Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.
Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере),на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.
Леонардо да Винчи. Портрет женщины. Считается "Прекрасная феррониера" (Portrait de femme, dit La Belle Ferronniere), 1495-1499, дм, 63х45 см, Лувр
Примечания:
1. Фероньерка, ж. устар. (а также фероньера) - женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.
2. Современники вспоминают некоего господина Ла Феррона, жена которого... и т.д. Возможно, что и здесь присутствует игра слов и приямой намёк на известную даму.
Леонардо да Винчи. Спаситель мира (Salvator Mundi), дерево, масло, 66х47 см, Лувр, Абу-Даби
Описание Артхива
Вечер 15 ноября 2017 года ознаменовался сенсацией в художественных кругах: картина «Спаситель Мира» или «Сальватор Мунди», уверенно приписанная Леонардо да Винчи, стала самым дорогим на планете произведением живописи. На аукционе Christie’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель выложил за него немыслимую сумму – 450,3 млн долларов. Это стало логичным завершением 11-летней эпопеи с переоткрытием, исследованием, реставрацией и перепродажей панели – истории более увлекательной, чем любой триллер.
Изображение Христа соотносится со стихом из Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (Иоанна 4:14). Иисус с каштановыми локонами пристально смотрит на зрителя. В его левой руке покоится хрустальная сфера, а правая поднята в благословляющем жесте. По словам профессора Мартина Кемпа из Оксфорда, «Спаситель буквально держит на ладони благополучие мира и его обитателей». При этом Леонардо однозначно представляет Искупителя не божеством, а человеком – что крайне необычно для того времени – без короны или нимба.
Шар – символ властителя и одновременно эмблема самого мира. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, которые кропотливо воспроизвёл да Винчи. В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами. Его кристаллы устанавливались в реликвариях времён Средневековья. Таким образом, сам материал и совершенство непрерывной формы наделяют сферу чудесными свойствами.
Точно известно, что «Спаситель Мира» принадлежал королю Карлу I Английскому (1600 – 1649). Запись о картине содержится в реестре королевской коллекции, составленной через год после казни монарха.
В период с 1763-го по 1900 годы о панели ничего не известно. За это время её происхождение, авторство Леонардо и «королевское» прошлое были полностью забыты. На заре XIX века работу приобрёл Фрэнсис Кук, посчитав её произведением живописца Бернардино Луини, последователя да Винчи. К этому времени Христу дописали более густую бороду, а его лицо и волосы были настолько перекрашены, что образ изменился практически до неузнаваемости.
Впоследствии коллекция Кука рассеялась, и в 1958 году «Спаситель Мира» был продан с молотка всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов США в ценах 2017 года). Далее панель вновь исчезла почти на полвека и появилась только в 2005 году на региональном американском аукционе уже безо всякой атрибуции.
Новые владельцы шедевра проявили заботу и внимание, заказав его реставрацию доктору Диане Модестини из Института изящных искусств Нью-йоркского университета. Она обнаружила, что первые вмешательства в изображение датируются ещё 1600-ми годами. За время существования картины оригинальный чёрный фон был заменён зелёным, а позже — грязно-коричневым. Перед продажей в 2005 году кто-то – возможно, владелец или местный любитель – нанёс на поверхность новый слой лака, «клейкий и неровный, с грубой подкраской».
В процессе реставрации доктор Модестини заподозрила, что работает с произведением Леонардо да Винчи. «Я шла домой и думала, что сошла с ума. У меня дрожали руки», – вспоминала учёный.
По мере того, как её уверенность крепла, было решено показать картину группе международных экспертов по Леонардо. Панель тщательно и по нескольку раз изучали искусствоведы, кураторы и реставраторы из институтов Флоренции и Милана, национальных галерей в Вашингтоне и Лондоне, из Оксфордского университета, Метрополитен-музея и университета Лестера.
Они единодушно пришли к выводу, что перед ними – творение величайшего художника в истории, но разошлись во мнениях по поводу даты создания. Большинство учёных отнесли картину к концу проживания Леонардо в Милане (поздние 1490-е годы), когда он писал «Тайную вечерю». Другие же посчитали, что «Спаситель Мира» появился несколько позже, уже во Флоренции, куда мастер переехал в 1500 году, а, значит, относится к периоду «Моны Лизы».
В 2011 году «Спаситель Мира» впервые был показан публике на выставке «Леонардо да Винчи. Художник при дворе Милана» в Национальной галерее в Лондоне. Тем самым был признан его статус как одной из всего двух десятков известных нам живописных работ мастера Ренессанса. Открытия подобного уровня не случались с начала XX века, когда вновь была обретена панель Леонардо «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»), ныне принадлежащая Государственному Эрмитажу.
Казалось бы, владельцы «мужской Моны Лизы», потратившие столько времени, денег и усилий на реставрацию и идентификацию, должны дорожить своим сокровищем. Помимо прочего, это единственная живописная работа самого знаменитого на планете художника, остающаяся в частной коллекции. Однако в 2013 году «Спаситель Мира» вновь оказался на аукционном подиуме. Тогда его купил за 80 млн долларов швейцарский арт-дилер Ив Бувье и через несколько дней перепродал российскому магнату Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона.
Спустя несколько лет миллиардер заподозрил арт-дилера в мошенничестве при сделках с произведениями искусства и подал в суд. «Сальватор Мунди» стал одним из камней преткновения в юридических сражениях. Бувье все обвинения отметает.
Рыболовлев снова решил продать картину. Её беспрецедентная история и грамотный маркетинг аукционного дома Christie’s создали ажиотаж на рынке. В результате «Спаситель Мира» возглавил два списка самых дорогих картин на планете – как проданных на публичных торгах, так и в закрытых сделках. Его стоимость в 2,5 раза превысила предыдущий рекорд «Алжирских женщин (версия О)» Пабло Пикассо (174,9 млн долларов на распродаже в 2015 году), и в полтора раза – «Обмена (Interchange)» Виллема де Кунинга (300 млн долларов в частной продаже в том же 2015-м).
Автор описания Артхива: Влад Маслов
Богоматерь в скалах (The Virgin of the Rocks). 1493-1508, дерево, масло. 189,5х120 см. Национальная галерея, Лондон
Далее статья Артхива
Над «Мадонной в скалах» да Винчи вновь нависла тень сомнений
Всё дело в нарциссах. Исследования Энн Пиццоруссо(Ann Pizzorusso), биолога и историка искусства эпохи Возрождения,возобновили дискуссию о том,принадлежит ли «Мадонна в скалах» из Национальной галереи в Лондоне кисти Леонардо да Винчи.
Как известно,существуют две версии этого полотна,написанного в 1483 — 1486 годах. Одно выставлено в парижском Лувре. Второе находится в британской столице. И на нём художник изобразил… несуществующие цветы. Это удивительно,ведь приверженность Леонардо к почти научному изображению природы хорошо известна! На картине из французской коллекции растения и камни выписаны очень тщательно.
Лувр Лондон
«Ботаника на „луврской“ версии передана в совершенстве. На полотне изображены растения,которые действительно могут произрастать во влажном тёмном гроте, — рассказала Энн Пиццоруссо газете „Гардиан“(The Guardian). — Но на лондонской версии растения выполнены небрежно. Некоторые вообще не существуют в природе,а на других цветах неправильное количество лепестков».
Пиццоруссо описала новое исследование в своей книге«Твиттинг да Винчи»(Tweeting da Vinci), которая посвящена геологии,гидрологии и водной инженерии в творчестве художника Ренессанса.
«Кажется маловероятным,что один и тот же человек мог написать грот так аккуратно во „французской“ работе и так неестественно в „британской“. Особенно учитывая правдивость Леонардо в изображении природы, — добавила эксперт. — В его работах нет абсолютно ничего,что не соответствовало бы натуре».
Версию Пиццоруссо поддерживает авторитетный садовод Джон Гримшоу(John Grimshaw). Рассказывая о растениях на лондонской картине,он поясняет: «Это очень бросается в глаза,потому что идёт в разрез со всем,что Леонардо делал в период своего ботанического искусства. Это не настоящие цветы. Это странные фантазии,такие себе полу-аквилегии. При взгляде на нарциссы,например,видно,что с цветами всё в порядке,но всё растение неправильное».
Теория Пиццоруссо подкрепляет прошлые сомнения относительно принадлежности полотна кисти Леонардо. В течение многих десятилетий считалось,что картину писали ученики флорентийского художника. Лишь во время реставрации 2010-го года было признано,что мастер работал над ней самостоятельно.
Национальная галерея отказалась комментировать новое исследование,сославшись на собственную опубликованную работу. В ней подтверждаются подозрения в том,что да Винчи не сам писал«британскую» реплику«Мадонны в скалах». Но в публикации также утверждается,что полотно из Лувра опирается на «полностью натуралистические тактики,придающие картине её духовный оттенок», а версия из Лондона«заметно менее натуралистична […] идеальный мир,созданный до физического воплощения нашего собственного несовершенного космоса».
В свою очередь Майкл Дейли(Michael Daley), директор проекта по защите подлинности произведений искусства ArtWatch UK,заявил,что доказательства Энн Пиццоруссо — это«гвоздь в крышку гроба установления авторства да Винчи». Эксперт пояснил: «Смысл существования Леонардо был в понимании и описании природы. Немыслимо,чтобы он мог отредактировать окружающий мир в отдельно взятой картине».
Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини (1479-1528), жены Франческо дель Джокондо, известной как Монна Лиза Джоконда или Джоконда (Portrait de Lisa Gherardini (1479-1528), epouse de Francesco del Giocondo, dite Monna Lisa, la Gioconda ou la Joconde). 1503-1510, дерево, масло, 77х53 см, Лувр
Примечание - Игра слов: итал. del giocondo - радостная, улыбающаяся.
Леонардо да Винчи. Святая Анна, Богородица и Младенец, играющий с ягненком, известная как Святая Анна (Sainte Anne, la Vierge et l'Enfant jouant avec un agneau, dite La Sainte Anne), 1503-1519, дерево, масло, 168х130 см, Лувр
Описание музея - Святая Анна, Дева Мария и Младенец Иисус - три поколения, два плода непорочного зачатия - изображены в пейзаже. Скорее всего, картина была заказана в качестве бывшего ветерана Святой Анны в благодарность за рождение дочери Людовика XII, но Леонардо слишком долго работал над картиной, чтобы представить ее заказчику. Композиция является прекрасным примером его экспериментов с композицией фигуры и очень вдохновила художников следующего поколения.
Описание Е.П. Маточкина, канд. искусствоведения, г. Новосибирск
Святые Леонардо да Винчи по-человечески земные и в то же время в высшей степени совершенны и прекрасны. Леонардо подчёркнуто не рисует над их головами нимбы, чтобы не причислять их к рангу святых формальным путём. В божественности же героев убеждает прежде всего их идеально-возвышенный облик и одухотворённая красота. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему. Леонардо выявляет свой замысел с помощью несложных геометрических построений. Действительно, в композиции явно просматривается движение, которое направлено по диагонали вниз из левого верхнего угла. Оно начинается с горного хребта, который своей дугой повторяет рисунок плеча и правой руки Девы Марии. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны - матери Марии. Мотив наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка - символ жертвенного агнца. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание. Если Анна смотрит с величавой радостью, то Мария - с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына. Леонардо считал художников «внуками бога», а сферу живописи распространял на «философию природы», в том числе, надо полагать, и на философию света. Можно сказать, что свет в его произведениях отождествляется с божественной сущностью персонажей, свет вершит красоту. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту», - всегда советовал Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделённую высшим духовным началом. Любовь вечная, проходящая через все поколения, - любовь Анны, любовь Марии - помогает узреть этот свет, который и есть само божественное очарование.
Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1510-1514, дерево, масло, 69х57 см, Лувр
«Иоанн Креститель» - один из наиболее известных шедевров да Винчи его позднего периода творчества.
Искусствоведы сходятся в том, что в этой картине великий художник довёл открытую им технику сфумато до совершенства. Фигуру Иоанна да Винчи поместил на тёмный глухой фон, чтобы сосредоточить зрителя только на герое, а с помощью сфумато, мастер добился уникального обволакивающего эффекта.
Моделью для картины стал известный ученик Леонардо – Салаи, который был рядом с мастером более 20 лет, и историки до сих пор спорят о природе их взаимоотношений.
Сама картина объединяет как традиционную символику, так и новаторские элементы. Герой обладает женоподобной внешностью и облачён в шерстяную одежду, также каноническим является изображение его с длинными волосами и указывающим в небо перстом. Впрочем, поднятый вверх палец выступал лейтмотивом во многих работах великого итальянца. Фигура Иоанна и его правая рука, размещённые в своих диагоналях, напоминают зашифрованный символ креста. Сам же тростниковый крест еле угадывается на картине. Герой не бездушен и строг – на его лица играет лёгкая улыбка, а глаза кажутся живыми и пристальными, к тому же он невероятно молод, что не вязалось с современными представлениями о знаменитом Святом. Картина вызвала недоумение даже у почитателей Леонардо.
Если вспомнить более ранние работы автора, где герои всегда помещены в живописный фон, где выступает природа, то «Иоанн Креститель» и в этой связи выглядит более чем оригинально, что не только указывает на творческие поиска автора, но и на постепенную смену эстетики живописи Ренессанса. Некоторые исследователи считают, что в этой работе да Винчи положил начало маньеризму, который всё больше будет проявляться в последующие годы, сменившие эпоху Возрождения.
Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1515, рисунок сангиной, 33,3х21,3 см. Национальная библиотека, Турин
Леонардо да Винчи считается одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Этот «универсальный человек» намного опередил время своим гениальным творчеством, открытиями, исследованиями. После себя мастер оставил много неразгаданных тайн, среди которых и место его захоронения. Умер да Винчи вовсе не в Италии, как полагают многие, а во Франции. Однако многие ученые до сих пор спорят, чьи останки на самом деле покоятся под гранитной плитой с именем великого мастера.
После смерти Джулиано Медичи Леонардо да Винчи лишился могущественного покровителя. Когда в 1516 году его пригласил к себе французский король Франциск I на место придворного художника, постаревший да Винчи без капли сомнения согласился. В тот период Франция активно приобщалась к Ренессансу, поэтому да Винчи выражали всеобщее почитание. Однако художнику на тот момент было уже 65 лет. Силы покидали мастера, правая рука немела. Он все реже брал в руки краски. Судьба отмерила ему прожить во Франции всего лишь пару лет.
Замок Клу (Кло-Люсе), место смерти Леонардо. | Фото: ru.wikipedia.org.
Согласно легенде, французский король Франциск I находился у смертного одра да Винчи, когда тот отходил в иной мир. В замке Клу (Кло-Люсе), где умер великий мастер, сейчас открыта для всеобщего обозрения комната, в которой жил Леонардо да Винчи. Интерьер апартаментов отличается от общего стиля замка, т. к. историки постарались реконструировать интерьер в стиле Ренессанс до мельчайших деталей.
Реконструированная комната Леонардо да Винчи в замке Клу (Кло-Люссе) в Амбуазе. Франция. | Фото: gorodamira.biz.
Согласно завещанию, Леонардо да Винчи был похоронен в церкви Сен-Флоратен в городе Амбуазе. Подтверждением этого считается запись, сделанная в церковном регистре в 1519 году: «В галереи этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец миланского герцога».
Церковь Сен-Флоратен, в капелле которой был изначально похоронен Леонардо да Винчи. | Фото: de.academic.ru
В результате продолжительных гугенотских войн, происходивших во второй половине XVI века, церковь Сен-Флоратен постепенно разрушалась. Бедняки растаскивали саркофаги аристократов, среди которых находилась могила и Леонардо да Винчи. Забирали даже крышки гробов, сваливая останки умерших в одну кучу
В 1863 году, благодаря энергичности французского критика Арсена Гуссе, на месте церкви производились раскопки. Найденные останки усопших были перемешаны, а кости Леонардо да Винчи выбирались наугад. Критик Гуссе руководствовался прижизненным описанием внешности художника – большим ростом, массивным черепом, высоким лбом. Рядом с «подходящими» останками удалось обнаружить камни с изрядно потертыми буквами INC. Затем исследователь обнаружил плиты с надписями LEO и DUS. Арсен Гуссе ликовал: фрагменты складывались в имя великого мастера LEOnarDUS vINCius.
Часовня Сен-Юбер. | Фото: commons.wikimedia.org.
В 1874 предполагаемые останки Леонардо да Винчи были перезахоронены в часовне Сен-Юбер. А на первоначальном месте его погребения после Первой мировой войны поставили гранитный монумент.
В часовне Сен-Юбер находится гранитная плита с именем Леонардо да Винчи. Рядом на стене висит эпитафия, в которой говорится о последних годах жизни мастера и перенесении его костей из церкви Сен-Флоратен. Однако достоверно никто не может сказать, чьи останки покоятся под могильной плитой да Винчи.
Могильная плита Леонардо да Винчи. | Фото: commons.wikimedia.org.
Гранитная плита и эпитафия Леонардо да Винчи в часовне Сен-Юбер. | Фото: liveinternet.ru.
Находясь на службе у короля Франции, Леонардо да Винчи практически не занимался живописью. Вместо этого он, великий художник организовывал свадьбы.
1. Сфумато Для Леонардо было важно создать иллюзию объемных тел, которые словно бы отделялись от плоскости картины, оживая на наших глазах. Для создания этого эффекта художник стал погружать контуры фигур в мягкую тень, обволакивающую их полупрозрачной дымчатой вуалью.
В результате этого линии, очерчивающие границы формы, становятся подвижными и почти незаметными для глаз, они колеблются, утрачивают ясность, размываются в световоздушной атмосфере.
К этому и стремился Леонардо: ведь линии – это условность искусства, в жизни их нет. А наш мастер ставил себе целью как раз создание таких образов, в которых бы пульсировала жизнь. Этот прием, найденный Леонардо, называется «сфумато» (итал. sfumato «рассеивающийся, неясный»; fumo – «дым», «пар»).
2. Световоздушная перспектива Иначе – тональная перспектива. Она связана с высветлением дальних планов, уменьшением интенсивности их тона, и одновременным «размыванием» контуров. Леонардо отмечал, что «вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными», – такими и следовало, по его мнению, их передавать. Кроме того, художник писал, что самые отдаленные предметы, такие как горы, кажутся нам «синими, почти цвета воздуха», что мы и видим в его картинах.
Стоит заметить, что подобные эффекты создавал в своих гравюрах еще нидерландец Ян ван Эйк в первой трети XV в. Он высветлял дальние планы, в то время как итальянские трактаты того времени убеждали в том, что расположенное вдали темнее, чем то, что вблизи.
Однако Леонардо ввел принцип световоздушной перспективы в постоянную живописную
практику, теоретически его обосновал и применял со свойственной ему виртуозностью.
3. Горные пейзажи О них стоит сказать отдельно. Леонардо очень любил горы, увлеченно их изучал. На его картинах они превращаются поистине в чудо природы, не менее загадочное, чем улыбка Джоконды. Они величественны и фантастичны, в них есть, пожалуй, даже нечто пугающее: кажется, что они абсолютно чужды человеку своей «лунной» холодностью, опасной остротой своих недосягаемых вершин.
Можно сказать, что горные пейзажи Леонардо – это первозданная природа до появления в ней человека, это образ могучей Вселенной, страшной и притягательной в своей таинственности.
4. Жесты
При взгляде на произведения Леонардо не покидает ощущение тайны, которая молчаливо пульсирует в созданных мастером образах. Глядя на его картины, трудно сказать, что именно в них происходит. Но то, что что-то непременно происходит – несомненно. Персонажи находятся в общении – и друг с другом, и со зрителем. И часто это общение передается у Леонардо с помощью красноречивых жестов.
Кисти рук с аристократично-удлиненными тонкими пальцами заговаривают у художника на предельно выразительном пластическом языке, который связывает воедино персонажей и подчеркивает смысловой ритм происходящего.
5. Улыбки персонажей Леонардо был блестящим интеллектуалом и аналитиком, и вместе с тем его называли магом и чародеем (в эпоху Возрождения в этих полюсах не было противоречия: были примеры, когда философ, священник и астролог спокойно уживались в одном человеке).
И действительно, при взгляде на загадочные улыбки героев Леонардо создается впечатление, что этот гений явно от нас что-то скрывает: нечто важное и таинственное, открывшееся его поразительному уму. Улыбки его персонажей трудно однозначно охарактеризовать: сфумато делает их ускользающими и неясными, в них словно всё и ничто одновременно.
А может быть, это сам Леонардо смеется над нашими потугами разгадать его тайны?