Это цитата сообщения
Agnieszka75 Оригинальное сообщениеКак так-то? Транссиб - минуя Читу...
Иркутяне подбросили новость, взвинтившую мою беспокойную душу. К ним из Владивостока едет передвижная выставка, посвященная двум ж/д юбилейным датам: 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали.
Именуется сие едущее по рельсам событие «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Экспозиция повторит маршрут возвращения из путешествия на Восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск... (Новосибирска тогда еще не было! Он возник поселением Новая Деревня в 1893 году, спустя ДВА года после путешествия цесаревича на Восток...)
Передвижение выставки с востока на запад продлится десять месяцев, до июля 2023-го.
Дюже интересно! А Чита, что, слева от Транссиба? Нас там не стояло и не стоит? И цесаревича тут не было, не прорубали просеку для него в восточном куске тайги, сжимавшей в 1891 году город? Арку, через которую цесаревич въехал на городские улицы, не строили? Аккурат, в моем районе, по территории нынешней горбольницы, по улице Баргузинской и Ангарской...

И ладно бы просто проехал по транссибирской ветке этот юбилейный поезд. Он же выставку везет с интереснейшими экспонатами. Внимание! Вы только вчитайтесь!

В экспозиционном отделе «Окно в Азию» будет представлено более 100 предметов из собрания музея «Царское Село», музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы, в том числе с записями на полях Николая II, мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.
Инициатор выставки – музей-заповедник «Царское Село». Партнеры проекта - музей железных дорог России, Государственный архив РФ.
Генеральный спонсор – ОАО «РЖД».
Алё, генспонсор! Ну ладно, Минкульт местный не в теме, у них одна художественная самодеятельность на уме и открытие ТОГО драмтеатра. А целое масштабное здание, на два квартала, Управление РЖД, их там работает...по всему Транссибу можно расставить. Они в курсе, какому поезду зеленый дают по территории Забайкальского края? Почему остановка в Иркутске? Почему выставка из Владивостока передвинется сразу на берег Байкала, где останется с 1 ноября 2022 по 10 января 23-го... Минуя Читу...

Ожидается, что разделы выставки будут дополнены архивными документами и фотографиями (в цифровом формате – Государственного архива РФ (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Челябинского областного государственного архива (ЧОГА), Российской национальной библиотеки (РНБ), а также мультимедийными проектами (VR-путешествие в императорском поезде, ОАО «РЖД»). ГАРФ предоставил для проекта больше ста цифровых копий документов и фото.

Со своей стороны, Иркутский областной краеведческий музей дополнит выставку фотографиями из фондов музея: прибытие в Иркутск цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II летом 1891 года (П.А. Милевского, Г.М. Богдановича, В.К. Ястремского), а также путеводителем «От Владивостока до Уральска: путеводитель к путешествию Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» - издание рассказывает о путешествии цесаревича по восточной части Российской империи в 1890–1891 гг. Оно было составлено для ознакомления будущего императора с природой Сибири и ее жителями. Каждой области и губернии этого края посвящена отдельная глава. Описания сопровождаются хромолитографированными изображениями гербов, картами губерний и планами крупнейших городов. Карты отражают географию Восточной и Западной Сибири по состоянию на 1891 г., на них обозначен маршрут следования цесаревича от Владивостока до Санкт-Петербурга.
В Чите тоже есть описание путешествия цесаревича... И краевой краеведческий музей, и еще три огромных выставочных зала, сегодня считали с сыном... И исторический Полутовский квартал, как иркутский 130-й, со старинными резными деревянными особняками, ровесниками ж/д. Все есть, ума нет...
Выставка призвана не только рассказать о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и осветить отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.
Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX столетии, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Чтобы собрать воедино эти артефакты и помочь всем интересующимся составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории, и была задумана выставка.
Надо полагать, забайкальского вклада в эту страницу отечественной истории не будет... А ведь при строительстве Транссиба был отдельно выделен участок - Забайкальская железная дорога, которая обошлась Российской империи в ¼ стоимости всей Транссибирской магистрали. Она должна была проходить от южного побережья Байкала до самого Хабаровска. Начато строительство было в 1895 году и продвигалось очень медленно из-за наводнений и вечной мерзлоты(знакомо до сей поры...), за 5 лет едва осилили тысячу километров., до Сретенска.

Из Иркутска выставка отправится в дальнейшее путешествие по России и будет представлена в Новосибирском историческом парке «Моя страна – моя история» (с 30 января по 11 апреля 2023 года) и в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» в Челябинске (с 28 апреля по 1 июля 2023 года). В каждом месте проведения экспозиция будет дополнена предметами и документами, рассказывающими о значении великого Транссиба (его строительством император Николай II руководил из резиденции в Царском Селе) в дальнейшем развитии региона и судьбе его жителей.
Официально работы на Транссибе начались 19 мая 1891 года в районе близ Владивостока, а именно в Куперовской пади. На церемонии закладки присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, который собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги.
Спустя два месяца цесаревич въехал в Читу.
Транссибирская железнодорожная магистраль является самой длинной железной дорогой в мире, ее протяженность составляет 9288 километров. На забайкальскую приходится треть: 3336,1 км
Среди 5-ти городских гербов изначального Транссиба, Великого Сибирского пути - крайний справа - забайкальский...
