7 ШАГОВ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ СТРАДАНИЙ И ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА
Моё религиозно-астрологическое эссе
Шаг первый - осознание понятия Реинкарнации
Первым важным шагом на пути духовного развития Человека для облегчения страданий является признание концепции реинкарнации -
многоразовых жизненных воплощений, круговорота жизни и смерти, согласно которой сознание Человека («Я») не исчезает бесследно
после смерти тела, а переходит в другое состояние, т.е. присутствовало во все времена. Это понимание освобождает от страха смерти!
Слово «реинкарнация» появилось в английском языке в середине XIX столетия. Оно состоит из пяти латинских слов: «re-» - снова; «in-» -
внутрь; «earn» - плоть; «-ate» - «причинять, или становиться»; и «-ion» - процесс. Поэтому реинкарнация дословно означает «процесс
попадания снова в плоть». Это понятие подразумевает, что в нас содержится нечто, что отделяется от плоти, или тела, и что после их
смерти возвращается, обретая новую плоть.
Реинкарнация является частью процесса эволюции сознания Человека. Согласно древним учениям он живёт много раз, воплощаясь в
различные эпохи, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым, совершенным и «просветлённым». Чтобы не лишить Человека
свободы выбора при решении проблем, опыт прошлых жизней сокрыт для Человека, но может проявляться как интуиция или какая-либо
помощь.
Реинкарнация - это повторяющиеся рождения и смерти, через которые человек проходит в соответствии с результатами своей
деятельности. Каждая последующая жизнь учитывает итоги предыдущей и «подталкивает» личность к саморазвитию, заставляя повторно
проходить те уроки, которые были решены неправильно.
Мировые религии на протяжении истории принимали теорию реинкарнации, поскольку она утверждает, что этичное, высокоморальное
поведение приводит к последующему перерождению в человеческой форме - единственной форме, наделенной тем видом разума,
который необходим для поиска пути к Богу. Более того, реинкарнация прямо говорит о логичности сострадания Бога, поскольку
обусловленной (наделённой телом) душе предоставляется повторная возможность для того, чтобы исправиться.
В цитируемых в этой книге священных писаниях излагается точка зрения, которую разделяют приверженцы основных великих мировых
религий: Бог предстает в них как Помощник, милостивое и благодетельное Верховное Существо, которое через святых и священное
писание дает нам полезные советы. Следуя им, человек, ищущий освобождения, может вырваться из круговорота повторных рождений.
1.1. Тексты разных религий
Зороастризм
В тексте «Бундахишн» сказано: «Когда подобие тела человека образуется в утробе матери, (то) душа из духовного мира поселяется в (этом
теле). Она управляет телом, пока оно живёт, а когда тело умирает, оно смешивается с землёй, и душа опять возвращается в мир духовный»
(XVII. О свойствах огня).
Христианство
Идею реинкарнации принимали раннехристианские философы. Эта концепция была отвергнута в VI веке, на 5-м Вселенском соборе. Из
Библии были изъяты все тексты, которые могли служить подтверждением идеи реинкарнации. Согласно американскому ясновидящему
Эдгару Кейси Христос не только верил в реинкарнацию, но и перевоплощался около 30 раз, прежде чем явиться в мир в облике Иисуса из
Назарета.
Ислам
В стихах Корана встречаются упоминания о воскресении, которые с равной долей вероятности могут относиться и к реинкарнации: «Я
умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться?
Разве смерть обокрала меня?»
Индуизм
Переселение душ является одним из основных понятий индуизма. Также как в философских системах других индийских религий,
круговорот рождения и смерти принимается как естественный феномен природы. Переселение душ впервые упоминается в Ведах -
древнейших священных писаниях индуизма. Описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах – древних философско-
религиозных текстах на санскрите, примыкающих к Ведам.
«Бхагавад-Гита»:
- «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, из него - в старческое, так в момент смерти она переходит в другое
тело».
- «Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа принимает новые материальные тела, оставив старые и
бесполезные».
- «Тот, кто родился, несомненно умрёт. Тот, кто умер, несомненно примет новое рождение, т.е. вновь получит тело».
«Бхагавата-пурана»:
- «После того как живое существо отстрадает в аду и пройдет через все низшие формы жизни, которые предшествуют человеческой, оно,
искупив таким образом свои грехи, вновь рождается на Земле, получая тело человека».
- «Господь, Верховная Личность Бога, сказал: «Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей деятельности
живое существо, душа, входит в мужское семя и вместе с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле определенного
типа».
«Яджур Веда»:
- «О душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнем и землей для нового рождения и найдя прибежище в
материнском чреве, ты рождаешься вновь. О душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как
ребенок, спящий на руках у матери».
«Брихадараньяка Упанишада»:
- «Точно так же, как гусеница, доползая до кончика одной травинки, собравшись, перетаскивает себя на другую, так и душа, сбросив с
себя, вместе с его невежеством, одно тело, переносится в другое, новое тело. Как ювелир придает слитку золота новую, более
привлекательную форму, так и душа, сбросив старое и бесполезное тело, облачается в новые и, возможно, лучшие, чем прежде, тела,
которые получает в соответствии со своими прошлыми поступками, возможностями и желаниями».
Кульминационным пунктом ведической концепции является понятие Сансары (самсары, шаншары). Сансара учит, что душа сразу после
смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей до тех пор, пока полностью
не очистит свое сознание от материалистических желаний. После этого очистившаяся душа возвращается в духовное царство - туда,
откуда вышла и где изначально пребывали все души. Там душа обретает свою естественную, изначально присущую ей жизнь рядом с
Богом.
Современный индуизм, так же, как и вайшнавизм, шиваизм и множество других широко распространенных в Восточной Индии
традиций, придерживаются именно этой точки зрения, усматривая в ней истину, составляющую сущность всех предыдущих учений. «Бхагавата» разъясняет, что душа, находясь в утробе, должна испытать различные виды боли и что потрясения от этих переживаний
приводят к тому, что она забывает свои редыдущие жизни. Если душа не сможет этого сделать, говорит «Бхагавата», ей придется
пронести этот непосильный груз через всю жизнь.
Тем не менее, душа хранит воспоминания о своих прошлых жизнях в подсознании, однако на уровне ума забывает о них с тем, чтобы
адекватно реагировать на своих новых родителей и на окружающую обстановку в новой жизни. С ведической точки зрения боль,
испытываемая при рождении (наряду с болью, испытываемой во время смерти предыдущего тела), по меньшей мере, хотя бы частично
способствует забвению прошлого, которым сопровождается каждое состоявшееся рождение.
В 31-й главе Третьей Песни «Бхагаваты» дается детальная схема жизни в материальном мире - от детства, затем юности, зрелости до
старости, после чего весь процесс начинается заново. Этот феномен называется самсара-бандха, то есть «обусловленная жизнь в
круговороте рождений и смертей». Согласно «Бхагавате», цель человеческой жизни - высвободиться из этого круговорота с помощью
процесса бхакти-йоги - йоги преданной любви, центральное место в которой занимает воспевание святого имени Господа.
Буддизм
Концепция повторных рождений характерна и для буддизма. Просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни,
на это потребуется много тысяч лет. Состояние Будды - одно из высших совершенств, для достижения которого потребуется
прикладывать огромные усилия на протяжении многих жизней.
Многочисленные истории о переселениях душ записаны в «Рассказах о рождении» - 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В
рассказах описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя
определённым принципам.
«Тибетская книга мёртвых» содержит подробное описание состояний - этапов, через которые согласно тибетскому буддизму проходит
сознание человека, начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме.
Будда говорил:
- «Жизнь кого бы то ни было есть результат его предыдущей жизни, прошлые грехи приносят печали и несчастья, былое благочестие
порождает блаженство».
- «Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на своё теперешнее состояние, если вы хотите знать свое
будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия».
Поучения Будды:
«Как вы думаете, о ученики, чего больше: воды в огромном океане или слёз, которые вы проливаете, совершая это долгое паломничество,
мчась от нового рождения к новой смерти, вновь встречаясь с теми, кого ненавидите, и вновь расставаясь с теми, кого любите, страдая за
эти долгие века от боли, горестей, болезней и гнёта кладбищенской земли, достаточно долго, чтобы устать от существования, достаточно
долго, чтобы захотеть от всего этого избавиться?»
Дзен-буддизм
Дзен-буддизм учит, что материальное существование, с его иллюзией бесконечного телесного наслаждения, является главным
препятствием для того, кто хочет достичь просветления, и что человек должен принимать реальность смерти без страха,
противопоставив последней полное ее осознание.
Учителя дзен-буддизма обучали идеям реинкарнации, но их основное внимание было сосредоточено на сложных техниках медитации, а
не на вопросах, включающих понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителей дзена, проповедовавших
перевоплощение и вечное существование души.
Даосизм
В одном из писаний даосизма утверждается: «рождение не является началом, также как и смерть - концом. Существует безграничное
бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени».
Основой веры в реинкарнацию в даосизме выступают 6 ступеней существования в перевоплощении живых существ. К этим ступеням
относятся как люди, так и животные и насекомые, каждая из них соответственно отражает всё более сильное наказание для живых
существ, согрешивших в предыдущих воплощениях.
Лао Цзы говорил: «Огонь для поленницы дров то же самое, что душа - для тела. Огонь переходит на следующее полено, как душа переходит в следующее
тело. Огонь распространяется, не угасая. Жизнь продолжается, не кончаясь».
Иудаизм
Согласно «Каббале» мы все бессмертны. Смерть - один из этапов внутреннего развития, определяющий следующую фазу нашего
существования. Смерть открывает дверь в следующую жизнь, чтобы наш ум стал как можно более ясный и безмятежный.
Души должны вернуться к Абсолюту, туда, откуда они появились, но, чтобы совершить этот путь, они должны развить в себе
совершенство, зародыш которого заложен в каждом. И если они не развивают таких качеств в этой жизни, тогда они должны начать
другую жизнь, третью и так далее.
«Книга Зогар»: «Счастлив тот, кто умирает с чистой совестью. Смерть - только переход из одного дома в другой. Если мы мудры, то сделаем нашу
следующую жизнь более красивым домом».
1.2. Мнения известных людей
- Елена Блаватская («Карма или закон причин и последствий»): «Мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно
погибших гениев. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой
грани, которую достигла в предыдущем воплощении. Человек - создание размышления, над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей. Всё, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, всё это - последствие
его деятельности в прошлом. В жизни нет скачков и нет случайностей, всё имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и
каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее».
- Пифагор: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью».
- Сократ: «Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мёртвых.
- Платон: Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала
новой жизни».
- Джордано Бруно: «Душа не является частью одного определённого тела и может находиться то в одном теле, то в другом».
- Вольтер: «Концепция реинкарнации не является ни абсурдной ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды нет
ничего странного».
- Бенжамин Франклин: «Я полагаю, что в той или иной форме я всегда пребывал этом мире».
- Иоганн Гёте: «При мысли о смерти я совершенно спокоен. Потому что твердо убеждён, что наш дух есть существо, природа которого
остаётся неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно. Я уверен, что пребывал здесь уже тысячи раз, и надеюсь, что
ещё буду возвращаться тысячи раз».
- Оноре де Бальзак: «Приобретённые человеком качества, медленно в вас развивающиеся от одной жизни к другой, представляют собой
невидимые связи, соединяющие каждое из наших существований, о которых помнит только наша душа».
- Виктор Гюго: «Когда я сойду в могилу, я смогу сказать, как многие другие: «Я закончил свой труд», но я не смогу сказать: «Я закончил
свою жизнь». На следующее утро мой труд начнется снова. Могила - не тупик, она - переход. Она закрывается в сумерки. И снова
открывается на рассвете».
- Густав Флобер: «Мне кажется, я существовал всегда. Я ясно вижу себя в различные времена истории, занимающийся различным
ремеслом, человеком с различной судьбой».
- Лев Толстой: «Также как мы проживаем тысячи сновидений в нашей нынешней жизни, так же и сама наша жизнь всего лишь форма
одной из тысяч жизней, в которые мы вступаем из другого более реального мира, возвращаясь снова и снова после смерти. Наша жизнь -
это всего лишь один из снов в другой жизни, и она бесконечна».
- Артур Конан Дойль: «Когда задаётся вопрос, где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит: в системе медленного развития на
пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними».
- Генри Форд: «Гениальность это опыт. Некоторые думают, что это дар или талант, но на самом деле это продукт долгого опыта
пребывания в предыдущих жизненных воплощениях. Когда я открыл для себя перерождение, время перестало быть ограниченным».
- Карл Юнг: «Я могу совершенно явственно представить себе, что я жил в прошлых столетиях. Вероятно, многие из поставленных предо
мной вопросов остались нерешёнными. Вот почему я рождаюсь заново, чтобы, когда-то ответить на все вопросы».