Народная.
По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.
Идёт он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котёл его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.
На нём рубашонка худая,
И множество разных заплат,
Шапчонка на нём арестанта
И рваный тюремный халат.
Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи —
Пред ним расстилался Байкал.
Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берёт
И грустную песню заводит,
Про Родину что-то поёт.
«Оставил жену молодую
И малых оставил детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней!»
Бродяга Байкал переехал,
Навстречу — родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец мой да брат?»
«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землёю зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит».
«Пойдём же, пойдём, мой сыночек,
Пойдём же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И плачут детишки гурьбой».
Великолепная Лидия Русланова!
Русская народная песня. Иногда просто называется по первой строчке «По диким степям Забайкалья». Стала широко известна с начала 1900-х годов, но в тюремной среде в Сибири бытовала ещё в 1880-е годы. Авторство достоверно не установлено; в дискографии исполнителей начала XX века эта песня под заглавием «Бродяга» дается с авторством слов И. К. Кондратьева.
Не могу не вставить Евгения Дятлова!
Одним из первых артистов, кто записал «Бродягу» (17 августа 1910 года) на грампластинку, был Семен Павлович Садовников, — «Сеня Садовников», как звала его вся Москва.
К сожалению, неизвестны даты его рождения и смерти. Неизвестно также его происхождение. Голос этого замечательного певца в начале двадцатого века любили и знали многие люди.
Именно он является первым исполнителем песен, которые мы называем «народными», хотя они написаны конкретными людьми.
Современник так описывает его внешний вид: «На нем был кафтан, весь зашитый камнями, с высоким воротом, глубокая шелковая рубаха, подпоясанная шелковым же голубым шнурком, красные высокие сафьяновые сапоги — словом, какая-то амальгама из боярского костюма и оперного костюма не то разбойника, не то «Ваньки-ключника»»
Что же отличало Садовникова от всех других исполнителей? Его мягкому тенору подвластны и нежность, и тоска, и бесшабашная русская удаль, которая свойственна далеко не всем вокалистам… Такие мастера сцены как Леонид Витальевич Собинов и Петр Иванович Славцов более созерцательны и вдумчивы… Они редко выходили из своего амплуа героев-любовников. У Семена Павловича была некая «изюминка». Он создал свой хор с прекрасными балалаечниками.
В исполнении хора им. Пятницкого
Известны дореволюционные записи песни "Бродяга"в исполнении Надежды Плевицкой, Семёна Садовникова. В 1940-е годы в Бухаресте была издана запись в исполнении Петра Лещенко.
В 1946 году в Советском Союзе её записала Лидия Русланова.
Неоднократно исполнялась хором им. Пятницкого. В 1973 году польский певец Чеслав Немен включил «По диким степям Забайкалья» в свой альбом русских песен.
В 1980 году песню для своего альбома записала Жанна Бичевская.