной Расы нашего Четвертого круга, когда было достигнуто полное погружение в материю. Но импульс к развитию его был принесен великими Духами, Сынами и Дочерьми Мудрости, пришедшими с высших планет и воплотившимися в конце Третьей Расы. Конечно, Они были теми божественными династиями Царей и духовных Учителей, описаниями которых полны древнейшие мифы и легенды. Именно благодаря их воплощениям и прямому потомству, они передали человечеству более утонченное начало. Также соприкасание с их высокими аурами зажигало огни в людях. Развитие интеллекта полезно до тех пор, пока он прислушивается к голосу сердца — высшего начала. Но в большинстве случаев интеллект считает себя высшим началом, и вся западная цивилизация базируется на этом: интеллект стал божеством, хотя интеллект может постигать лишь мир в ограниченно. Явления, исходящие из высших миров, иного плана, он их попросту не может понять, объяснить, а потому объявляет просто несуществующими! В результате человек прерывает связь со своим Высшим Началом и со всем Космосом и не получает высшие духовные дары. Все эти явления он называет галлюцинацией, расстройством нервов, наконец, шизофренией. В результате разрыва связи с Высшим в человеке начинают развиваться наихудшие свойства: эгоизм, самость, стремление к разъединению, нетерпимость к чужому мнению. Интеллект осознает только себя одного, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Именно в интеллекте заключается корень разъединения. Преобладание рассудочности в ущерб духовности и привело мир к нынешнему состоянию. От направления, взятого интеллектом, зависит судьба человека. Если интеллект направлен в сторону Высшего Начала, то человек может добиться высоких общественно значимых и эволюционных результатов. Но неуправляемый, недисциплинированный ум представляет подлинную опасность для самого человека и для мира в целом, так как ум производит самую тонкую и самую мощную энергию Космоса — мысль.

Наука считает интеллект самой высшей частью человече-ской сущности.

Низший ум обслуживает обыденные эгоистические желания человека. Его способ функционирования связан с голым расчетом, словесно-логическим мышлением, хаотичным движением мыслей. Именно эволюционная задача человека состоит в постепенном подчинении низшего ума высшему, бессердечного рассудка сердечному живому осознанию бытия.

Высший разум есть ум, который формирует самосознание человека. Он синтетичен и озарен огнем чувствознания. Развитие высшего разума требует длительного времени. Расширение конкретного эмоционально-умственного опыта приводит к необходимости обобщений, и таким образом человек поднимается до отвлеченного мышления. Этот момент знаменует собой начало развития высшего разума, ибо абстрагирование и обобщение есть уже сфера его деятельности. От воплощения к воплощению накапливается мудрость, которая сочетает в себе сердечность и способность распознавания.

Развитым чувствознанием обладает очень ограниченное число людей, хотя благодаря именно чувствознанию человечество имеет все высшие проявления культуры. Именно отсюда во все времена исходило вдохновение на поэтов, художников, писателей, проповедников. Все лучшие человече-ские чувства имеют своим источником это высшее начало. Высшее начало пребывает в сердце. Как часто хорошую или добрую весть мы узнаем сердцем. Именно сердце — источник душевности, сердечности, теплоты. Это высшее начало не нуждается в отдыхе.

Сознание есть результат накоплений жизненного опыта человеком в данной форме жизни. Сознание есть первая оболочка из тончайших видов энергии, которая окружает зерно духа. Эта оболочка растет и увеличивается, обогащаясь возможностями, благодаря поступающим с каждой прожитой жизнью накоплениям.

Сознание — это способность рассматривать накопленный опыт, отличать истинное от ложного в нем, отделять добро от зла и распознавать сущность явлений.

Эволюция сознания есть процесс освобождения скрытых в нас божественных возможностей. Сознание всякой формы жизни есть способность ее отвечать на вибрации, способность реагировать на них. Вся эволюция жизни в космосе сводится к развитию сознания: ведь вся Вселенная и есть постоянно совершенствующееся сознание. Все формы жизни обладают своим сознанием, даже каждая клетка и атом, входящие в любые структуры, также обладают сознанием.

Всякое сознание развивается индивидуально, и общих законов для развития его не существует. Как нет двух подобных душ, точно так же нет и двух одинаковых сознаний. Потому ступеней сознания бесчисленное множество. И сохранение непрерывности сознания после ухода с физического плана Бытия значительно ускорило бы эволюцию развития человека. Ведь в Тонком Мире, в отличие от плотного, где физическая сущность прекращает свою жизнь, сознание может продолжать свое развитие и претворять добытый на земле опыт в новые накопления.

Человеческое сознание можно уподобить ларцу, куда складываются все духовные достижения, все сокровища, которые найдут применение в дальнейшей жизни всякой сущности и всякой формы жизни. Человек каждую свою земную жизнь начинает не с нуля, он приносит с собой из прошлых воплощений запас своей опытности и все свои прежние достижения, которые ему необходимо вспомнить и возобновить. Только благодаря сознанию становится возможной эволюция человека.

Но ничтожно число людей, которые сохраняют непрерывность сознания при переходе в Тонкий Мир. Многие там просто спят и влачат полусознательное существование. Так, материалист, даже при своем высоком интеллектуальном развитии, но отрицающий духовность, в Тонком Мире не будет иметь сознательной жизни. Именно перед нами стоит цель достигнуть непрерывного сознания во всех оболочках и во всех сферах. Поэтому усилия Сил Света и направлены на расширение сознания человечества, на пробуждение высшего устремления для создания магнитного тока, влекущего дух в Высшие сферы.

Растущее в течение бесчисленных жизней человеческое сознание развертывает все скрытые в нас высшие возможности. Конечно, на первоначальных стадиях это сознание равно животному и развивается очень медленно. Развитие памяти находится в зачаточном состоянии. Нет еще различия между добром и злом, желания низшей природы являются главной побудительной причиной всех поступков. Затем появляется или развивается воля человека — и следующий период развития проходит под знаком постоянной борьбы между волей, которая еще очень слаба, и желаниями, которые еще очень сильны. Но ввиду слабого развития ума воля зачастую приводит к многочисленным ошибкам и, значит, к страданиям. Но из страданий рождается жизненный опыт, рождаются знание и мудрость, которые приводят к победе воли над желаниями. И тогда рост человеческого сознания идет быстрым шагом. Человек начинает сознательно предпочитать добро злу.

Знание того, как развивается сознание, есть тайна из тайн, наука наук. Зная, как развивается человеческое сознание, по аналогии можно иметь представление, как развивается сознание низших и высших форм жизни. Царство человеческое порождено желанием высших возможностей и достижений. Рост сознания есть вечный неустанный труд восхождения. Все человеческие достижения есть результат развития нашего сознания. Именно развитое сознание делает из раба властелина.

С развитием самостоятельного сознания человек становится человеком — то есть мыслящим существом. Он — часть лучшего устремления Космоса, ибо является высшим проявлением космического творчества. Он несет на себе все проявления Космоса. И то, что он отражает в себе все космические функции, тем самым измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе.

Тесная связь существует между человеком и космическими силами. Ведь человек являет собою часть космической энергии, часть стихии, часть разума, часть сознания высшей материи. Истинно, человек есть отражение Вселенной, есть малый Космос.

Эта истина была известна древним: «Познай самого себя», — говорил Сократ. «Царство Божие внутри нас», — утверждал Христос.

Трудную задачу развития человеческого сознания, от первобытного человека до сознания Богочеловека, взяла на себя Иерархия Сил Света. Великие Учителя воплощаются среди нас под разными Обликами, дают нам Учение, помогают строить общества, развивают науку, искусства, ремесла. Помимо этого, Они же наполняют резервуар космического пространства необходимыми для нас эволюционными мыслями, которые подпитывают наши сознания. Пространство буквально вибрирует мыслями. И не случайно мы порой говорим: мысль прилетела.

Хотя человеческое сознание развивается очень медленно, но у некоторых людей, одухотворенных высокими мыслями и стремлениями, случаются моменты озарения, когда временно пробуждается высшее сознание человека. И хотя такие моменты очень кратки, но дают они человеку чрезвычайно много. Это так называемые моменты космического прозрения. Библия полна описаний таких вдохновений. Широко известно озарение, постигшее апостола Павла на пути его из Иерусалима в Дамаск, когда из гонителя христиан он стал их апостолом.

Сейчас мы переживаем такую эпоху, когда в развитии нашего сознания требуется скачок или взрыв. Все развитие эволюции неимоверно ускорилось, и невозможно допустить отставание человеческого сознания. Новый Мир входит в жизнь.

Сознание необходимо развивать. Застывшее в своем развитии сознание самому себе выносит смертный приговор и грозит его обладателю полным уничтожением. Причем нужно добровольно развивать свое сознание, насильственного развития не может быть. Нужно развивать сознание, совершенствовать его, наполнять высокими мыслями и образами, то есть переводить на более высокий уровень вибраций, соответствующий новым космическим энергиям. В противном случае огонь Космоса может испепелить естество человеческое. Истинно, сознание должно стать огненным, и равнодушие, лень, апатия — это смерть для сознания. Чтобы не раствориться в окружающем мире зла, чтобы не быть испепеленным, надо объединить свое сознание с сознанием Высокого избранного Учителя, нужно объединяться здесь, на Земле, с другими носителями просвещенного сознания.

Преобразить сознание — значит войти в особый мир; значит по-новому оценивать все происходящее; значит идти вперед без оглядки; значит покинуть сетования и обрести доброжелательность.

Каждое из семи начал, входящих в состав человека, излучает свою энергию, которая видима развитыми психиче-скими чувствами людей. Каждая мысль, каждая эмоция и ощущение отражаются и отмечаются в виде излучений на ауре. Аура ткется энергиями, и потому, как таковая, она действует не только на все существо, но и на все окружающее ее. Нет ничего, на что бы не действовала аура, особенно аура сознательного человека. Сила воздействия ауры прямо пропорциональна мощи психической энергии в человеке.

В древних рукописях можно найти сравнение человека с цветущим садом; такое сопоставление имеет научную основу. Действительно, когда центры человека излучают свечение, они подобны чудесным цветам.

Главная мощь ауры — в ее насыщенности психической энергией. Аура являет элекромагнитное поле энергий, действующих в нашей сущности. Магнит ауры может быть мощен. Поле ауры должно быть окружено заградительной сетью, сотканной из отложений тончайших энергий и огня пространства для охраны от посторонних вторжений и воздействий. Но люди, лишенные духовности, не имеют такой защиты, потому они так часто беззащитны от воздействий Тонкого Мира и окружающих людей. Аура есть комплекс всех энергий нашего существа.

Аура вибрирует и светит всеми цветами радуги, когда дух устремлен к высшим мыслям и эмоциям. При возрастающей духовности появляются над головой и разные диадемы. Аура людей среднего уровня и невысокой нравственности светит довольно тускло, и часто она бывает пятнистой, с неприятными цепкими образованиями в ней.

Жители Тонкого Мира воспринимают нас только по этим излучениям. Кстати, эти излучения могут быть видимы и земными людьми, но они воспринимают их через цвет собственной ауры. Человек с серой аурой увидит все в сером освещении, с зеленой аурой — в зеленом и т. д. По ауре можно определить состояние физического здоровья человека. Если излучения опущены вниз, скручены, то человек болен.

В излучениях человека отражаются его истинные мысли и намерения. Именно ауру еще называют «истинным паспортом» человека. Человек будет скрывать свои намерения и чувства, но аура его выдаст с головой.

Люди в глубокой древности хорошо представляли значение своих излучений, или флюидов. Потому они нередко окружали больного или старого человека людьми молодыми, полными здоровой энергии. Лечили наложением рук, наслаивали с этой же целью энергию на предметы.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лекция 12. ЧЕЛОВЕК: КТО ОН ЕСТЬ? | Геркен - Дневник Геркен | Лента друзей Геркен / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»