Лидия Зверева перед полетом на биплане «Фарман IV», 1911 год.
В начале XX века человечество переживало одновременно процесс стремительного развития техники и усиление борьбы женщин за свои права.
Есть женщины в русских селеньях...
Российская империя ориентировалась на патриархальные традиции, но не зря поэт отметил, что русские женщины «коня на скаку остановят». На старте нового века дамы рвались туда, где и мужчины делали только первые шаги — в авиацию.
10 августа 1911 года диплом авиатора под номером 31 был выдан Лидии Виссарионовне Зверевой. Это был первый случай в России, когда все экзамены на пилотирование самолета успешно сдала женщина.
С одной стороны, ничего удивительного — дочь генерала, героя русско-турецкой войны 1877-1878 года, и не могла быть робко десятка. С другой, смелость юной Лидочки шокировали и отца, и всю родню.
Диплом авиатора Лидии Зверевой.
Путь в авиашколу в обход отцовского запрета
Небом она заболела тогда, когда впервые увидела аэростаты над крепостью Осовец, где в ту пору служил отец. Но когда Лида впервые заикнулась о воздухоплавании, отец стукнул кулаком по столу, потребовав, чтобы она раз и навсегда забыла про эту «дурь».
Ее определили в институт благородных девиц, после окончания которого выдали за инженера-железнодорожника. Но молодой супруг трагически скончался от аппендицита, а Лидия, оставшись без плотной опеки родни, перебралась в Петербург, где стала посещать выступления авиаторов.
В 1910 году в Гатчине открылась авиационная школа «Гамаюн» 1-го Российского товарищества воздухоплавания, и Лидия Зверева оказалась в числе курсантов. В новой сфере деятельности половых условностей еще не установилось, и она занималась наравне со всеми. Также, наравне со всеми, попадала в аварии, но серьезных травм ей удавалось избегать.
Семейный бизнес
А вот другой курсант, Владимир Слюсаренко, травмировался куда серьезнее. Лидия навещала коллегу во время лечения, и товарищеские отношения переросли в роман.
После получения дипломов Слюсаренко и Зверева стали ездить по России с показательными выступлениями. После того, как они поженились, увлечение стало семейным бизнесом — они вместе в 1913 году открыли в Риге школу пилотов и авиамастерские.
В мае 1914 года Лидия Зверева стала первой женщиной в России, успешно исполнившей элемент «мертвая петля».
Начавшаяся вскоре Первая мировая война показала, что авиация — это уже не увлечение чудаков, а необходимый стране стратегический ресурс. Семья перевезла свое производство в Петербург, где за два года «Авиационная фабрика Слюсаренко» выпустила около 80 летательных аппаратов разных конструкций. Новые самолеты Лидия Зверева испытывала самостоятельно.
Лидия Зверева и Владимир Слюсаренко.
Героиню неба сразил тиф
Впереди Россию ждали революционные потрясения, но до них женщине не суждено было дожить. В мае 1916 года в возрасте 26 лет она скончалась от брюшного тифа.
Владимир Слюсаренко был убежден, что в гибели жены замешаны иностранные спецслужбы, однако царские власти посчитали, что смерть Лидии Зверевой наступила по естественным причинам.
После революции Слюсаренко эмигрировал в Австралию, где прожил долгую жизнь, работая механиком и не забывая об увлечении авиацией.
А в честь Лидии Зверевой были названы кратер на Венере и малая планета под номером 3322
https://aif.ru/society/history/besstrashnaya-lidiy...voy-russkoy-zhenshchiny-pilota