• Авторизация


Лекция 10. ОСОЗНАНИЕ БОГА 14-03-2017 11:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лекция 10

ОСОЗНАНИЕ БОГА

Представление о Боге. Абсолют. Бесполезность споров.

Бог и христиане. Средства увидеть Бога.


Если спросить людей, кто же управляет миром, то многие ответят: БОГ. Но спроси их, кто же такой БОГ, что он собой представляет, какова его сущность, — и многие признаются в своем незнании. В истории понятие о Боге менялось всегда с развитием людей. Человек во все времена сам создавал своего Бога. Первобытный человек признавал за Бога все, что превышало его самого. Все непонятные и грозные явления были для него если и не самим Богом, то, безусловно, его проявлениями. Каждый народ и нация, развиваясь среди определенных условий, вырабатывали свои собственные представления о характере и духе своих богов. У народов севера боги были суровыми, такими как Один или Тор. Южная мягкая природа способствовала появлению целого сонма богов, фей, муз. Божественное нередко сочеталось с человеческим. Боги Греции, например, ссорились, дрались, ревновали, обманывали и людей, и друг друга. В Египте почитание Бога вылилось в животные формы, в Индии поднялось до осознания единого неизреченного Начала, или Абсолюта. 

Формы почитания Бога были различны. Как сказано в священном индусском писании, “человечество приходит ко мне разными путями, но, каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его, ибо все пути принадлежат Мне”.

Великий подвижник Индии Рамакришна говорил: “Когда у человека есть истинная преданность и любовь, он может достигнуть Бога путем любой из отдельных религий или сект… Единственное, что необходимо для достижения, — это полная преданность Богу всем сердцем и всей душой”.

Вайшнавы, магометане, христиане и индусы — все жаждут одного и того же Бога. Бог один, но имеет много имен. То, чему поклоняются, одно, но его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все священные писания мира говорят об одном и том же Боге… Однако различные секты находятся во вражде одна с другой. Поклонники Кришны говорят, что нельзя достигнуть без поклонения Кришне; верущие в Божественную Мать думают, что поклонение Божественной Матери — это единственный путь спасения; и, подобно этому, христиане говорят, что никто не может достигнуть Царства Небесного иначе, как верой в Христа, что Христос есть единственный путь и христианство единственная религия, все остальные религии ложны. Можно услышать и такое: “Моя религия истинна, все другие ложны”. Утверждения такого рода не могут быть верными.

Люди спорят между собой, говоря: “Бог личен и имеет форму. Он не может быть безличным и не иметь формы”. Бог личен, но в то же время безличен; имеет форму и в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов!

Четверо слепых подошли к слону. Один дотронулся до ноги слона и сказал: “Слон похож на столб”. Другой дотронулся до хобота и сказал: “Слон похож на толстую дубину”. Третий дотронулся до живота слона и сказал: “Слон похож на огромную бочку”. Четвертый дотронулся до ушей и сказал: “Слон похож на большую корзину”. И потом они начали спорить между собой относительно того, каков слон. Прохожий, услышав их спор и ссору, спросил, о чем идет речь. Они рассказали ему все и попросили рассудить их. И прохожий сказал: “Никто из вас не видел слона. Слон совсем не похож на столб, но его ноги похожи на столбы. И он не похож на бочку, только его живот похож на бочку, и он не похож на корзину — его уши похожи, и также он не похож на дубину, а только его хобот похож. Слон соединяет в себе все это вместе”.

Точно так же и сектанты, которые ссорятся и спорят между собой, видели один аспект Божества. Но только тот, кто видел все аспекты, может решить все эти споры.

Набожный человек, познавший Бога в одном аспекте, знает Его в одном этом аспекте. Но только человек, видевший Бога в Его многообразных аспектах, может сказать с уверенностью: “Все эти формы принадлежат одному Богу, потому что Бог многообразен”. Он и не имеет формы и имеет ее, и имеет так много форм, что их все знать невозможно.

Никто не может сказать, что Бог такой и больше никакой. Для набожного человека Господь является личным существом, имеющим форму. Но для того, кто достиг состояния Самадхи (просветления), в котором пропадает чувство “я”, для того Он, не имеющий формы, безличный и вечный Абсолют.

Чем выше культура народа, тем возвышеннее и понятие о Боге. Единобожие принято считать более высокой ступенью понимания Бога, нежели многобожие. То есть понимание Бога есть величина меняющаяся. Но каждый раз, когда людям приходится менять свое понимание Бога, это воспринимается ими как трагедия.

Единое и Бесконечное Начало существует от вечности, являясь либо активным, либо пассивным в гармонической последовательности. Космос пульсирует подобно человеческому сердцу. Наша видимая Вселенная есть всего лишь одна в целом ряду предшествовавших ей Вселенных, не имеющих ни начала, ни конца.

Абсолют есть Беспредельность, есть Все, потому невозможно ограничить его какими-либо определениями. Первопричина Космоса навсегда останется для нас Величайшей Несказуемой Тайной, и мы можем постигать лишь отдельные аспекты и проявления этого Абсолюта, именуемого в религиях Богом, или Душой Космоса. В христианстве это Первоначало обожествлено и приобрело черты личного Бога, который и сердится, и гневается, и посылает своего Единородного Сына на заведомую гибель; это Бог, которого можно умилостивить, принести ему жертву. Но Древней Мудрости такой “бог” был неизвестен.

Согласно сокровенному знанию, весь мир существует вечно, но это вечное существование, или бытийность мира, состоит из отдельных периодов: в таких бесконечных циклах мир постоянно совершенствуется. В основе всего Космоса лежит Триединство: Единый Элемент, включающий дух и материю. Если Единый Элемент относится к непроявленному, то дух и материя являются основными элементами проявленного мира.

Единый непроявленный Элемент есть непостижимый Источник всего сущего. Все из Него исходит и все в Него возвращается. Этот Элемент получил название Абсолюта. Мы можем судить о таких качествах Абсолюта, как вечность, беспредельность и неизменность, в целом же Он представляет собой Непостижимую Тайну. В проявленном мире Абсолютное является нам Беспредельностью и Вечностью, но в мире абсолютного нет ни пространства, ни времени. Беспредельность есть проявление абсолютного в пространстве, а Вечность — его проявление во времени.

Вся Вселенная проникнута Единым Божественным Началом, зримое и незримое бытие которого выражено в вечном, никогда не прекращающемся Движении (Дыхании), порождающем все новые и новые дифференциации и сочетания в нескончаемой смене и процессе раскрывания в этой неизмеримой, несказуемой и вечно непознаваемой Тайне из Тайн.

Вначале Вселенское Небо было бесконечным, необъяснимым океаном жидкого огня. Самое сильное и богатое воображение не в состоянии сформировать правильную концепцию высоты, глубины, протяженности и ширины этого океана. Существовала лишь единая огромная протяженность жидкой субстанции, она не имела границ, она была непостижима, равно как ее сущность и качества. Это было изначальное состояние материи. У нее не было формы, поскольку она была единственной формой; она не обладала движением, ибо она была вечностью движения. У нее не было частей, потому что она была целым. Частицы не существовали, потому что целое было одной частицей. Не было солнц, она была единым вечным солнцем. У нее не было ни начала, ни конца. У нее не было протяженности, ибо она была вихрем единой вечности. У нее не было кругов, ибо она была единым бесконечным кругом. У нее не было изолированных сил: она была сущностью всей силы. Ее невообразимые размеры и состав были таковыми, чтобы порождать не силы, а всесильную силу.

Материя и сила существовали как единое и нераздельное целое. Материя содержала субстанцию, чтобы породить все солнца, все миры и системы миров во всем огромном пространстве. В ней содержались качества порождать все вещи, проявленных миров. Субстанция содержала мудрость, доброту, справедливость, милосердие и истину. В ней был изначальный главный принцип, проявляющийся на всем громадном протяжении пространства; он управляет мирами, системами миров и порождает движение, жизнь, чувства и интеллект с тем, чтобы они свободно распространялись в них как ее конечные силы проявления.

В основании всего Мироздания лежит великий импульс, или устремление к проявлению. Этот же импульс, или жажда бытия, влечет и человека к воплощению. В своем высочайшем аспекте это есть Божественная Любовь, а также и сублимированная человеческая любовь. В древнейшие времена именно Кама, Бог Любви, почитался величайшим Богом. Бог есть Любовь, и в любви, и через любовь зачато каждое проявление Его. Весь Космос держится Космическим Магнитом, или Божественной Любовью. Божественная Любовь зачинает все миры.

В Божественном Сознании нет ни начала, ни конца, а лишь вечное ЕСТЬ. Так же как невозможно представить себе Беспредельность, имеющую начало, то и говорить о начале Мироздания не приходится. Разве может ум человеческий представить себе даже начало одной из великих Манвантар (эпох), число которых теряется в беспредельности? Когда говорят, что Единый разделился на два, то под этим имеют в виду, что Единый отразился в нашем мире двумя частями — духом и материей. Луч Абсолюта, взаимодействуя с первичной субстанцией, создает вихрь огня. Так появляется Единый Проявленный — духоматерия. Затем она дифференцируется на два элемента — дух и материю, и дифференциация (дробление) идет по нарастающей — на стихии и элементы; развертываются различные планы бытия, создаются многочисленные формы в Космосе. Но в каждой форме неизменно присутствует Луч Абсолюта, который создает данную форму путем последовательного проявления. Потому и говорят об огненном всеединстве мира. Но нужно помнить, что Абсолют не дух и не материя, а есть причина того и другого.

Потому все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо, если мы начнем ограничивать Абсолют нашими представлениями, он перестанет быть таковым и станет ограниченным. Потому Абсолют непостижим. Ведь Абсолют вмещает понятие беспредельности. Но кто задумывается над этим величественным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта. Но, так как мы все — частицы этого Абсолюта, а каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.

Все великие умы всегда придерживались высокой безличной идеи, но нет особого вреда, если степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь бы Существо это не явилось отображением его самого, но было бы истинным подобием Высшего Иерарха на Лестнице Света. И Вы будете оправданы, признавая Высшего Иерарха своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего мира в Мощи своей не только может быть, но и есть проявленный для нас Бог.

Бог есть первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы произносим хулу на Духа Святого: утрачивая путь и связь с Высшим, ведущим Началом, ввергаемся в бездну хаоса, служа отбросом для космической переработки.

Понятие Бога покрывает собою все — “в нем мы движемся и имеем бытие”. Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Бог есть эта Беспредельность, потому всякие суждения о Нем неизбежно будут лишь ограничением Его. Мы можем лишь в глубоком благоговении, в высшей радости сердца преклониться перед этой Несказуемой Мощью и Красотой и ликующим духом устремиться к этой Тайне из Тайн великой Беспредельности. Истинно, путь приближения к Богу есть путь беспредельный.

Величайший Бог всех народов есть Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское божество — Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.

Христианский мир для Высшего Понятия избрал слово «Бог». С этим словом христиане веками связывали все самое Высокое, все самое Прекрасное, доступное их сознанию. Ведь сказано: “Бог есть Дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в Духе”. Именно это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Это сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, “все в Нем движется и дышит и имеет Бытие”. Если сказано, что Бог беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать предельным и конечным? Поэтому лишь представление Бога, как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего, Беспредельного и Непознаваемого Принципа, может действительно ответить всем запросам и пояснить многие недоразумения.

Существуют верования в личного Бога. У христиан он почитается имеющим Три Лица: Отец, Сын и Дух Святой; у индусов Брахма — творящий, Вишну — хранящий и Шива — разрушающий.

Всякий личный Бог есть результат эволюции духа человека, а не первопричина. Христиане неправильно истолковали слова Христа — “Бог есть Дух” и наделили этот Принцип признаками отдельной духовной сущности с определенными человеческими качествами. В действительности же слова Христа означали не Духовное Существо, а Дыхание Бога, или Жизнь Мира.

Отождествив идею Бога, или Великое Непознаваемое, с личным Богом, христианство не только не создало высшего религиозного понимания, но в своем самомнении ввергло западный мир в неисчислимые бедствия, направив и религиозное, и научное мышление по ложному пути.

Теперь в адрес христианского личного Бога постоянно несутся упреки в несправедливости, в жестокости, ибо верущий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов.

Говоря о том, что Он и Отец одно, Христос имел в виду совсем не некое духовное Существо, а именно Единую Реальность, Первопричину, Которая есть во всем, и каждая сущность, находящаяся во Вселенной, есть Сын Ее. От этого Единого все получило Начало, и все приходит к нему в конце концов.

Задумайтесь, насколько сознание Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди обычно упускают из виду эволюцию этого Понятия. Ибо косное большинство всегда плетется в хвосте и следует раз и навсегда установленным догмам. Истинно, можно сказать, сколько сознаний, столько и представлений о Боге.

Ведь если допустить существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и Всеведующего Бога в Облике Существа, то верующие должны запросить Его: почему Всемогущий и Вселюбящий Правитель всей Вселенной допускает столько вопиющей жестокости и несправедливости? Разве не видит Всевидящий Бог, как погибают миллиарды его созданий в образе людей и прочих тварей? Можем ли мы вздохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней? Каждый момент нашей жизни, каждое дыхание наше несет смерть миллионам. Почему они должны умирать? Почему нужна их смерть? Несомненно, найдутся люди, которые станут уверять, что все это создано Богом для нашего испытания, и что зло ведет к добру. Но подобные детские уверения не могут удовлетворить ни одного мыслящего человека, ибо мы видим, как зло заразительно и, если бы не отдельные высшие сознания, давно волна зла затопила бы мир. Неужели ради этих нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания миллионов людей на протяжении нескончаемых веков?

Почему такая несправедливость в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Бог в силу этих своих свойств создать более высокую и совершенную Природу? Зачем понадобилось Ему созерцание этого неустанного самоистребления и выживания наиболее приспособленного и сильного? Нет, невозможно примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведующего и Всемогущего Бога, преподанного нам церковью. Именно Восток, от Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной пришел к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной. Ибо Абсолют этот вмещает в себя все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.

Взывайте к Богу с жаждущим сердцем и тогда вы увидите Его. Люди проливают целые кувшины слез из-за своей жены или детей; целые потоки, в которых сами могут утонуть, из-за денег; но кто прольет хоть одну слезу из-за Бога? Взывайте к Нему не для показа, но с жаждущим и страдающим сердцем. Розовый свет зари является раньше восхода солнца; подобным же образом жаждущее и страдающее сердце есть знак видения Бога, которое приходит после.

Бога можно ощутить исключительно одним очищенным сердцем. Обыкновенно ум покрыт пятнами низкого. Ум можно сравнить с иглой. Если иглу покрыть слоем грязи, то ее не будет притягивать магнит, но если смыть грязь, магнит опять притянет иглу. Подобным образом, когда ум покрыт слоем земного, он не чувствует притягивающего влияния Господа.

Страстное устремление есть самый верный путь к видению Бога. Через это страстное желание ум остается укрепленным в Божественном Существе… Для того, чтобы видеть Бога, человек должен любить его всем сердцем и всей душой. Абсолютное самоотречение и преданность — поле Божественной Материи, это самый верный способ для того, чтобы увидеть Бога… Божественная любовь — самая редкая вещь в мире. Человек, который может любить Бога, как преданная жена любит мужа, достигает Божественной Любви.

Нельзя ощутить Божество только путем чтения книг. Есть огромная разница между книжным знанием и непосредственным ощущением. Когда ум отказывается от привязанности к чувственному и к богатству, он обращается к Богу.


Вопросы к главе 10

В связи с чем у людей возникла необходимость создания Бога? Как и почему у них изменялись представления о нем? Согласны ли вы с утверждением, что «Бог один, но имеет много имен»?

Возможно ли человеческому сознанию постигнуть понятие Абсолюта? Каковы его качества? Каким образом происходит зарождение многочисленных форм в Космосе? Как вы понимаете мысль об огненном единстве, всеединстве мира?

Почему человек нуждается в очеловечивании Бога (Абсолюта)? Как вы понимаете мысль: «Путь приближения к Богу есть путь беспредельный»?

Как следует истолковывать слова Христа: «Бог есть Дух»? К каким заблуждениям привело христианство отождествление Абсолюта с личным Богом? Какое истинное представление о Боге должно лежать в основе нового миропонимания?

Лекция 9 ОСОЗНАНИЕ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ | Миропонимание Огненной Эпохи | Лекция 11 ВЕЛИКОЕ ЕДИНСТВО

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лекция 10. ОСОЗНАНИЕ БОГА | Геркен - Дневник Геркен | Лента друзей Геркен / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»