Нет большей аскезы, чем обуздывать ум,
нет большего счастья, чем быть довольным,
нет худшей болезни, чем быть жадным,
и нет лучшей добродетели, чем милосердие.
Шри Сатья Саи Баба
Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты.
Святейший патриарх Кирилл
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важен акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо.
Какими бывают аскезы?
Аскезы бывают разными. Веды выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.
Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют аскезой в гуне благости.
Бхагават-гита, 17.17
Аскезы Тела:
питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций), умеренные физические нагрузки, паломничества, нахождения только в благостных местах, чистота тела и одежды, простота, ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.
Аскезой для тела является поклонение Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Бхагават-гита, 17.14
Аскезы Речи:
сатья (правдивость), не критиковать, не обсуждать, не злословить, не говорить плохо о ком-либо за спиной, не перебивать, не кричать, не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное, избегать споров, не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т. д.».
Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить слова правдивые, приятные, направленные на благо других и не вызывающие беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Бхагават-гита, 17.15
Аскезы Ума:
контроль чувств и эмоций, чтение писаний и размышления, самоосознание, самоанализ, обуздание чувств, усмирение гордыни, покаяние (раскаяние), почтительное отношение к людям, проявление уважения и тому подобное.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания являются аскезой для ума.
Бхагават-гита, 17.16
Что же мы можем получить от аскетизма?
1. Сжигание кармы
Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом.
Ману-смрити, XI 240
2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
3. Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи (мистические способности), могущество, власть, уважение и многое другое.
Цель аскезы
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез, при этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.
Аскезы, совершаемые из гордости, для того, чтобы завоевать почет и уважение других и стать объектом всеобщего поклонения, являются аскезами в гуне страсти. Они дают временный результат и носят неустойчивый характер.
Бхагават-гита, 17.18
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Аскеза есть средство, а не цель. Цель — это близость к Богу.
Протоиерей Александр Мень
АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
Источник: http://vita-schola.ru/duhovnye-praktiki/sila-askezy.html