
Два дня назад.
Шумный день из вечного испанского лета затихает. Город полон цветения, настоян в жарком южном воздухе. Валенсийский май - это уже лето.
Стихает традиционного громкий говор на улицах, прохожие неторопливо скользят по улицам. Сияющий солнечный блеск сменяют пока еще легкие летние тени.
Я иду в центр по узким улочкам старого города, основанного еще римлянами, от заполненной транспортом авеню Колона, да, того самого Колумба. То, что испанцы посадили его за открытие Нового Света, уже аккуратно забыли. Теперь принято называть в честь него магистрали и площади. За то же самое. Улочки сужаются. Вдруг появляется высокая глухая стена средневековой кладки, больше крепости, чем дворца. Венецианские окна где-то в вышине ровным рядом венчают стену. От неожиданности останавливаюсь. Это стиль флорентийского палаццо, города камня и великих поэтов.
Подхожу и толкаю укрепленную кованным железом средневековую дверь, вступаю внутрь и затихаю. Да, это палаццо, и в нем церковь.
Несколько лет назад в праздник Святой Троицы судьба меня привела к Санта Тринити в Риме. Французская церковь Святой Троицы на испанской лестнице в сердце итальянской столицы.
Вижу магическое по своей силе полотно над алтарем и понимаю, куда я попал. Снова ведет Судьба. Это часть Коллегии Патриарха или, более официально, Королевской коллегии тела Христа.
Тайная Вечеря. Христос с учениками, драматическая последняя трапеза, рубеж Подвига, Искупления и предательства...
Вечный выбор. Каждый выбирает свою дорогу. Он взял на себя Крест искупления.
Он разделит хлеб и вино из чаши со своими учениками, спутниками. Даже с тем, кто уже предал. И с теми, кто будет слаб на минуту. Не приказывает... Дает им право выбора судьбы и прощает... Человек строит свою жизнь. Он сказал им главное и дает дереву их жизни расти самостоятельно.
Оставив их перед необходимостью выбора.
Да, именно это полотно должно быть над алтарем в Валенсии. Чаша с той встречи, Святой Грааль, находится совсем рядом, в Кафедральном Соборе. Чтобы каждый пришедший мог остановиться перед ней и подумать. О своем Выборе.
Полотно похоже на Тайную Вечерю Эль Греко, но это рука валенсийского художника Франциско Рибальто. Сых портного, он потянулся к прекрасному и в молодости уехал впитывать живопись в Италию. И наполнился высоким гимном Возрождения, влюбился в трагическую яркую реальность картин Караваджио. Техника уступает мастерству Эль Греко и Караваджо, но искренность искупает все. Рибальто дружил с Лопе де Вега, учил Хосе Рибера. Его сын тоже станет художником.
Торжественно идет служба. Завершая, потекут ввысь звуки "Аве, Мария"...
А потом я пойду к Святой Чаше. Подумать о своем выборе.