Дворец в Бордо
Рядом с кафедральным собором в Бордо на площади Пе-Берлан и неподалеку от городской Большой колокольни, стоит величественный и знаменитый дворец Роган. Не случайно ныне здесь расположилась мэрия города. В прошлые века значимые лица духовенства порой формировали в поселениях целые новые кварталы и фактически полностью преображали лицо города.
Так, в 1769 году архиепископом здесь был назначен Фердинан Максимилиан де Роган. Сам он был родом из баронских родов Бретани и духовником супруги Наполеона – Жозефины. Первым же его указанием было – начать полное реструктурирование старинного епископского дворца, находящегося в западной части города.
До 16 века в этой стороне локализовались обширные болота: с одной стороны – защита от нападений, с другой – содействие для быстрого распространения чумы. И поэтому сначала осушается болото и начинается активное строительство, в том числе и домов в бордосском стиле для рабочих и мастеров. Дворец же был возведен еще в Средневековье. И в 17 веке прежний кардинал Франсуа де Сордис проводил капитальные ремонтные работы в строении.
К 18 веку в Северо-западном угле дворца расположился Собор. И на этот раз приглашенный в 1771 году архитектор Жозеф Этьен сотворил проект совершенно нового трехэтажного здания. Через некоторое время архиепископ разочаруется работой этого инженера. И впоследствии строительство ведется под руководством архитектора Ришара-Франсуа Бонфана, создавшего уже в Бордо и проект Биржевой площади, и фонтан де ла Грав.
Совместно с другим местным мастером Пуарье в 1784 году они заканчивают возведение этого роскошного и дорогостоящего строения. Для финансирования строительства не хватило ни денег церкви, ни городской казны, и архиепископ вкладывал собственные средства для окончания строительства. Но пожить в этом своем детище ему не удалось: в 1781 году, еще до окончания строительных работ во дворце, назначается архиепископом в Камбре и переезжает туда.
В неоклассическом стиле выстроен дворец. И состоит из торжественного основного здания и двух небольших флигелей. Два портика венчают и главный фасад, и двор перед дворцом. Стены дворца подчеркнуты колоннами – торжественность и величие. Четкая и структурированная природа линий во всем.
Богат и прекрасен интерьер дворца: сконструированная Боффином большая лестница, на первом этаже несколько салонов с отменной работой по дереву и извести Кабироля, богато украшенная с использованием приема тромплей Лакуром и Беринзаго столовая. В конце 19 века вокруг дворца был разбит пейзажный парк в английском стиле.
Чем только не являлся дворец за прошедшие века: и помещением революционного трибунала, и императорским дворцом для Наполеона, и в период Реставрации королевским дворцом. Но уже с 1835 года пребывает в звании главного городского дома. И даже квартал, в котором он расположен, называется не иначе как квартал здания муниципалитета. А в служебных строениях парка принимает туристов городской Музей изящных искусств.
А в 1955 году принимается судьбоносное постановление - полная реставрация всего квартала. 300 новых домов было решено возвести здесь в 1960 году и отреставрировать 12 исторических объектов. По плану все бесчисленные административные строения должны объединиться вокруг центрального сада. Спроектированы и отдельные уровни для комфортного пребывания пешеходов и автомобилей. В 1963 году сложнейшие работы были начаты. И впоследствии квартал стал административным и деловым центром Бордо.
ОТЕЛЬ ДЕ РОГАН был построен в 1705–1708 годах архитектором Деламером для кардинала Армана Гастона де Роган, епископа Страсбургского. Последним его владельцем был кардинал Луи де Роган, замешанный в громком деле «ожерелья королевы».
Над декором этого особняка трудились лучшие мастера эпохи. В нем можно любоваться панно работы Франсуа Буше, знаменитым «кабинетом обезьян», расписанным Кристофом Гюэ, и изумительным барельефом скульптора Ле Лоррена, помещенным над дверью конюшен
Барельеф изображает коней Аполлона на водопое и отличается необычайной для скульптуры живописностью и бурной динамикой форм. Ле Лоррен далек от классической строгости своих предшественников. Он дерзко берется изображать в камне не только стремительное движение, но и клубящиеся облака и солнечные лучи и с блеском разрешает свою, казалось бы, невыполнимую задачу.
Отель Субиз
ОТЕЛЬ ДЕ СУБИЗ может быть по праву назван дворцом, настолько выделяется он импозантностью почетного двора, окруженного колоннадой, и роскошью внутреннего убранства, над которым работали лучшие из живописцев стиля рококо, такие, как Буше, Натуар, Ванло, Ресту, а из скульпторов — Адам, Лемуан и Ле Лоррен.
Отель Субиз — небольшой дворец в 3-м округе Парижа по адресу Rue des Archives 60, однако знаменитый вход расположен на улице Rue des Francs Bourgeois. Использование слова отель в названии указывает на вид здания. Парижский отель представляет собой особый тип городского особняка с собственным садом.
Въездные ворота, сохранившиеся от особняка коннетабля Клиссона
Дворец де Субиз был построен архитектором Деламером почти одновременно с особняком Роган, с которым он соединяется садом. На этом месте находился раньше городской дом коннетабля де Клиссон, относящийся еще к XIV веку
Оливье де Клиссон
С 1371 по 1375 год коннетабль Оливье де Клиссон построил на этом участке земли свой особняк. От его постройки сохранились укреплённые ворота с двумя башнями по бокам, выходящие на улицу Архивов.
В 1553 году здание перешло в руки герцога Гиза, который распорядился о практически полной перестройке особняка. От дворца Гизов до наших дней дошла часовня и караульный зал , где в XVI веке проходили собрания Католической лиги. Возможно, именно здесь была задуманы Варфоломеевская ночь и восстание 1588 года[1]. При Марии де Гиз, последней прямой наследнице старшей ветви дома Гизов, в особняке был основан блистательный театр, в постановках которого в частности участвовали Корнель, Лермит, Шарпантье.
После смерти Марии де Гиз в 1688, особняк был куплен в 1700 году Франсуа де Роганом (1630—1712), носившем титул принца Субиз. В 1705 году новые хозяева распорядились полностью переделать особняк, оставив от старого лишь въездные ворота в качестве бокового входа. И только сохранившиеся въездные ворота под стрельчатой аркой с двумя круглыми башенками по бокам напоминают еще о средневековом Париже. В 1808 году дворец де Субиз был отдан под Государственный архив. Последний занимает также и отель де Роган и более поздние пристройки, выходящие на улицу Катр-фис.
За внутреннее устройство отеля отвечал архитектор и декоратор Жермен Боффран (1667—1754). Позже, в 1730-х годах, владелец особняка Эркюль-Мериадек поручил Боффрану обновить декор интерьера для своей молодой жены Марии-Софии де Курсийон, внучки знаменитого маркиза Данжо, которая впоследствии содержала здесь светский салон.
Здесь 3Д панорама http://www.archivesnationales.culture.gouv.fr/chan/viviane_paris/
Овальный зал с куполообразным потолком является прекрасным образцом архитектурного стиля рокайль, который отличает безыскусственное соединение необработанных поверхностей с раковинами и дикими растениями. Балконы украшены ажурной решеткой, в центре которой помещен двойной ромб – эмблема семьи де Роган.
[показать] Именно в отеле Клиссон был задуман план по уничтожению гугенотов (протестантов), которое вошло в историю как Варфоломеевская ночь 1572 года.
парадная лестница
потолок лестницы
Hôtel de Soubise - Grande chambre de la princesse
Germain Boffrand - Wall Elevation of the Bedroom of the Prince de Rohan, Hôtel de Soubise, Paris
украшают малые покои принцессы картины Буше
малые покои принцессы
кабинет
архив
и снова овальный салон
Интерьер отеля Субиз считается едва ли не самым первым из сохранившихся интерьеров в стиле рококо. Можно сказать, что здесь и в Марли произошло рождение этого стиля. Особого внимания достоин «Овальный салон» (или «салон Принцессы»), чьи стены украшены зеркалами и картинами, маскирующими переход от стен к потолку. Таким образом, в салоне нет ни одной прямой линии.
Райский сад, в виде иллюзорных пейзажей, водопадов и порхающих вокруг роз райских приц, перебрался прямо во внутренние апартаменты дворцов и особняков. Этот технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии, называется тромплёй или обманка (фр. trompe-l'œil, «обман зрения»). Тромплёй был использован, к примеру, в интерьерах отеля Субиз в Париже и в столовом павильоне де Монтрей в Версале (Château du domaine de Montreuil).
Интерьер отеля Субиз. Нимфы преподносят цветы Психее на пороге дворца Любви. 1737
овальный салон
Charles-Joseph Natoire - The Story of Psyche
Вот такой сейф
Музей
После бегства Роганов в австрийские владения, их особняк в 1808 году был выкуплен государством. Наполеон I разместил в нём Государственные Архивы. В 1867 году при Наполеоне III на базе Архивов был основан Музей истории Франции.Кстати, знаете, кто загубил больше всего таких вот средневековых памятников, дошедших, кстати, до нас в очень приличном состоянии? Думаете Осман с Виолеледюком? Ничего подобного.
Помпиду сделал намного больше их обоих вместе взятых.Даже Лужкову до него далеко....
Было уничтожено неимоверное количество средневековой архитектуры, для того, чтобы построить на их месте многоэтажки и паркинги.
[показать]
Sabine Meuleau et Régis Lapasin, Les Archives nationales : le quadrilatère du Marais, Paris, Centre des monuments nationaux et Archives nationales (collection "Itinéraires du patrimoine"), 2013
Archives nationales, Hôtel de Soubise et grands dépôts, livret de visite, mai 2012, 35 p.
Claire Béchu (dir.), Les Archives nationales, des lieux pour l'histoire de France : bicentenaire d'une installation (1808-2008), Paris, Somogy & Archives nationales, 2008, 384 p
Philippe Béchu & Christian Taillard, Les Hôtels de Soubise et de Rohan, Paris, Somogy, 2004, 488 p.
http://www.paris-autrement.paris/archives-nationales-de-paris-hotel-de-soubise
Серия сообщений "Дворцы Франции":
Часть 1 - Дворец Фонтенбло-в его стенах рождались короли
Часть 2 - Дворец Мальмезон-владения прекрасной Жозефины
...
Часть 27 - Музей национальной археологии Франции в Сен-Жерменском дворце
Часть 28 - Династия Роган(5)Дворец в Саверн
Часть 29 - Династия Роган(7)Дворец в Бордо и Отель Субиз