![05. 1511. Альбрехт Дюрер. Поклонение Святой Троице (алтарь Ландауэра) [The Adoration of the Holy Trinity (Landauer Altar)], 1511 (532x700, 458Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267747_05_1511_Albreht_Dyurer_Poklonenie_Svyatoy_Troice__altar_Landauyera__The_Adoration_of_the_Holy_Trinity__Landauer_Altar__1511.jpg)
Альбрехт Дюрер. Поклонение Святой Троице (алтарь Ландауэра) [The Adoration of the Holy Trinity (Landauer Altar)], 1511, дм, 135х123,4 см, [8].
![05. 1511. Альбрехт Дюрер. Поклонение Святой Троице (алтарь Ландауэра) [The Adoration of the Holy Trinity (Landauer Altar)], 1511, дм, 135х123,4 см, [8] (647x700, 613Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267746_05_1511_Albreht_Dyurer_Poklonenie_Svyatoy_Troice__altar_Landauyera__The_Adoration_of_the_Holy_Trinity__Landauer_Altar__1511_dm_135h1234_sm_8.jpg)
Альбрехт Дюрер. Поклонение Святой Троице (алтарь Ландауэра) [The Adoration of the Holy Trinity (Landauer Altar)], 1511, дм, 135х123,4 см, [8].

Альбрехт Дюрер. Император Карл Великий и Император Сигизмунд (Emperor Charlemagne and Emperor Sigismund), ок. 1512, пмт, 215 x 115 см (каждая, включая раму).

Альбрехт Дюрер. Император Карл Великий и Император Сигизмунд. Император Карл Великий (Emperor Charlemagne), ок. 1512, пмт, 188 x 87,6 см.

Альбрехт Дюрер. Император Карл Великий и Император Сигизмунд. Император Сигизмунд (Emperor Sigismund), ок. 1512, пмт, 187,7 x 87,5 см.

Альбрехт Дюрер. Мадонна и младенец с грушей (Madonna of the Pear), 1512, дм, 49х37 см.

Альбрехт Дюрер. Апостол Иаков Старший (The Apostle James the Elder), 1516, хт, 45х38 см.

Альбрехт Дюрер. Апостол Филипп (The Apostles Philip), 1516, хт, 46х37 см.

Альбрехт Дюрер. Богоматерь с Младенцем (Virgin and Child), 1516, пм, 28х19 см.

Альбрехт Дюрер. Мадонна с младенцем и гвоздикой (The Madonna of the Carnation), 1516, дм, 36х25 см.

Альбрехт Дюрер. Портрет Михаэля Вольгемута (Portrait of Michael Wolgemut), 1516, дмт, 29х27 см.
Примечание - После того, как он достиг великой славы, Дюрер изобразил мастера, который научил его рисовать. На нем он написал: «Этот портрет был сделан Альбрехтом Дюрером с его учителя Михаэля Вольгемута в 1516 году», к которому он позже добавил, «ему было 82 года, и он жил до 1519 года, когда он ушел из этой жизни на Утро Святого Андрея до восхода солнца. Из надписи неясно, был ли Вольгемуту 82 года, когда он умер или когда портрет был нарисован тремя годами ранее. Михаэль Вольгемут (1434 / 7-1519) имел одну из крупнейших мастерских художника в Германии. Дюрер прослужил там с 1486 до 1489 года, и Вольгемут, должно быть, гордился тем, что стал свидетелем быстрого успеха своего бывшего ученика. В портрете Дюрера все сосредоточено на голове, на нейтральном зеленом фоне. Черты старика не замаскированы, от его запавших глаз и изможденных щек до распущенной кожи на шее. Вольгемут носит пальто на меховой подкладке и простую шляпу или шарф, возможно, головной убор, который он носил бы в своей мастерской. Его глаза все еще бдительны, и у него задумчивое выражение. Дюрер не изображает жалкого человека, но поражается его неукротимому духу. https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/d/durer/index.html

Альбрехт Дюрер. Портрет священнослужителя (Portrait of a Cleric), 1516, 42,9х32 см.
Примечание - На портрете изображен Ульрих Цвингли (Ulrich Zwingli, 1484-1531), швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ.

Альбрехт Дюрер. Богородица в молитве (The Virgin Mary in Prayer), 1518, пм, 53х43 см.

Альбрехт Дюрер. Самоубийство Лукреции (The Suicide of Lucretia), 1518, пм, 168х74,8 см.
![05. 1519. Альбрехт Дюрер. Император Максимилиан I (Emperor Maximilian I), 1519, дм, 74х62 см, [8] (571x700, 543Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267761_05_1519_Albreht_Dyurer_Imperator_Maksimilian_I__Emperor_Maximilian_I__1519_dm_74h62_sm_8.jpg)
Альбрехт Дюрер. Император Максимилиан I (Emperor Maximilian I), 1519, дм, 74х62 см, [8].

Альбрехт Дюрер. Император Максимилиан I (Emperor Maximilian I), 1519, дм, 83х65 см.

Альбрехт Дюрер. Святая Анна с Богородицей и младенцем (St Anne with the Virgin and Child), 1519, дм, 60х49,8 см, [2].
Примечание Метрополитен-музея - На этой призрачной религиозной картине изображена святая Анна, особенно почитаемая в Германии вместе с Богородицей и младенцем. Мотив спящего младенца, предвещающий смерть Христа, вероятно, был вдохновлен Джованни Беллини, работой которого Дюрер восхищался во время своего пребывания в Венеции. Рука Анны на плече ее дочери приобретает утешительное значение, а ее далекий взгляд наводит на мысль о страсти Христа. Образцом для Анны была жена Дюрера, Агнес, которая изучала подготовительный рисунок, подписанный и датированный 1519 годом (Альбертина, Вена). Хотя дата и монограмма этой панели были добавлены позже, картина, вероятно, была написана в этом году.

Альбрехт Дюрер. Голова женщины (Head of a Woman), ок. 1520, хт, 25,5х21,5 см.

Альбрехт Дюрер. Портрет мужчины (Portrait of a Man), 1520, хдм, 40х30 см, [22]
Примечание - Личность сидящего с седой бородой и в красном подшлемнике неизвестна. Возможно, он был членом португальской колонии, обосновавшейся в Антверпене. Но точно известно, что в настоящее время он сидит в Лувре.

Альбрехт Дюрер. Якоб Фуггер Богатый (Jakob Fugger, the Wealthy), 1518-1520, хт, 69,4х53 см.

Альбрехт Дюрер. Портрет Бернарда фон Ризена (Portrait of Bernhard von Reesen), 1521, дм, 45,4х31,5 см.
Примечание - Человек на портрете держит сообщение, на котором первые несколько букв его имени можно прочитать как «P [или B] ernh», а остальные скрыты пальцами левой руки. Это почти наверняка картина, на которую Дюрер ссылается в своем дневнике в Антверпене в конце марта 1521 года, в которой говорится, что он «сделал портрет Бернарта фон Рестена в маслах», за что ему заплатили восемь флоринов. Ссылка Дюрера, вероятно, относится к Бернарду фон Ризену (1491-1521), торговцу из Данцига, чья семья имела важные деловые связи с Антверпеном. Его имя предполагает, что его семья родом из Риса, города на Нижнем Рейне в 100 милях к востоку от Антверпена. Плотная композиция Дюрера отсекает два края шляпы Ризена, подчеркивая его ярко освещенное лицо. Темная одежда и шляпа также привлекают внимание к его чертам - ярко выраженным скулам, сильному подбородку и молодому выражению лица. Его глаза смотрят вдаль. Ризен, которому было 30 лет, когда он был нарисован, умер от чумы всего несколько месяцев спустя в октябре 1521 года. Хорошо сохранившееся состояние позволяет полностью оценить, с формальной точки зрения и изобразительного, мастерство художника. Он дает тридцатилетнему подданному интенсивное физическое и духовное обаяние. Эта работа дополнительно демонстрирует необычайную продолжительность портретной живописи Дюрера вплоть до его последних лет.
![05. 1521. Альбрехт Дюрер. Портрет мужчины (Portrait of a Man), 1521, дм, 50х36 см, [7] (503x700, 303Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267769_05_1521_Albreht_Dyurer_Portret_muzhchinuy__Portrait_of_a_Man__1521_dm_50h36_sm_7.jpg)
Альбрехт Дюрер. Портрет мужчины (Portrait of a Man), 1521, дм, 50х36 см, [7].
Примечание - Вариант названия: Портрет мужчины в берете со свитком (Portrait of a Man with Baret and Scroll). Рядом с его головой есть надпись с монограммой и датой 152 (?). Последняя цифра даты нечетко читается (1 или 4?), Но тот факт, что панель выполнена из дуба, указывает на то, что картина должна была быть выполнена во время поездки Дюрера в Нидерланды. Гипотезы относительно названия предмета различны. Наиболее частыми из них являются Лоренц Стерк, администратор и финансовый куратор Брабанта и Антверпена, а также Джобст Планкфельт, хозяин Дюрера в Антверпене. Эти имена часто предлагаются, так как Дюрер пишет в своем дневнике, что он сделал их масляные портреты. Трудно представить трактирщика, который сделал себя изображенным со свитком в руке. В то время как кажется гораздо более правдоподобным, что внушительный субъект, характеризующийся серьезным пристальным взглядом, одетым в шелковую рубашку, плащ с меховым воротником и большой берет, соответствует сборщику налогов. Но кто бы ни был предметом, портрет, независимо от того, является одним из самых красивых и острых, которые когда-либо создавал Дюрер. Ему удается, с изображением, ограниченным таким ограниченным пространством, передать ощущение того, что он находится перед лицом сверхконцентрированной энергии - и все это, используя простые и бледные цвета, эффект которых, к сожалению, частично запутан тяжелым лаком покрытие картины.
![05. 1521. Альбрехт Дюрер. Портрет Родриго де Альмада (05. 1521. Альбрехт Дюрер. Портрет Родриго де Альмада [Portrait of a Man (Rodrigo de Almada)], 1521, хм, 50х32 см.jpg (455x700, 482Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267770_05_1521_Albreht_Dyurer_Portret_Rodrigo_de_Almada__05_1521_Albreht_Dyurer_Portret_Rodrigo_de_Almada_Portrait_of_a_Man__Rodrigo_de_Almada__1521_hm_50h32_smjpg.jpg)
Альбрехт Дюрер. Портрет Родриго де Альмада (05. 1521. Альбрехт Дюрер. Портрет Родриго де Альмада [Portrait of a Man (Rodrigo de Almada)], 1521, хм, 50х32 см.
![05. 1521. Альбрехт Дюрер. Святой Иероним (St Jerome), 1521, дуб, масло, 59,5х48,5 см, [6] (562x700, 460Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/150/267/150267771_05_1521_Albreht_Dyurer_Svyatoy_Ieronim__St_Jerome__1521_dub_maslo_595h485_sm_6.jpg)
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним (St Jerome), 1521, дуб, масло, 59,5х48,5 см, [6].
Примечание аннотация с сайта музея: Шедевр Дюрера является новаторским решением в иконографии и изобразительном изображении покровителя христианских гуманистов. Врач Церкви представлен здесь мощным, концентрированным, синтетическим образом старого мудреца, который грустно размышляет о смерти и непредвиденных обстоятельствах человеческого состояния и чей взгляд бросает нам вызов и вовлекает нас в это упражнение мудрости. Шедевр блестящего немецкого художника эпохи Возрождения, созданный во время его поездки в Нидерланды в 1520-1521 годах, был предложен Дюрером секретарю португальской фабрики в Антверпене Руи Фернандесу де Алмада. В галерее Альбертина (Вена) и Музее Далем (Берлин) есть четыре подготовительных рисунка к этой композиции.

Альбрехт Дюрер. Четыре святых человека (The Four Holy Men), 1526, дм, 215х76 см (каждая панель).

Четыре святых человека. Иоанн Богослов и Петр (John the Evangelist and Peter), 1526, дм, 215х76 см.
Примечание - Пётр с ключом.

Альбрехт Дюрер. 01. Четыре святых человека. Марк и Павел (Mark and Paul), 1526, дм, 215х76 см.
Примечание - Павел с книгой. Как всегда.

Альбрехт Дюрер. Мадонна с младенцем и грушей (Madonna and Child with the Pear), 1526, дм, 43х32 см.

Альбрехт Дюрер. Портрет Иеронима Хольцшуера (Portrait of Hieronymus Holzschuher), 1526, пм, 51х37,1 см.
Примечание - Надпись вверху слева: ИЕРОНИМ ХОЛЬЦШУЕР В 1526 ГОДУ В ВОЗРАСТЕ 57 ЛЕТ; вправо, возле головы, с монограммой. Дюрер написал этот портрет в Нюрнберге в 1526 году, когда другу исполнилось 57 лет. Иероним Хольцшухер (1469-1529) происходил из старой нюрнбергской патрицианской семьи. В 1500 году он был избран младшим, а через девять лет старшим бургомистром. В 1514 году он стал одним из семи старейшин городского правительства (был членом септемвирата), а после его смерти в 1529 году была учреждена памятная медаль с его профилем. Хольцшухер был бесстрашным чемпионом реформаторского движения в Нюрнберге. В Дюрере, который был лишь немного моложе, он нашел и сочувствующего, и друга. Когда художник посетил Нидерланды в 1521 году, он купил подарки для Хольцшухера, что и отметил в своем дневнике. Художник наполнил почти всю верхнюю половину панели мощной головой своего друга, для которой верхняя часть тела, одетая в тяжелый мех, кажется просто цоколем, внимание сосредоточено на чертах. В этом портрете Дюрер воспроизвел детали с невероятной точностью. Тонкая кисть изобразила густые волнистые волосы, которые несколько упали на лоб, со всей утонченностью рисуя пером и тушью. В то же время лицо и полные губы строго смоделированы и определяют полнокровную жизненную силу человека. В глазах друга отражены оконные решетки комнаты, в которой работал Дюрер. Сам Дюрер прикрепил к раме крышку с гербом Хольцшуера; рамка и крышка до сих пор сохранились в своем первоначальном состоянии и служили веками для защиты картины. Дюрер был известен своей способностью реалистично рисовать такие детали, как волосы, и именно такие картины, как говорят, привели к его знаменитому разговору с Джованни Беллини в 1505 или 1506 годах. Пожилой венецианский художник попросил Дюрера подарить ему одну из кистей, которые тот использовал для выполнения своих кропотливых портретов. Дюрер вручил Беллини кисть, идентичную той, которую уже использовал венецианский художник. «Я не имею в виду эту, я имею в виду кисти, которые Вы используете, чтобы покрасить несколько волосков одним касанием», ответил Беллини. Дюрер взял кисть и показал, как он рисовал. В 1651 году, когда живописец и искусствовед Иоахим фон Сандрарт был уполномочен какой-то выдающейся личностью, возможно, курфюрстом Максимилианом I Баварским, приобрести картину, его предложение было отклонено на том основании, что она должна была остаться в семье Иеронима Хольцшухера, как постоянный памятник ему. В течение восемнадцатого века картина оставалась в комнате первого этажа семейной резиденции. Затем, с ростом романтизма в начале девятнадцатого века, возродился интерес к немецкой живописи, и этот знаменитый портрет был вынесен на свет. Вновь обретенный энтузиазм к искусству Дюрера сделал этот портрет более популярным, чем почти любое другое его произведение. Когда в 1869 году он впервые был выставлен на всеобщее обозрение в Мюнхене, он уже был признан воплощением старого немецкого патрицианского класса. Портрет оставался во владении потомков Хольцшухера в Нюрнберге, пока не был приобретен для Берлинской галереи в 1884 году. https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/d/durer/index.html

Альбрехт Дюрер. Портрет Иоханнеса Клебергера (Portrait of Johannes Kleberger), 1526, дм, 36,7х36,6 см.

Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Муффеля (Portrait of Jakob Muffel), 1526, хм, 48х36 см.
Примечание - Надпись вверху слева: ИДЕАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЯКОБА МУФФЕЛЯ 55 ЛЕТ ФАКТ 1526; монограмма. Эта картина была передана в частную русскую коллекцию из коллекции Шёнборна в Поммерсфельдене, где она была в 1867 году. В 1870 году в Санкт-Петербурге она была перенесена на холст. В 1883 году она была приобретена на аукционе из собрания Нарышкина в Париже для Берлинской художественной галереи. Как Иероним Хольцшуер, Якоб Муффель (1471-1526) был одним из сановников города Нюрнберга и был другом Альбрехта Дюрера и Виллибальда Пиркхаймера. Он был советником с 1502 года и был «Старшим мэром» (Alter Bürgermeister) в 1514 году, а также был членом септемвирата города. Цель этого портрета - не идеализировать его, а создать портрет персонажа, который был нарисован с максимально возможной степенью натурализма. Такие детали, как мелкие морщины на лбу, розовые телесные тона и тонкая дифференциация материалов его одежды, демонстрируют высококультурный стиль живописи. Якоб Муффель умер 26 апреля 1526 года; портрет, датированный 1526 годом, должен быть написан с первых месяцев этого года. Даже если его размеры примерно соответствуют размерам портретов Дюрера, выполненных в Нидерландах, из них можно выделить некоторые подробности. Как и в «Портрете Иеронима Хольцшухера» (также в Берлине) того же года, Дюрер приближает голову к зрителю, одновременно перемещая ее вверх. Нет никаких признаков какого-либо украшения или представительности. Напротив, художник ласково останавливается на деталях физиогномики предметов. Он ретуширует ярко выраженный нос Якоба в форме утиного клюва и выявляет спокойное выражение открытого лица с высоким лбом, обрамленным простым черным беретом, украшенным тремя золотыми лентами: личный и резкий способ обнажить нетленную добродетель своего друга. (Как хорошо сказано и как хорошо перевелось: "нетленная добродетель своего друга" - Прим. Е.В.).

Альбрехт Дюрер. Голова бородатого ребёнка (Kopf eines bärtigen Kindes), 1527, хм, 52,5х27,8 см.

Альбрехт Дюрер. Путь на Голгофу (Way to Calvary), 1527, пм, 32х47 см.

Памятник Альбрехту Дюреру в его родном Нюрнберге.
Всю свою жизнь Альбрехт Дюрер художественными средствами пытался вернуть западного человека к Богу и русскоязычному человеку смысл его монограммы напоминает о том, что ждёт человека, если его выбор будет иным.

След Дюрера
1471-1528