– симфонические пьесы Свиридова
не только запечатлели образы пушкинской повести,
но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.
Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Г Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.
Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова
звучат в такой последовательности:
"Тройка"
"Пастораль"
Вальс
"Венчание"
Марш
"Весна и осень"
Романс
"Отзвуки вальса"
"Зимняя дорога"
Тройка
"Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…"
(Жуковский)
Музыка Свиридова характеризует русскую душу, русский характер. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель,
а именно эта черта характера
. Пастораль
Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”.
Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
– ВАЛЬС
.Хотя в повести нет описания бала,
но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях
. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.
“Вальс” вводит нас в атмосферу бала.
С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса.
И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
Марш
…"Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!”
-Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.
В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости
" Весна и осень"
Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим.
Потеря восполняется новыми впечатлениями.
Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний.
Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
Романс
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?!
По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией!
Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”.
Оба отрывка – это диалоги.
Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.Первое проведение темы – начало объяснения.
“Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…”
(Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже).
В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы.
“Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…”
В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы.
“Теперь же поздно противиться судьбе моей;
воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей;
но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…”
– “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна,
– я никогда не могла быть вашею женою…”
“Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”
. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы.
“Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”.
Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы
. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал.
В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции
. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
“Зимняя дорога”.
Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”,
но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее.
Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречиКогда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
"Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.....
.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне."..
•