
"Блистательная Вена" - это исторический штамп, отпечаток великой Империи.
Символ Австрии, возвышавшейся над северной Италией, Чехией, Венгрией, южными славянами (часть Балкан), частью Польши и западной Украины.
Нынешняя Вена более патриархальна провинциальна.
Порядок и удовольствия - две её характерные черты, доминируют до сих пор.
Но громадная Империя, дававшая ей соки и жгучее смешение потоков жизни, распалась .
Гигантский королевский дворец, точнее комплекс разросшихся дворцов Хофбург, поражает и сейчас.
О нем написано много, даже двух недель не прошло с момента публикаций.
Но мне сложно здесь - он пропитан усреднением, давлением порядка.
Административным прессом Империи. Музеи Хофбурга также напоминают склады и архивы старого имущества, ничто не должно пропасть, что, кажется, даже пыль прошлого века скоро будут оберегать.
Устав бродить километрами дворцовых коридоров в музее музыкальных инструментов я увидел итальянца с дочкой лет семи.
Воровато оглянувшись, темпераментный посетитель взял в руки палочки и заиграл на ксилофоне восемнадцатого века.
Музей не ожил, но хоть какая-то нотка жизни из прошлого коснулась, наконец, нас.
Вживую ты ощущаешь часть того, что несет нам история, отпечаток движения жизни.
Здесь она полна усреднения. Подчинить своей воле можно либо мощным потоком движения, либо повсеместным усреднением, учетом.
Подобные оттенки чувствовались и в Версале, но там французская тяга к чувственной роскоши изрядно завуалировало это.
Здесь же - архитектурная квитэссенция порядка. Горизонтальные формы.
Поэтому с удовольствием сбегаю по ступенькам дворцовых лестниц.
Через серию арок выхожу на круглую небольшую площадь Михаэлерплац.
Михаэлерплац - игрива и блистательна, украшена изящным барокко. Площадь - сцена, на которой Вена демонстрирует себя.
Широченные фасады дворца остались за дворцовой стеной, здесь театр скульптуры.
Даже фасад готической Михаэлькирхе, ведущей свою историю с тринадцатого века, перестроен в стиле барокко.
Небольшое пространство не позволяет разгуляться ветру, голоса чуть отражаются от стен.
Неторопливо жуют лошади карет, скопившихся здесь. Белые стены церкви, светлые стены дворца освещают площадь.
Это крыло дворца названо Крылом Святого Михаила и великолепием архитектурного праздника напоминает фонтан Треви в Риме.
Полукруглые стены дворца играют украшениями. Как ладони, они обнимают тебя. В середине арка, украшенная скульптурными группами и колоннадой.
В центре площади ожидался фонтан, но его нет. Здесь открыты остатки римского лагеря III века. Империи повторились.
Площадь названа по имени католической церкви святого Михаила, выстроенной для слуг дворца и горожан. Она невелика, но уютна.
Ныряю в нее и встречаюсь с посмертной маской Вольфганга Амадея Моцарта.
Здесь впервые был исполнен великий Реквием на его панихиде 10 октября 1791 года.
Моцарт умер 5 октября 1791 года, неподалеку, в своей квартире на на Раухенштейнгассе. Музей Моцарта расположен в его предыдущей квартире, в двух кварталах северней. Отпевали Моцарта 6 октября по соседству - в центральном храме Вены - соборе святого Стефана.
Хоронили в общей могиле по 3 разряду на кладбище святого Марка. Поэтому точно могила не сохранилась.
Но стоя здесь, под стеной гигантского имперского дворца, переводя на современный язык, структуры с мощным административным аппаратом, понимаешь, иного и не предвиделось.
Рассказы из детства про боязнь эпидемии... Поэтому общая могила... Полноте. Слишком все близко.
Церковь святого Михаила - это практически продолжение дворца в город. Собор святого Стефана - через два квартала. Ничто не могло тут произойти без соизволения из дворца.
Да, Вена блистательна. Но кто сказал, что она греет?
Кто-то увидел в Волшебной флейте нелестный намек на великую императрицу Марию Терезию. А она в свое время, помнится, в молодости Вольфганга написала письмо о бесполезности семейства Моцартов. Многим не нравилась антиаристократическая насмешка Женитьбы Фигаро. Оперу поставили, когда еще на немецком тексте стоял запрет цензуры.
Теплом Моцарта согревала Прага. Там он провел счастливейший месяц жизни с Констанцей. В Праге гремела его Женитьба Фигаро. Там успешно прошла премьера Дон Жуана, провалившаяся на следующий год в Вене.
Блистание гения востребовано лишь в стране развития, идущей к своей цели. В Вене до времени ему позволялось развлекать талантом...
До времени.
Был ли он отравлен? Возможно. Возможно, и нет.
Многие видели проявления, сходные с отравлением ртутью.
На следующий день после похорон Моцарта его приятель Франц Хофдемель набросился с ножом на свою беременную двадцатитрехлетнюю жену Магдалену и тяжело ранил её. Магдалена была ученицей Моцарта и Хофдемель решил, что у них связь. После этого он перерезал себе горло. Пошли слухи...
Вена отвернулась от Моцарта. Впрочем, теперь она забыла об этом. Сегодня он символ и бренд.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.