Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеПервый биограф художника Александра Мурашко, украинский историк искусства Федор Эрнст в июне 1929 года написал статье по поводу десятилетия смерти художника. В ней он, рассуждая об известности украинских художников, заметил, что из тысячи их имен «до сих пор нет ни одного, назвав которое, мы могли бы с удовлетворением сказать: да, его знают все, он популярен, творчество его исследовано, доступно в оригиналах абсолютно всем. И для Мурашко мы также не делаем исключений... Широким массам его имя совсем неизвестно... В лучшем случае знают: «Был такой!»
Уверен, многие мои читатели, в лучшем случае, слышали фамилию Мурашко, может даже знают о существовании Школы рисования его дяди – Николая Мурашко (кстати, их часто путают!). Поэтому захотелось поподробней исследовать биографию этого интересного украинского художника. Тем более, о нем написано несколько больших статей, в каждой из которых есть интересные подробности. Эти статьи и легли в основу моего «исследования». Моя задача состояла в том, чтобы систематизировать биографические данные, не пропустив эти самые интересные подробности. Материал получился объемным, поэтому до финала доберутся истинные любители живописи.
Так что, как говорят в Украине: «Ласкаво просимо!»
Александр Александрович Мурашко
25 августа (7 сентября) 1875 — 14 июня 1919, Киев
[показать]
Александр Мурашко Автопортрет 1918 г.
Известный украинский живописец, педагог и общественный деятель.
Детство
Родился Мурашко в Киеве. Он был внебрачным и не очень желанным ребенком.
Мать Саши – Мария Ивановна Крачковская, дочь священника - была в услужении, поэтому сына отправила к родственникам в местечко Борзна на Черниговщине, где Сашу воспитывала бабушка.
По одним источникам, его мать жила невенчанной с мастером иконостасов Александром Мурашко, поэтому фамилию отца мальчику дать не могли, с рождения он носил фамилию Крачковский. И лишь спустя 16 лет после его рождения родители поженились, так что родной отец приходился ему кем-то вроде отчима. По другой версии, Александр Иванович Мурашко и был отчимом Саши. В общем, ясно, что ничего не ясно.
Эту тайну, окружавшую Сашу с детства, раскрыл в своих воспоминаниях его друг, художник и искусствовед Николай Прахов, сын знаменитого Адриана Прахова — археолога, историка искусств, критика, автора одной из первых публикаций о Тарасе Шевченко-художнике.
Позже мать с отчимом переехала в Чернигов, где тот открыл небольшую иконостасную мастерскую. Именно в ней Саша получил первый опыт рисования.
В детстве мальчик был очень застенчивым, он даже чуть-чуть заикался.
Саша учился в духовном училище и помогал отчиму в мастерской, особенно охотно, если это касалось иконописных работ.
Мастер иконостасов и резчик по дереву Александр Иванович Мурашко был родным братом художника Николая Мурашко — известного киевского живописца и педагога.
Н.И.Мурашко - основатель и бессменный руководитель «Рисовальной школы Н.Мурашко», из которой вышли художники Н.Пимоненко, С.Костенко, Г.Дядченко, И.Ижакевич, в ней учились Г.Светлицкий, М.Жук, В.Замирайло, Ф.Красицкий и даже В.Серов и К.Малевич.
[показать]
Илья Репин Мурашко Николай Иванович на вечере художеств 1866 г.
Именно от брата, который жил в то время в Киеве, Александр Мурашко узнал о предстоящих больших реставрационных работах в восстановленном Владимирском соборе в Киеве.
Владимирский собор
В 1888 году Александра Ивановича Мурашко пригласили принять участие в отделочных работах в соборе.
Семья переехала в Киев, где отчим открыл свою иконописную мастерскую и получил подряд на грунтовку стен и позолотные работы, а позже — и на изготовление церковной мебели. Верхние, мраморные, колонны иконостаса делались в Италии, а нижние, деревянные, в мастерской Мурашко.
В Киеве парня отдали в гимназию. «Учился я плохо, тянуло уже тогда к занятию искусством, а рисовальная школа дяди Николая Ивановича казалась недосягаемым раем, — напишет художник много лет спустя Николаю Прахову.
С семьей Праховых была связана вся дальнейшая жизнь Александра Мурашко — и творческая, и личная. В пятнадцать лет он вошел в эту семью — худой, длинный, лохматый, застенчивый мальчик Саша Крачковский.
Он часто прибегал к профессору истории искусств Киевского университета Адриану Викторовичу Плахову, который руководил проектом, за чертежами деталей иконостаса и мебели, выполняя поручения отца, в то время — еще отчима. Прахов снимал с семьей квартиру на углу Большой Владимирской и Большой Житомирской в доме 11/6, сохранившемся до наших дней (на первом этаже там нынче аптека). А мастерская Мурашко располагалась напротив, в доме под номером 8 (там теперь многоэтажный дом с гастрономом).
Отчим забрал мальчика из гимназии и отдал в учение своему старшему мастеру, иконописцу Науменко, чтобы подготовил из него «пристойного богомаза». Началась суровая жизнь при мастерской.
Наблюдая за росписью Владимирского собора, Александр познакомился с такими мастерами как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, принимавшими участие в росписях собора.
[показать]
[показать]
[показать]
Виктор Васнецов Автопортрет 1873 г.
Нестеров Михаил Васильевич. Автопортрет. 1915 г.
Михаил Врубель Автопортрет 1882 г.
Все творцы собора были недосягаемыми в своем деле. Васнецова уже в то время называли русским Рафаэлем, Нестеров и Врубель — молодые, но признанные мастера живописи, чьи работы одновременно славила и ругала критика и пресса.
Они ежедневно встречали в соборе высокого застенчивого юношу с растрепанной прической.
К ним и обращался юноша за советами и поддержкой. Он видел их картины на художественных выставках. В девяностые годы, во время строительства собора, и в начале века ими изобиловал Киев. Все это и определяло душевный строй целеустремленного юноши.
Тогда и заметил впервые многообещающего юношу Виктор Васнецов, разрешив ему копировать свои образа, уже оживающие на стенах Владимирского собора. Понемногу юный художник даже втянулся в эту работу. «Все же это была живопись, а не столярное ремесло» - напишет он позже.
Но хотелось не копировать, а писать свое, а главное — учиться. И не где-нибудь, а в Санкт-Петербургской Академии художеств!
Кстати, именно Васнецов посоветовал Мурашко поступать в столичную Академию.
Но для этого нужна была солидная подготовка. Уже тогда Саша стал бегать на занятия к своему дяде, Николаю Ивановичу Мурашко, в открытую им рисовальную школу.
Здесь-то и возник конфликт с отцом, который отдал сына на обучение к иконописцу, а о занятиях и об академии и слышать не хотел.
Один из журналистов даже написал, что отчим в будущем видел Сашу либо священником, либо коммерсантом. Если бы строгий отчим мог предположить, как пасынок прославит его фамилию, он, наверное, был бы к нему добрее.
Сыновий бунт
Борьба характеров привела к ссоре с отчимом и к тому, что пятнадцатилетний Саша просто ушел из дому, решив самостоятельно зарабатывать деньги на учебу.
Самостоятельная жизнь оказалась ой как не легка. Пришлось жить впроголодь, работая грузчиком на баржах, ночуя где придется – в мастерских, в соборе, а часто — на баржах, на плотах, в кустах, прямо на склонах Днепра. Вместе с босяками, на «кукушкиной даче», как шутил спустя годы.
Даже крепкий молодой организм не выдержал, Александр простудился и тяжело заболел.
Дал знать отчиму, но тот не предложил помощи, даже не проведал больного.
Когда выздоровел — пришел к Адриану Прахову за советом и с просьбой о поддержке.
«Мне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступать».
— «Сколько ж тебе надо?» — поинтересовался Адриан Викторович.
— «Думаю, рублей тридцать хватит», — сказал смущенный юноша.
Прахов дал больше. Васнецов тоже дал денег на лечение.
В дальнейшем они и родной дядя Николай Мурашко всячески поддерживали будущего художника. Они и пристыдили отца, уговорили его узаконить отношения с матерью Саши, повенчаться, сыграть свадьбу и усыновить своего собственного сына, дав ему свою фамилию.
Вскоре даже сыграли запоздалую свадьбу, на которой А. Прахов был посаженым отцом, и присутствовала вся мастерская.
Сохранилась фотография той поры — отец и мать Саши Мурашко.
Отец высокий, широкоплечий, крепкий мужик с окладистой бородой, типичный мастеровой или купец того времени. Мать — невысокая, тоненькая, нежная женщина Мария Крачковская, тоже ставшая теперь Мурашко. Наверное, от матери у сына и лиризм, и тонкость души, и какая-то особенная незащищенность. А отчим, а теперь – отец, как говорят, по характеру был кремень.
Андриан Прахов, увидев колоритные персонажи, написанные Александром "с натуры", взятые из окружавшей его действительности во время скитаний, посоветовал ему учиться дальше, что он и сделал, поступив в рисовальную школу своего дяди. А отец, возможно, «под нажимом» таких влиятельных людей, как Прахов и Васнецов, стал оплачивать подготовку Александра к поступлению в академию.
Дядина школа
К моменту поступления Александра Школа существовала уже больше десяти лет. Сначала — как частная школа Н.Мурашко, а потом — как городская, попечителем которой был Николай Иванович Терещенко. Он же первое время и финансировал ее, оплачивая труд преподавателей и внося плату за неимущих учеников. Строгая, хоть, может, и несколько консервативная академическая система обучения в школе привлекала не только желающих научиться рисовать, но и многих талантливых людей, мечтающих о поступлении в академию. Плата за учебу была небольшая — шесть рублей в месяц. Для «лиц успевающих и небогатых» эта плата могла быть и понижена. Учеников из бедных семей совсем освобождали от платы.
Для Киева, не имеющего в то время ни одного художественного учебного заведения, «Рисовальная школа Н.Мурашко» была центром, собирающим талантливую творческую молодежь.
[показать]
И.Е.Репин Портрет Н.И.Мурашко 1881 г.
Здесь устраивались выставки, вечера и балы, спектакли. Преподавали, кроме Мурашко, такие известные художники, как Будкевич, Попов, Платонов, Пимоненко, Селезнев.
Выдающиеся художники России — Репин, Крамской, Поленов, Мясоедов, Ге, Чистяков — постоянно поддерживали рисовальные классы, читали лекции, давали практические уроки.
В программу занятий входили также история искусств, анатомия и перспектива. Их читали профессора Киевского университета.
Александр Мурашко стал одним из самых успевающих ее учеников. В этот период Александр буквально жил в школе рисования своего дяди.
Николай Иванович Мурашко – замечательный художник и педагог оказал колоссальное влияние на формирование молодого дарования племянника, Александр считал его своим учителем.
Академия
Готовясь к вступлению в академию, летом 1894 года Александр жил в селе под Киевом, много рисовал с натуры — людей, оригинальные, как любил говорить, сельские лица, природу, жанровые сценки с натуры, эскизы, этюды, наброски. При всех недостатках его еще робкой ученической палитры эти работы свидетельствовали о незаурядном таланте их автора и могли служить неплохой рекомендацией будущему живописцу.
С этим творческим багажом, а также с рекомендательными письмами Прахова и Васнецова Александр осенью 1894 года отправился в Санкт-Петербург.
[показать]
Александр Мурашко фото 1895 г.
Он нацелился поступать не просто куда-нибудь, а в мастерскую Ильи Ефимовича Репина, тогда уже классика, ставшего профессором академии, некогда однокурсника, и на протяжении всей жизни друга Николая Мурашко. Кстати, Репин – тоже выходец из Украины, из города Чугуева.
Но в мастерскую Репина поступить не удалось. Домашняя подготовка и рисовальная школа не давали достаточной основы.
В то время при Академии было открыто Высшее художественное училище (ВХУ), куда и поступил Александр. Жилось ему несладко, денег всегда не хватало.
Через два с половиной года, в 1896, успешно пройдя общие классы училища, как один из лучших выпускников Мурашко стал вольным слушателем академии – студентом мастерской И. Репина.
Как позже вспоминал сам Мурашко, Репин не сразу заметил и оценил талант своего нового ученика, земляка с твердым характером, хохла, самолюбиво ищущего свой путь в искусстве, слушавшего учителя, а рисовавшего по-своему.
«Репин стал проходить мимо мольберта, за которым я работал, точно меня совсем не было в мастерской» — рассказывал Александр по приезде в Киев на каникулы.
Кончилось тем, что, рассердившись, метр отказал земляку в праве работать у него.
Тогда тот решил перебраться в другую мастерскую, но выбирал — то ли к Мясоедову, то ли к Маковскому. Заручился согласием обоих и уехал домой на этюды.
Лето работал в деревне, не покладая рук. Осенью возвратился в Академию, зашел к Репину. «Показываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как-будто ему и дела нет до меня никакого, говорит: «Брось там под стол, я потом посмотрю, когда будет время, а ты приходи ко мне завтра». Прихожу снова на завтра, а он еще не посмотрел... Страшно мне стало, что теперь со мной будет? Прогонит или нет? «Достань», — говорит мне Репин небрежным тоном. Я достал. Он посмотрел все этюды и сразу переменил тон. Говорит: «Приходите завтра работать». Я был так счастлив, как в тот день, когда меня приняли в классы Академии художеств. А другому профессору и ноги не показал».
Репин стремился своим ученикам привить любовь к человеку, к его внутреннему миру, учил придавать портрету психологическую емкость и выразительность, переносить на полотно характер портретируемого.
Уже в годы учения были созданы поэтически тонкие работы – «Портрет девушки», отмеченный академической премией в 1895 году, «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет художника Григория Цисса», «Портрет Зинаиды Евдокимовой» и с нее же — «Девушка в розовой блузке».
[показать]
Александр Мурашко Портрет художника Николая Петрова 1897-98 г.г.
Лучшим отчетом о годах учебы стала программная конкурсная работа-картина «Похороны кошевого» (1900). Сюжет был выбран, как дань любви к родине и ее истории, а также не без влияния репинских «Запорожцев».
«Похороны» были как бы продолжением темы — ведь хоронят кошевого, доблестного Ивана Сирко, присутствующего и на картине Репина. Но общий тон картины Мурашко и настроение, в отличие от репинского полотна, — скорбные. И эта скорбь — свидетельство того, как дорог друзьям-запорожцам человек, уходящий в последний путь.
Особенно выделяется фигура и лицо старика, несущего булаву, символ власти покойного. Есть свидетельства, что для этого колоритного и запоминающегося образа старого казака художнику позировал шестидесятилетний Михаил Старицкий — выдающийся писатель и театральный деятель, автор известной пьесы «За двумя зайцами».
Нужно отметить, что в конкурсе работ выпускников участвовали однокурсники Мурашко - Кустодиев и Малявин, конкуренты, с которыми он и дружил, и соперничал.
[показать]
Б.Кустодиев А.А.Мурашко за работой над коллективной картиной Постановка натуры в мастерской Репина 1900 г.
Но большая Золотая медаль досталась Мурашко. Первые биографы Мурашко с удовлетворением отмечали, что украинскому художнику удалось победить «Малявинских баб».
Победа в дипломном конкурсе давала право на трехлетнюю поездку за границу за счет академии.
Заграница
В начале 1901 года Александр Мурашко уезжает за границу, путешествие продлилось три года.
По традиции он посетил Рим и Венецию, но надолго обосновался в Мюнхене и в Париже, где продолжал совершенствовать мастерство, работая в мастерских известных европейских живописцев.
Как-то еще в Киеве, обсуждая успехи Александра, Адриан Прахов заметил: «Мазила из Саши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант. А для этого сейчас лучшая школа — мюнхенская. Там и художники собрались солидные, и жизнь скромнее, чем в Париже, где для человека с таким темпераментом, как у Саши, слишком много соблазна».
То же самое советовал и дядя, ревниво следивший за успехами племянника. Николай Мурашко писал ему, что никто не владеет той дисциплиной рисунка, которой владеют «наши мюнхенцы». Нашими мюнхенцами были те немногие художники, которые раньше учились в знаменитой мюнхенской школе живописи и рисунка в мастерской словака Антона Ашбэ и выставлялись на престижном ежегодном Мюнхенском Сецессионе. Среди них был уже ставший одним из самых знаменитых портретистов России Валентин Серов.
[показать]
Александр Мурашко Благовещение
Как рассказывал потом Мурашко, в Мюнхене собирались со всего света «дяди», солидные, с длинными бородами, уже много раз выставлявшие свои работы, с именами. И учились они, как обыкновенные школьники. Вечером отдыхали и веселились, а днем все работали.
Попробовал новичок проведать днем одного, другого... Не тут-то было. Никто не хотел оторваться от мольберта. Потом Мурашко сам втянулся и так же увлеченно сам стал работать.
Правда, «мюнхенцам», а потом и Мурашко доставалось из - за пренебрежения к социальным мотивам и за то, что чрезмерно увлекались внешней стороной живописи, красками, колоритом.
Самым успешным этапом его командировки стал парижский период. Мурашко удалось удачно синтезировать в своей живописи украинский колорит и отечественные традиции с модными современными веяниями, популярным в то время модерном.
Походы в Лувр и преклонение перед классической традицией, воплощенной в полотнах Веласкеса он совмещает с посещением парижских кафешантанов. Их обстановка и завсегдатаи дали ему материал для создания новых образов в новой для него импрессионистической манере.
В Париже он пишет серию картин, известную под условным названием "Парижанки" и массу этюдов. Его натурщиками были завсегдатаи кафе и проститутки, напоминающие гротескных див Тулуз- Лотрека, а сюжеты словно фиксировали обычную ночную жизнь парижских кафе и улиц. Главное, что пленяло художника в Париже — был цвет, насыщенность и чистота цвета, позже особенно ярко проявившиеся в его живописи. Это проявились и в нескольких портретах, написанных в Париже.
Портрет «Девушки в красной шляпе», написанный в 1903 году в Париже, уже свидетельствовал о том, что молодой художник стал зрелым мастером.
[показать]
Александр Мурашко Девушка в красной шляпе 1902-03 г.г.
Здесь все построено на контрастности двух цветов — красного и черного, мастерски передан и завораживающий взгляд глубоких черных глаз девушки.
Второй портрет, написанный с этой же модели, — «Татьяна. Портрет в сером», — привлекает не только этими печальными очами, но и удачно подобранным колоритом серебристо-серых тонов. Они создают впечатление изысканной гармонии. Этот серебристо-серый тон в разных сочетаниях и оттенках художник любил использовать и в других своих работах.
[показать]
Александр Мурашко Портрет девушки в сером
Работы, представленные в качестве отчёта о командировке – «В кафе», «Парижанка», «У кафе», «На улицах Парижа», «Парижское кафе. Три дамы» и другие – составили одну из лучших серий всех живописных полотен молодого художника.
Парижские картины были выставлены на выставке в Академии и тепло встречены зрителями, а главное, академическими педагогами. Картину «Кафе» Академия приобрела для своего музея.
[показать]
Александр Мурашко Парижанки возле кафе
Сам художник не считал законченными свои поиски. Он попросил продолжить академическое содержание еще на один год, чтобы иметь возможность поработать в России и дома, в Украине, используя опыт, приобретенный в Европе. Содержание ему продлили, но с условием, что он еще год проведет в Париже.
Международный успех
В 1904 Мурашко вернулся в Петербург.
Окрыленный первым успехом, Александр примкнул к группе выпускников Академии художеств, которая создала «Новое общество художников». Среди учредителей общества были уже известные живописцы Д. Кардовский, Н. Латри, М. Петров и другие.
В феврале 1904 года был утвержден устав «Нового общества», и прошла первая выставка.
Затем выставки стали проводиться постоянно, причем в различных городах России. Именно эти выставки сделали имя Александра Мурашко известным российским ценителям живописи.
[показать]
Александр Мурашко фото 1905-06 г.г.
[показать]
Александр Мурашко В глиняной мастерской. 1905-06 г.г.
В 1906 художник написал картину «Карусель», которая считается самой знаменитой картиной Александра Мурашко. Возможно, потому, что она принесла автору мировое признание.
Две девочки на деревянных лошадках, серых в яблоках, как говорят в Украине – «на кониках». Сколько восторга в их лицах, сколько праздничности в нарядах, сколько экспрессии в передаче движения и настроения.
Жанровый эпизод, выхваченный из сельской жизни, перерастает в картине в событие.
«Мне хотелось, — скажет сам художник, — передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели».
[показать]
Александр Мурашко Эскиз к картине Карусель 1905 г.
Увы, я нашел только эскиз к картине, который хранится в киевском Национальном художественном музее.
В 1907 году Александр Мурашко вернулся в Киев. А через два года, в 1909-м, свою картину "Карусель" он представил на десятой Международной выставке в Мюнхене. Картина была отмечена Золотой медалью и непосредственно на выставке куплена для Королевской галереи Будапешта.
Имя Мурашко сделалось популярным на Западе. Редакции журнала «Искусство для всех», «Лейпцигские иллюстрированные известия», издательские фирмы в Лейпциге, Берлине и Мюнхене просили разрешения сделать цветные репродукции картины, гарантируя ей почетное место на страницах своих изданий.
Комитет Берлинской выставки пригласил Мурашко участвовать в ней, а фирма Эдуарда Шульте предложила устроить персональную выставку в Германии.
В этом же 1909 году персональные выставки Мурашко, на которых экспонировались 25 его работ, прошли в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне.
В одном из источников я прочел, что в этот «триумфальный год» персональные выставки художника с огромнейшим успехом прошли также в Венеции, Риме и Амстердаме.
1909 год ознаменовался и переменой в личной жизни художника: он женился на дочери киевского нотариуса Маргарите Августовне Крюгер и породнился с семейством Праховых.
Родная сестра жены Анна Августовна Крюгер — художница и скульптор была замужем за сыном профессора Прахова - Николаем.
[показать]
Александр Мурашко А. А. Крюгер-Прахова со своим первенцем Владимиром 1900-е гг.
Отмечу, что Мурашко много и вдохновенно писал жену, которая оказалась прекрасной моделью. Впрочем, с любовью он писал многих своих родственников.
[показать]
А.А.Мурашко. Портрет Александры Ивановны Мурашко 1905 г.
[показать]
Александр Мурашко Портрет Елены Праховой 1905 г.
В Германии художник получил также почетное приглашение принять участие в девятой Международной выставке в Венеции в апреле–октябре 1910 года.
Две картины «Воскресный день» («Тихая грусть») и «На террасе» были взяты на выставку и заслужили похвальные отзывы не только посетителей-знатоков, но и всей европейской критики, не всегда благосклонной к художникам из России.
Обе картины были проданы, одна — в Бухарест, другая — в Нью-Йорк.
В 1911 – 1912 Мурашко принимал участие в выставках мюнхенского «Сецессиона».
[показать]
Александр Мурашко Девочка за столом 1911 г.
Европейская известность не могла не вызвать отголосков и в России. Иметь портрет, написанный Александром Мурашко, стало престижно. Вместе с заказами появился и достаток, а также возможность работать для души, писать то, что волнует.
В этот период художник с удовольствием пишет сельские картины и портреты крестьян, стараясь передать их душевную чистоту, житейскую мудрость и нелегкую долю.
[показать]
Александр Мурашко Портрет старика
О творчестве
Художник работал преимущественно в портретном и бытовом жанрах.
Он умел соединить в своем творчестве газовые фонари и длинные платья дам полусвета с идиллией сельских усадеб и скорбным бытом крестьян.
[показать]
Александр Мурашко Прачка 1914 г.
В них — поиск разгадки внутренней жизни человека.
Результаты этого поиска ярко переданы и в портретах его друзей-художников Репина, Нестерова, Кустодиева, Прахова, Станиславского, и в изображениях деревенских девушек, открытых в своей душевной простоте, колоритных сельских старух с мудрыми лицами, и светских дам, которых иногда художнику приходилось писать ради заработка.
Главным для Мурашко всегда были передача душевного состояния и характера позирующей модели. «Мелочи, детали — не главное, — повторял художник. — Главное — разглядеть душу».
Среди известных полотен, написанных за период 1903—1910 годов, - «Старый учитель. Портрет художника Н.И.Мурашко», «На террасе. Портрет А.И.Мурашко», «На катке», «Портрет Л.Ф.Куксиной», «Портрет В.А.Дитятиной», «Девушка в розовом. Портрет Н. Тараниной».
[показать]
Александр Мурашко Старый учитель Портрет Николая Мурашко 1906 г.
[показать]
Александр Мурашко Портрет Людмилы Куксиной 1910 г.
Художник Михаил Васильевич Нестеров как-то назвал свое творчество «опоэтизированным реализмом». Это определение можно дать и творчеству Мурашко.
В связи с упоминанием имени Нестерова, хочется процитировать историю, рассказанную Нестеровым в своих воспоминаниях "Давние дни".
«Наступил 1909 год. Как-то утром приезжает ко мне взволнованный художник Мурашко, заикаясь и спеша (он сильно заикался), передает мне газетную телеграмму о смерти Архипа Ивановича Куинджи. Погоревали, обсудили, как лучше почтить нам, киевлянам память почившего талантливого художника - прекрасного, великодушного человека. Решаем пока что от нашего имени послать вдове покойного телеграмму, а в день погребения, оповестив местных художников, отслужить панихиду во Владимирском соборе. Так и сделали.
Мурашко взялся отправить телеграмму и наладить все с панихидой.
На другой день утром Мурашко снова у меня. Он возбужден не менее вчерашнего. Он только что получил ответ: «Благодарю за телеграмму. Я здоров. Куинджи».
Вот тут и верь столичным корреспондентам. Конфуз конфузом, но и радость наша была велика. Не часто родятся столь одаренные и благородные люди, каким был Архип Иванович».
Кстати, Мурашко написал портрет самого Михаила Нестерова и два портрета его дочери Ольги с разницей в четыре года. На втором, малоизвестном портрете, написанном в 1904 году, восемнадцатилетняя девушка изображена во весь рост, художник тонко передал нежность и юное обаяние скромной киевской институтки.
Как отмечалось выше, еще одна тема творчества Мурашко была посвящена крестьянскому быту.
Одно из самых значительных полотен художника на материале жизни украинского села — картина «Крестьянская семья» (1914 год).
[показать]
Александр Мурашко Крестьянская семья 1914 г.
[показать]
Александр Мурашко Зима 1905 г.
«Як тебе не любити, Киеве мiй»
А теперь вернемся на несколько лет назад. Как человека активного и деятельного, Мурашко занимала не только творческая работа.
В 1909 он начал преподавать в Киевском художественном училище (КХУ), созданном на базе рисовальной школы дяди.
Директором училища с 1901 года стал архитектор В.Николаев. Весь свой талант, опыт и навыки, полученные в Петербурге, Париже и Мюнхене, Мурашко отдавал, чтобы преодолеть рутину и застой в ведении курса живописи. Спустя три года, в 1912-м, художник потерял надежду оживить учебный процесс и из-за консерватизма дирекции оставил училище. Как объяснял сам художник, он ушел потому, что "не хотел тратить силы на борьбу с окаменелостями".
Осенью 1913 года, в сотрудничестве со своей свояченицей Анной Крюгер-Праховой Мурашко открыл свою собственную художественную школу-студию на чердаке 12-этажного дома Гинзбурга на улице Институтской, просуществовавшую с 1913 по 1917 годы.
«Художественная студия А. Мурашко», как и школа дяди ранее, была очень известна в городе, она собирала в своих стенах талантливую молодежь. Рисунку, живописи и скульптуре в Школе одновременно обучалось до ста человек.
Юных художников привлекали талант и известность Александра Мурашко, программа, им составленная, его жизнерадостный характер и новые педагогические установки.
По своей программе она действительно была совершенно новым учебным заведением в тогдашней России. Гипсы, над которыми раньше годами корпели ученики, были почти изъяты из употребления. Уже в младших классах будущие художники начинали рисовать с натуры углем и карандашом: цветы, предметы, овощи.
В старшем отделении «переходили к рисованию способами масляной краски, фигуры человека обнаженного, а затем и одетого в разные костюмы», штудировали не только живопись, но и анатомию, историю искусств и философию, которые читали университетские профессора.
Живой интерес общественности вызывали вечера «самодеятельного» искусства.
А Мурашко в своих мечтах двигался вперед, он хотел превратить Киев в большой художественный центр и открыть в нем Академию художеств.
Мечты сбываются. От Товарищества к Академии
Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 года, разрушила планы художника, но не уменьшила энергию и настойчивость его деятельной натуры.
В 1916 году Мурашко выступил организатором и основателем Товарищества киевских художников.
Опыт организации творческих сообществ имелся на примере «Нового общества художников» в Санкт-Петербурге, членом которого он был в начале 1900-х.
Мурашко сам разработал устав Товарищества с целью сплотить коллег-земляков и поднять уровень киевских художественных выставок до уровня столичных и европейских.
В уставе основными целями и задачами значилось: «оказывать как моральную, так и материальную временную поддержку членам товарищества».
Предусматривалось устроить клуб, Дом художников, членскую платную библиотеку и школу искусств, а как конечную цель — создание Академии художеств.
«Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, где столько света, столько красоты»— говорил Мурашко.
В архиве художника сохранились проекты устава будущей Академии, над которыми он работал вместе с Н. Праховым и в 1916 году, и в течение 1917.
Есть в архиве еще один документ, который гласит:
«Осенью 1917 года горячая мечта Александра Александровича исполнилась — в Киеве открылась Академия художеств, в создании которой он принял самое энергичное участие. Открытие Академии в конце ноября является настоящим праздником для Александра Александровича, и он горячо принимается за работу в Академии и всеми силами поддерживает ее и защищает от многих разнообразных нападок, которым она не раз подвергалась в это трудное и смутное время. Ученики Школы-студии Александра Александровича почти все перешли в его мастерскую, где совместно с ним работали до весны следующего года. Последние месяцы, три-четыре месяца до смерти, Александр Александрович исполнял обязанности ректора Академии».
[показать]
Фотография девяти основателей Украинской Академии художеств
Итак, свершилось! Мурашко вместе с украинскими художниками и графиками, среди которых Г. Нарбут, Ф. Кричевский, М. Бойчук и А. Маневич, становится профессором Всеукраинской Академии художеств, возглавив мастерскую живописи, и первым ее ректором.
Уточню, что, как иногда бывало при Советах, факты истории искажались. На фасаде Академии искусств Украины по улице Смирнова-Ласточкина, 20 висит бронзовая мемориальная доска-барельеф девяти ее основателям. И это справедливо. А вот первыми ректорами в разных документах названы и Александр Мурашко, и Федор Кричевский, и Григорий Нарбут, и Василий Кричевский. Как объясняют историки «время было трудное, власти менялись, и в зависимости от их установок менялись и назначались ректоры». Но не думаю, что в городе, переходящем от белых к красным, «победители» меняли ректора Академии из состава его основателей.
Художник жаловался, что почти все время съедает административная работа, связанная с делами Академии. К тому же, Мурашко продолжал вести активную гражданскую деятельность, работая в Художественном совете при Народном комиссариате образования.
На творчество времени не хватало, и он все надеялся, что вот еще совсем немного - и он сможет забросить все дела и отдаться своему любимому занятию.
[показать]
Александр Мурашко Дама с цветами 1918 г.
Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
Последние дни
Это самая длинная и трагическая глава в моем повествовании.
Недавно я прочитал художественный очерк Ефрема Рябова, посвященный Мурашко (в какой-то мере именно он сподвиг меня на составление этого материала). Но понимая, что рассказ Рябова является в некотором роде художественным вымыслом (в плане диалогов и даже некоторых событий), я не смог не поместить здесь для полноты картины цитаты, в которых описываются последние дни художника. Ведь до истины происшедшего так никто и не докопался.
Но сначала сухие факты.
О самых последних днях жизни Александра Мурашко рассказал в своих воспоминаниях украинский искусствовед и художник-архитектор Григорий Лукомский.
В 1917—1919 годах они работали вместе. В двадцатые годы Лукомский уехал за границу и умер там в 1928-м. В Берлине он издал в издательстве «Грани» небольшую книжечку «Венок на могилу пяти деятелей искусства. Памяти Г.Нарбута, В.Модзалевского, А.Мурашко, П.Дорошенко и К.Шероцкого». Они все почти в одночасье ушли из жизни. Пять печальных очерков-некрологов. Самый скорбный посвящен А.А.Мурашко.
Лукомский видел Мурашко в день его смерти. «Был жаркий летний вечер. Александр Александрович при новой смене властей остался в сущности вне служебных обязанностей в Академии, — пишет Лукомский, — Антибольшевистские войска шли уже от Житомира на Киев. В ЧК был изрядный сумбур. Произошло много «ошибок» от спешки и неуверенности во власти. И вот то, что постигло бедного А.А.Мурашко, — несомненно, одна из таких ошибок...»
Вместе с женой художник возвращался из гостей в свой домик на Лукьяновке. Он не боялся ходить так поздно. У него был пропуск, выданный «Всеиздатом».
В час ночи к нему подошла компания из трех солдат и заявила, что он арестован, что может жене отдать все, что при нем есть ценного, и что его немедленно должны повести на суд. Почуяв неладное, Мурашко просил, чтобы и жена сопровождала его, но ее насильно заставили идти домой.
От себя замечу, существует версия, что люди, остановившие художника, были в форме ЧК, и что это были переодетые бандиты.
«Едва она дошла до крылечка дома, как увидела, что муж бросился бежать от них. Очевидно, за эту одну-две минуты Александр Александрович определил, что его ведут не в ЧК, а попросту в поле на расстрел без суда, ибо направление, взятое его конвоирами, было как раз в сторону выезда из города, а не на Липки. Зная отлично окрестности и предполагая, что солдаты не знают так хорошо мест этих, он решил добежать до известной ему ямы, канавы, которая образовывала под забором щель, в которую он мог бы пролезть, и, попав в сад, скрыться под покровом темноты. Но едва он влез в эту яму-канаву, как его пиджак (мне врезался в память серый костюм, в котором он был днем, за шесть-семь часов до убийства) за что-то зацепился, и он застрял под забором. Так как он спускался ногами, то голова его осталась по эту сторону, а туловище и ноги были в саду... Его настигли. Момент — и он был бы может быть спасен — но выстрел в затылок — и смерть на месте. Бесследно исчезли убийцы, ценные вещи у жены. «Случай» стоил жизни талантливейшего художника Украины»...
Это случилось 14 июня 1919 года.
А теперь версия Рябова. И хоть в основном, он не опровергает, а в большей части повторяет рассказ Лукомского, есть в описываемых событиях версия причины смерти и интересные подробности:
В один из жарких июньских вечеров к Мурашко в гости для серьезного разговора зашел Михаил Львович Бойчук, еще один прославившийся украинский художник, живописец и монументалист родом с тернопольщины.
- Рита, организуй нам с Михал Львовичем чайку,- крикнул А.Мурашко супруге.
- Не извольте беспокоиться, Маргарита Августовна,- вежливо отказался М.Бойчук, статный и красивый 37-летний мужчина. - У нас с Сашей серьезный разговор,- многозначительно намекнул Михаил Львович и перешел на мову.
Маргарита Августовна послушно удалилась в спальню. В столовой художники разговаривали на повышенных тонах, до нее долетали слова: "незалежность", "держава", "батькивщина". Как ни странно, но М.Бойчук и А.Мурашко митинговали друг перед другом недолго, через четверть часа Михайло Львович выскочил из хаты как ошпаренный.
- Саша, что у вас за споры? - недовольно крикнула Магарита Августовна мужу.
- Да, Михайло оседлал своего конька, агитирует меня за самостийность,- отозвался А.Мурашко,- чтобы я изменил свое отношение к большевикам и русским. Но ты же знаешь, Рита, я - интернационалист, а по происхождению из босяков. Как я могу не поддерживать большевиков? Я для них социально близкий.
- А почему он такой злой ушел?- спросила супруга.
- Рита, посмотри, что я нашел,- в спальню вошел бледный А.Мурашко.
- Что? - встрепенулась Маргарита.
- Три гвоздя лежали на столе. После него осталось,- руки художника тряслись. - У нас, у украинцев, три гвоздя означают смерть. Это народная примета. Три гвоздя забивают в гроб.
- Саша, положи их на место, туда, где он их оставил, - сказала Маргарита Августовна, и лицо ее покрылось красными пятнами. По национальности она была немка, в глупую символику не верила, но взволнованность мужа передалась и ей.
Через пять минут в дверь постучали. Открывать пошел А.Мурашко. Это вернулся взъерошенный и запыхавшийся М.Бойчук с парусиновой шляпой в руке.
- Я тут у вас забыл на столе пакетик,- без лишних церемоний ворвался он в дом и проследовал в столовую.
Он забрал свои гвозди и также стремительно вышел, растворившись в пыльном облаке лукьяновского переулка.
- Саша, не нравится мне все это,- запричитала Маргарита Августовна. - И месяца не прошло со дня твоего ареста. Что ты за государственный преступник?
- Времена, однако, нынче беспокойные,- мрачно изрек Александр Мурашко. - И мне совсем непонятные. Я художник или политик?
Месяц назад его арестовали на улице при проверке документов. Он шел один. Увезли, как потом выяснилось, в Дарницу. Когда ночью он не пришел ночевать, Маргарита Августовна побежала, несмотря на комендантский час, к многодетной сестре Анне Августовне Крюгер-Праховой и ее мужу - Николаю Адриановичу Прахову на Большую Житомирскую. Утром они начали совместные поиски пропавшего Сашко. Безрезультатно. В Чека ответили: "Ничего не знаем. Ждите. Может, найдется. Загулял. По нашей линии не проходил".
Через несколько дней Мурашко появился у Праховых, голодный, помятый, обросший щетиной.
- Где? Что? - накинулись близкие с распросами. - Мы уже не знаем, что и думать. Почему не дал весточку?
- Коля,- ответил Мурашко, сверкая белками на воспаленном лице,- я был в Дарнице.
- В Дарнице? - ахнули хором Николай Адрианович и сестры Аня и Рита.
- Значит, тебя все-таки арестовало Чека? - возмутился Прахов. - А я уже доложил коллегам в Академии художеств о твоей пропаже. Подбил их на написание коллективного письма в твою защиту. Собирались уже идти в ревком и губернский отдел народного образования. Что случилось с тобой? Рассказывай конкретно.
- Меня разбирала тройка,- начал Александр свой скупой на подробности рассказ. - Думаю, был донос. Но придраться им не к чему. Ты же знаешь, я из босяков. Это все ерунда. Мои объяснения их удовлетворили. Не это главное. Знаешь, кого я там случайно увидел в одной из комнат?
- Не тяни. Говори. А то начну нехорошо шутить,- занервничал Николай Адрианович.
- Я случайно увидел за столом в одной из комнат Михаила Львовича Бойчука,- изрек Мурашко.
Все ахнули:
- Не может быть...
- Но он меня не узнал,- закончил свой рассказ Мурашко.
- И слава Богу,- заключил Прахов. - Надо бы держаться подальше от политики. Деникинцы наступают на Киев.
Вскоре внезапный и ни чем не оправданный арест и странный приход М.Бойчука в гости стал забываться. Жаркий киевский июнь радовал глаз художника буйством красок.
Солнечный день увеличивался, и как-то, возвращаясь из гостей, Мурашко с женой забыли о действовавшем комендантском часе.
- Рита, мы с тобой не припозднились? - внезапно встрепенулся Мурашко. Он полез в карман за часами, щелкнул серебряной крышкой: - О, уже одиннадцатый час.
Они уже были на Лукьяновке. До дома оставались считанные минуты ходьбы. Как назло из-за угла послышался стук кованых сапог по булыжной мостовой. Патруль! Нарвались на патруль.
Стараясь сохранять спокойствие, прилично одетая пара, дама в длинном голубом платье с высокой прической и с ней под руку высокий статный шатен средних лет с усами и бородкой, как у товарища Троцкого, одетый в бежевый льняной пиджак и такие же брюки, спокойно шли навстречу двум солдатам в гимнастерках с трехлинейками на плечах и старшему патруля во френче с наганом на боку. У всех троих на левых предплечьях были красные повязки. Патруль при виде парочки остановился и ждал ее приближения у перекрестка, внимательно оценивая внешность штатских.
- Не поздно гуляем, товарищи? - осведомился старший патруля. - Удостоверения имеются?
Неприятный холодок пробежал по телу Мурашко.
- Пожалуйста,- сказал он, протянув начальнику патруля пропуск, выданный Всеиздатом после предыдущего ареста.
- О, да у вас документики не в порядке,- закачал головой патрульный. - Вам придется проследовать с нами.
- Я издалека вижу: контры,- поддакнул красногвардеец.
- Одну секундочку. Я сейчас с женой попрощаюсь,- промямлил побледневший Мурашко.
- Саша, что случилось? - запаниковала Маргарита Августовна.
- Не волнуйся, дорогая, простые формальности, проверят документы и отпустят,- пытался успокоить жену Александр Александрович. - Возьми, пожалуйста, часы и деньги.
Он передал Рите серебряные часы с цепочкой и портмоне.
- Иди, я тебя скоро догоню,- махнул он ей рукой на прощание, повернулся и пошел к поджидавшим его бойцам карательного фронта.
Маргарита Августовна проводила взглядом удалявшуюся четверку, свернула за угол и быстрым шагом направилась к дому. Через несколько секунд она услышала вдалеке топот сапог, крики и несколько выстрелов. Затем все стихло. Крюгер схватилась за сердце, застонала и упала в обморок.
"С Сашей беда, с Сашей беда",- жаркими кровяными приливами стучало сердце, посылая импульсы в мозг. Ей казалось, что она пролежала вечность на остывающей земле. Прошло всего лишь мгновение. Она очнулась. Поднялась, покачиваясь. Ничего не видела, перед глазами плыли радужные круги. Побежала, задыхаясь, к дому в переулке.
Всю ночь не спала, успокаивала себя надеждами на благоприятный исход. Утром подняла на ноги сестру и Николая Прахова. Больше рассчитывать было не на кого. Сама побежала по местным властям. Никого. Нигде. Никто ничего не знает. Не было ничего. "Но муж-то был! Вот и его картины остались..."
После обеда в дверь постучали. Маргарита Августовна побежала открывать.
На пороге стоял революционный матрос. Ноги Риты подкосились. Она опять почувствовала беду.
- Ну, что? Мужа нашла? - обыденно, как "дай семок погрызть", кивнул мореман и усмехнулся, не обращая внимания на ее округлившиеся глаза.
- Я нашел,- отрешенно в пустоту обронил хвастливую фразу матрос и повернулся как ботик на стремнине.
Рита исступленно закричала, кулаками вцепившись себе в глаза и щеки. Она побежала вслед за матросом.
Бежать пришлось недолго. Тем же ночным путем. Вот и перекресток, где они разошлись с мужем, как оказалось, навечно. Здесь вот Саша бросился бежать, плутая закоулками. Он хорошо знал местность и надеялся использовать это преимущество перед патрулем во время побега. Матрос привел ее к заброшенному оврагу, где ничком лежал Мурашко. До спасения ему не хватило везения и нескольких секунд. В последние мгновения жизни Александр Александрович Мурашко как старый опытный урка с Подола, не раз уходивший от погони, бросился под изгородь над оврагом, по-пластунски преодолевая препятствие. Удача покинула его, он зацепился льняным пиджаком за какие-то сучья. Этого мгновения хватило солдату для того, чтобы прицелиться. Социально близкая пуля настигла художника. Подбежавшие преследователи вытянули его за ноги из-под забора. Комиссар добил выстрелом из нагана в затылок.
Гроб с телом убитого художника, накрытый «червоною китайкою», как «труну кошевого» на конкурсной картине, студенты и художественная общественность Киева несли на руках от Академии до Лукьяновского кладбища на руках.
Послесловие
Вдова А.Мурашко пыталась возбудить уголовное дело, она потребовала в ЧК провести следствие, на что следователь просто отозвал ее в сторонку и прямо сказал: "Я Вам не советую хлопотать. Не хлопочите. Следы ведут в высокие сферы".
Уточню, что художник Михаил Львович Бойчук был расстрелян 13 июля 1937 г. за контрреволюционную деятельность. Вместе с ним погибла его жена и несколько националистически ориентированных художников.
Маргарита Августовна Крюгер через несколько лет после смерти мужа вышла замуж во второй раз за немца-архитектора и переехала в Симферополь. В 1930 г. ее мужа расстреляли, а сама она умерла в тюрьме в 1937.
Эти сведения, увы, документально не подтверждены, о них рассказывала дочь Мурашко.
У Александра Мурашко и Маргариты Крюгер своих детейне было, поэтому супруги решили удочерить девочку-сироту Катю. Когда убили Мурашко, Кате было всего пять лет, поэтому многие события она запомнила плохо. Она рано вышла замуж и уехала в Москву, став в замужестве Екатериной Александровной Гай.
В 1963 году она приезжала в Киев на выставку приемного отца и привезла несколько его работ, которые купил Национальный музей.
Большая часть творческого наследия художника сейчас хранится именно в Национальном художественном музее Украины (НХМУ), кроме того, работы Мурашко находятся в собраниях Днепропетровского, Харьковского и Одесского музеев, Национального музея во Львове, Башкирском государственном художественном музее и частных собраниях в Украине и за рубежом.
Закончить рассказ о художнике мне хочется стихами Снежаны Малышевой.
«Памяти убиенного художника Мурашко»
Храм Растрелли на горе,
И расстрелы во дворе.
По белёсой по стерне
Едут всадники в огне.
Там художник – наповал.
Краски, кисти растерял,
Кадмий красный растирал
По рубашке…
Киев, вот переплёт!
Восемнадцатый год.
Художник Мурашко.
А может, шашкой
Полоснул удалой
Петлюровец молодой?
А может, красноармеец?
Кто утверждать посмеет?
Что в той кутерьме,
Отсидев в тюрьме,
Испуганный лицеист
Не дырявил батист
Нижней рубашки
Художника Мурашко.
Храм искусства на горе,
В нём картины на стене.
И по ранней по поре
Экскурсанточки в окне.
Колорит рубашки
Художника Мурашко
Обсуждают.
Основой материала послужили рассказ
Ефрема Рябова «Три гвоздя», воспоминания
Михаила Нестерова "Давние дни", статьи журналистов
Элеоноры Блажко ,
Владимира Рогозы и
Алены Гонор , а также статьи из газеты
Сегодня за 21.12.2000 г. и сайтов
www.rposter.ru и
www.korners.com.ua .
Серия сообщений "Украина":
Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
Часть 3 - ЖЗЛ (УКРАИНСКИЙ ПЕРЕДВИЖНИК НИКОЛАЙ ПИМОНЕНКО)
Часть 4 - ЖЗЛ (АЛЕКСАНДР МУРАШКО. СВЕТОЧ УКРАИНСКОЙ ЖИВОПИСИ.)
Часть 5 - ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 31 - РЕМБРАНДТ И ТАРАС ШЕВЧЕНКО)
Часть 6 - КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 44 - АВТОПОРТРЕТЫ ВЕЛИКОГО КОБЗАРЯ)
...
Часть 21 - КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 114 - ГАЛЕРЕЯ АВТОПОРТРЕТОВ ОЛЕКСЫ НОВАКОВСКОГО.)
Часть 22 - ЖЗЛ (ВАСИЛЬ ХМЕЛЮК. ВОЗВРАЩЕНИЕ "УКРАИНСКОГО ПАРИЖАНИНА" НА РОДИНУ)
Часть 23 - ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 47 - СЕРИЯ "КАЛЕНДАРЬ" ЕКАТЕРИНЫ КОСЬЯНЕНКО)