• Авторизация


Без заголовка 04-09-2018 11:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Последний прерафаэлит- Эдвард Бёрн-Джонс

 
Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (28 августа 1833 года, Бирмингем, Великобритания — 17 июня 1898 года, Лондон, Великобритания) 
 
Эдвард Бёрн-Джонс, которого называют «последним прерафаэлитом», возможно, один из самых непостижимых художников Британии. Его работы полны эфемерных образов, того, что могло бы быть, но никогда не было. И вместе с тем он — дитя Промышленной революции, твёрдо усвоивший викторианские установки на тяжёлый труд и нравственные цели. Даже его характер был изменчив: с одной стороны его знали как романтика,витающего в облаках и склонного к депрессии, с другой — как практичного человека со своеобразным чувством юмора и гиперчувствительностью. Вот девять фактов, которые помогут понять этого неординарного мастера.
 
 
Эдвард Бёрн-Джонс собирался стать не художником, а священником. Он начал жизнь в скромной семье в Бирмингеме. Мать умерла после родов, и мальчика воспитывал отец, который держал багетную мастерскую. Несмотря на сложные финансовые обстоятельства, он всё же нашёл возможность отправить сына изучать теологию в Оксфорде.
 
 
дом художника
Бёрн-Джонс получил начальное образование в бирмингемской школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна.В 1853 году изучал теологию в Эксетерском колледже Оксфордского университета. Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.
 


«Любовь среди руин»
В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

«Зачарованный Мерлин»

— картина английского художника Эдварда Бёрн-Джонса, созданная в 1872—1877 годах по заказу английского судовладельца, коллекционера и мецената Фредерика Ричардса Лейлэнда.

Бёрн-Джонс обращается к циклу легенд о короле Артуре: Владычица Озера соблазнила Мерлина и обманом заставила выдать секреты его волшебства. Она выучилась магии, после чего использовала свои магические способности, чтобы заманить Мерлина в ловушку и избавиться от него.Картина была заказана Бёрн-Джонсу еще в 1860 году, но тот начал по-настоящему работать над ней только в 1873, и к 1874 тело Нимуэй было закончено. Лицо он рисовал с Марии Замбако, которая была поклонницей, моделью и, предположительно, возлюбленной Бёрн-Джонса с 1866 по 1872 год. Бёрн-Джонс совершенно сошел с ума от страсти, чем и объясняется глубина и яркость данной картины, в которую художник вложил свои личные переживания.

Существует также мнение, что в качестве Нимуэй позировала Джейн Моррис.

Оскар Уайльд называл эту картину «полной магии».

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцани

 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Дни творения

Дни творения
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1876, 102.2×213 см

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Мерлин и Нимуэ
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Мерлин и Нимуэ» (1861). Музей Виктории и Альберта, Лондон

25-летний Россетти убедил младшего товарища оставить учёбу ради карьеры в искусстве и стал его первым наставником. Однако более значительное влияние на Бёрн-Джонса оказали меланхоличные,утончённые образы итальянских живописцев XV века Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли.В своих ранних работах Бёрн-Джонс заимствовал значительную часть тем у Россетти, но в зрелом возрасте развил собственный стиль. Его картины, наполненные романтически-мистическими образами,ознаменовали закат движения прерафаэлитов.


Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет, 1883

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Сон Артура

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

Данте Габриэль Россетти, «Портрет Марии Замбако» (1870). Частная коллекция

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18-го века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента

Edward Burne-Jones - The Madness of Sir Tristram

В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Групповой портрет семьи художника: леди Бёрн-Джонс с сыном Филиппом и дочерью Маргарет

Групповой портрет семьи художника: леди Бёрн-Джонс с сыном Филиппом и дочерью Маргарет
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
143.5×113 см

Джорджиана стала первым биографом Эдварда Бёрн-Джонса, опубликовав свои воспоминания в 1904 году. Все существующие ныне монографии базируются на её работе. Впрочем, свежих жизнеописаний художника крайне мало. Последняя книга о нём вышла в 2011 году, её автор — британский биограф и историк Фиона Маккарти. 
 
Ланселот в поисках Грааля

 Сын Эдварда и Джорджианы -Филипп Бёрн-Джонс —— пошёл по стопам родителя.Он стал успешным художником, автором свыше шестидесяти картин, в том числе портретов, пейзажей и поэтических фантазий. Две его работы — с изображением отца и двоюродного брата Редьярда Киплинга — сейчас входят в коллекцию Национальной портретной галереи в Лондоне.
 
Филипп Бёрн-Джонс. Редьярд Киплинг
  • Филипп Бёрн-Джонс, «Сэр Эдвард Бёрн-Джонс» (1898). Национальная портретная галерея, Лондон
  • Филипп Бёрн-Джонс, «Редьярд Киплинг» (1899). Национальная портретная галерея, Лондон
Эдвард Бёрн-Джонс стал одним из основателей «эстетического движения» в живописи, как Оскар Уайльд — в литературе. Эстетизм или «искусство ради искусства» ставил стиль и природную красоту выше этических и социальных проблем. 
 
urne-Jones - The Earthly Paradise (Sir Lancelot at the Chapel of the Holy Grail)

Бёрн-Джонс и Уайльд, судя по всему, познакомились в 1881 году. Писатель восхищался работами живописца: «Мне кажется, они полны бесконечного пафоса и любви… Во многих картинах Бёрн-Джонса есть просто языческое поклонение красоте, но у него я вижу больше человечности и сострадания, чем у других».
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Рассказ настоятельницы (из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера)
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Иллюстрация для „Рассказа настоятельницы“ из „Кентерберийских рассказов“ Джеффри Чосера» (1869). Делавэрский художественный музей, Уилмингтон

Когда Уайльда арестовали и судили по обвинению в гомосексуализме,Бёрн-Джонс, как пишет его биограф Пенелопа Фицджеральд, поначалу«отреагировал с крайним отвращением,но не из-за грехов плоти Уайльда,а потому, что он тратил по 50 фунтов в день на мальчиков в Савойе, пока его жена испытывала трудности». 

«Король Кофетуа и нищенка»

— картина английского художника Эдварда Бёрн-Джонса, написанная в 1884 году. За это полотно Бёрн-Джонс в 1889 году получил орден Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже.

По преданию, африканский король Кофетуа совершенно не интересовался женщинами, пока однажды не встретил бледную, босую нищую девушку, одетую во всё серое. Девушка оказалась не только очень красива, но и добродетельна. Кофетуа влюбился и сделал её своей королевой.Первый известный текст легенды сохранился в балладе, опубликованной Ричардом Джонсоном в 1612 году под названием «Песнь о нищенке и короле». Однако сама легенда существовала и ранее. Известно пять упоминаний легенды в произведениях Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Генрих IV, часть 2», дважды в пьесе «Бесплодные усилия любви», «Ричард II». Существует предположение, что в комедии «Всё хорошо, что хорошо кончается» тоже содержится отсылка к этой легенде. Бен Джонсон упоминает короля Кофетуа в своей пьесе «Every Man in His Humour».

Легенда наиболее известна благодаря стихотворению Альфреда Теннисона «Нищенка» 

« Она, в лохмотьях нищеты,
Сияла, как луна...
Пер. Д. Садовникова »

Бёрн-Джонс основывал сюжет картины на балладе 1612 года.. Сайт галереи Тейт упоминает также стихотворение Альфреда Теннисона, однако более основательное обсуждение Ландоу связывает стихотворение только с первоначальным (1862) сюжетом картины. Считается, что на композицию оказала влияние картина Андреа Мантеньи «Мадонна делла Виттория» ( 1495—96). Испуганная и безмолвная девушка сидит в королевском дворце. Король смотрит на девушку снизу вверх.

« Они застыли недвижимые, в глубоком молчании, но в глубине их души все живёт и трепещет. Они испытывают чувства, которых сами не понимают, прошедшее и будущее сплетаются, жизнь превращена в сон, сон в жизнь.
Рихард Мутер. Перевод с нем. З. Венгеровой, 1901 год 

В руках у девушки анемоны, которые на принятом в Викторианской Англии языке цветов символизируют безответную любовь (в данном случае, возможно, подразумевается любовь, которой девушка не искала, а может быть и личная любовная драма художника). Смуглое («эфиопское») лицо короля не совсем согласуется с легендой, тем более что все его подданные имеют светлый цвет кожи, и является чисто художественным приёмом, контрастно подчёркивая босые ноги девушки «цвета слоновой кости»

Художник оплатил расходы Констанс Уайльд, одолжив ей 150 фунтов стерлингов. И обещал «высказываться за [её мужа] всякий раз, когда услышит оскорбление в его адрес». Личная жизнь самого Бёрн-Джонса напоминала американские горки. В 1866 году он познакомился с Марией Замбако — художницей и скульптором греческого происхождения. Она стала позировать живописцу, и тёмный, сильный характер этой женщины проявляется на многих его работах. Роман между ними длился много лет. В 1871 году Мария уговорила Бёрн-Джонса совершить совместное самоубийство в Венеции, но им помешала полиция.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Портрет Марии Замбако
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, «Портрет Марии Замбако» (1870). Частная коллекция
 
 
После расставания с любовницей Бёрн-Джон вернулся к жене, но ему пришлось ощутить «тяжёлый и беспощадный кулак лондонского социума». Художника вынудили выйти из Общества акварелистов, членом которого он был с 1864 года,а отношения с лучшим другом Уильямом Моррисом, принявшего сторону Джорджианы, дали трещину.
Edward Burne-Jones - King Mark and La Belle Iseult 
 
Уильям Моррис был не только другом, но также деловым и творческим партнёром Бёрн-Джонса. Их первым совместным проектом стала роспись стен дискуссионного клуба «Оксфордский союз» в 1857 году. Но поскольку друзья на тот момент не владели техникой создания фресок, их работу соскоблили, а закончили её другие художники. 
 
Edward Burne-Jones - The Merciful Knight

Тем не менее, это сотрудничество стало предвестником их общего предприятия Morris & Co. — компании по производству декора, в том числе резных орнаментов,витражей, кованых изделий, бумажных украшений, текстиля, гобеленов и ковров. Эта мануфактура просуществовала до 1940 года, сохраняя ведущие позиции в Европе в области декоративно-прикладного искусства. Все предметы в мастерских производились вручную, поскольку «отцы-основатели» отвергали машинное производство, считая, что ремесленник — как в Средние века — поднимается до уровня творца, лишь совмещая функции художника, конструктора и технолога.
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Серия "Персей". Зловещая голова
Зловещая голова
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1885, 153.7×129 см
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Золотая лестница
 
Золотая лестница
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1880, 269.2×116.8 см
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Благовещение
 
 
Благовещение
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1876, 250×104 см
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Даная (Медная башня)
 
 
Даная(Медная башня)
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1888, 231.1×113 см
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Серия "Персей". Скала Судьбы
 
Скала судьбы
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1885, 154×128.6 см
 
Эдвард Бёрн-Джонс стал членом Королевской академии живописи в возрасте 52-х лет, в 1885 году. Девять лет спустя художник был посвящён в рыцари и ему был пожалован специально созданный титул баронета из Роттингдена в графстве Сассекс. Вторым баронетом стал его сын Филипп, после смерти которого в 1926 году титул был упразднён. 
 
Head of Nimue c 1873 Edward Burne-Jones

Эдвард Бёрн-Джонс постоянно находился под гнётом собственных идей. Его внимание к деталям было едва ли не маниакальным, кроме того, он был перфекционистом. Перед тем, как приступить к картине, художник делал большое количество подготовительных рисунков. А поскольку отождествлял себя со своим творчеством, часто испытывал нервный срыв после завершения крупной работы. К концу жизни он страдал от тахикардии и потери зрения.
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1890, 101.1×152 см

Одно из самых масштабных полотен Эдварда Бёрн-Джонса, которое он писал 17 лет, так и не завершено. Речь идее о сцене «Последний сон короля Артура в Авалоне», которая начиналась как небольшой заказ и разрослась до почти трёх метров в высоту и чуть менее семи метров в длину.
Lancelot Chapel of the Holy-Grail (1896)
 
Книга цветов — серия из 38 круглых акварелей английского художника Эдварда Бёрн-Джонса, создававшаяся с 1882 по 1898 год. На картинах не изображаются сами цветы, но они вдохновлены названиями цветов; сам художник охарактеризовал их как «серию иллюстраций к названиям цветов»; по словам супруги художника Джорджианы, на картинах не изображено ни одного цветка.Художник создавал эти акварели не по заказу, а для собственного удовольствия.В 1905 году Джорджиана Бёрн-Джонс издала ограниченный тираж факсимиле «Книги цветов».
 
 
 
 
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Последний сон короля Артура в Авалоне

Последний сон короля Артура в Авалоне
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
1898, 279.4×650.2 см

На картине изображён смертельно раненый Артур, лежащий на скамье в окружении трёх королев и многочисленных спутников. Все замерли в ожидании знака свыше — призыва, который побудит легендарного правителя совершить больше подвигов во имя веры. Критики предполагают, что Бёрн-Джонс ассоциировал себя с королём и этим шедевром сделал биографическое заявление: ему нравилось находиться в окружении женщин, а в 1880-х он чувствовал себя на пороге смерти.
 
Художник скоропостижно скончался в 1896 году в возрасте 62-х лет.

После смерти художника альбом с акварелями остался у его супруги Джорджианы, и в 1905 году она опубликовала тираж факсимиле из 300 копий. После печати копии были прорисованы вручную акварелью поверх рисунка. Копии продавались как в форме книги, так и отдельными листами с иллюстрациями в раскладной коробке.

Факсимиле работ из «Книги цветов» находятся в коллекциях Художественного музея Бирмингема и Художественного музея Делавэра. В 1994 году издательство Taschen опубликовало «Книгу цветов» с использованием современных технологий печати.

В 1909 году Британский музей приобрёл у Джорджианы Бёрн-Джонс оригинал альбома с акварелями

 

Бёрн-Джонс, Эдвард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Булгаков, Ф. И. Сэр Эдуард Бёрн-Джонс // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 12—14.
Лис Бодри. Бёрн Джонс : с восемью иллюстрациями в красках / пер. Е. Боратынской. — Москва — Санкт-Петербург — Киев — Одесса : Книгоиздательство Ю. И. Лепковского, 1910. — (Художественная библиотека).
Лоранс де Кар. Прерафаэлиты : модернизм по-английски. — М. : Астрель, 2002. — 128 с.

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Atrid1753 - Дневник Atrid1753 | Лента друзей Atrid1753 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»