Грех и наказания за него — одна из главных тем работ Босха.Одним из примеров является триптих, названный Босхом «Воз сена».
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Художник Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Воз сена (триптих)
1500-02гг, музей Прадо, Мадрид, Испания [699x498]
Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) — странник, идущий по дороге. Для современников Босха дорога была символом земной жизни. [564x699]
Внутри (триптих открыт) — тема продолжается. Иероним Босх Рай Воз сена - Левая панель
Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.
Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю. [241x697]
Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай.
Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама.
Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее. Центральная панель
Здесь Босх показывает один из смертных грехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия, насилие, убийство, гордыня, разврат и обман.
Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имело небольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирской выгоды. И выражeние "везти воз сена" с кем-то значило дразнить или обманывать этого человека. [524x698]
По дороге, среди природы, свойственной Босху, движется воз сена. Вверху Христос, благословляет людей на праведную жизнь [350x343]
Сцена ниже совсем не духовна.
На вершине стога, на заднем плане — обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки, учитель соблазняет ученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это, но флейта демона побеждает.
А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин (ненасытность) [700x530]
А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольше сена (благ).
Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти. [588x624]
Ниже — простой народ. Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленях у женщины с ребёнком.Кто с вилами, кто с лестницей... [640x682]
И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на земле — приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающую другую.
Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания на происходящее. [700x536]
Жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка; дантист "лечит" пациента [700x379]
В правом углу ненасытный священник наблюдает за монахинями, которые наполняют большой мешок сеном [700x642]
Все же, несмотря на все это, воз продолжает продвигаться, размалывая всё, что попалось под колёса. Тянут его демоны (справа) с большой рыбой (символ жадности, ненасытности). И тянут прямо к дверям ада [700x635]
Цель Босха-показать современникам, что занятие, не приносящее пользы людям, не имеет ценности, оно — сено, используемое Сатаной.
Идея картины:" Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия, насилие, убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению" [699x498] Посты по теме Ад-это отсутствие Бога Марк Твен/Письмо ангела-хранителя Hieronymus Bosch.Семь смертных грехов Hieronymus Bosch.Сад земных наслаждений Hieronymus Bosch.Поклонение волхвов