Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833
Это первая половина 1830-х, в моде сложные причёски, высоко поднимающиеся на макушке и очень прихотливо украшенные. У сеньоры Деликадо в тёмных (но не чёрный, как кажется поначалу, а, скорее, тёмно-каштановых) волосах сияют бриллианты. Шпилька, украшенная месяцем со звездой - и тут я, конечно, не могу не вспомнить ""месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит" (между прочим, сказка была написана всего два года назад). А в дополнение к ней - нечто среднее между ферроньеркой и диадемой, тоже сплошь усыпанное бриллиантами и смело надетое наискосок.
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
Ещё одно крупное бриллиантовое украшение, брошь на груди. И, обратите внимание, как деликатно окаймляют декольте чёрные кружева.
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
Платье - по моде той поры, с огромными пышными рукавами. Вот только я никак не могу решить - чёрное оно или всё-таки тёмно-тёмно синее? (В Прадо полагают, что всё-таки синее) Во всяком случае, оно, кажется, бархатное.
На тёмном фоне выделяется кружевная шаль. просто великолепная, слов нет. А под рукой - кашемировая многоцветная шаль, тоже всё ещё дорогой и статусный аксессуар.
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
На руке - массивный браслет. Сапфир и аметисты? Очень изысканное сочетание цветов...
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
Пряжка пояса, часы, кольца, позолоченный веер (подозреваю, его боковая пластина усыпана отнюдь не стразами) - все детали подчёркивают, что перед нами дама с более чем солидным положением в обществе.
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
А что до лица... Постоянные читатели моего канада знают, что я не выношу обсуждений внешности, кроме как в духе "очень красиво" (в иных случаях лучше не касаться этой темы). Но. Если сеньора показалась вам некрасивой... Давайте отбросим всю эту дамскую мишуру и посмотрим на лицо. И тут, мне кажется, происходит чудо.
Лицо, на самом-то деле, весьма привлекательно. Однако не женской, а мужской красотой.
Портрет сеньоры Деликадо де Имас, Висенте Лопес Портана, 1833.
Поскольку художник писал портреты королевской семьи и их окружения, надо полагать, сеньора Деликадо тоже занимала какое-то место при дворе. И весь её облик об этом прямо заявляет.
"Вот она я. Любите и не жалуйтесь".
https://dzen.ru/a/YutwCaAK4VJt3JJv
Ещё одна сеньора в бархате
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е
1830-е - мода на фероньерки, цепочки или ленты вокруг головы, отсылающие к эпохе Ренессанса. И у нашей дамы фероньерка совершенно восхитительная! Двойная нить мелкого жемчуга с бриллиантовой подвеской. Для колье мелковат, а вот для украшения на голову - то, что нужно. И бриллиантовые же шпильки в волосах, закреплённые так, чтобы были видны "стебельки" цветов.
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е.
А что же на шее? Возможно, я бы сама выбрала колье из жемчуга или бриллиантов, или и того, и другого... Но нет. Наша дама внезапно выбирает узкую голубую ленту, причём фактурную. И длинная золотая цепь (и этот будет видно ниже) - цепочка для часов.
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е.
Смотрите, как великолепно играют друг с другом разные фактуры - тёмный бархат платья, кружевная отделка декольте, и акцент - белый "хвост". Ну то есть боа, конечно, но по-русски их в те годы порой назвали именно "хвостами". И то очень, очень модный аксессуар. И не только тепла ради, сколько ради красоты!
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е.
Достаточно широкие бархатные манжеты, а вот кружевная отделка узкая - причём кружева другие, не те, что окаймляют вырез. Парные браслеты с камеями. Небольшой - модный в то время - веер. Не исключено, что черепаховый. И, наконец, часы. Судя по стрелкам, десять часов (или без восьми двенадцать?), а, судя по декольте - имеется в виду вечер, а не утро:
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е.
На правой руке, как и на левой, два бриллиантовых кольца, и золотой браслет с камеей.
Портрет неизвестной дамы, Рафаэль Диас, 1830-е.
И тёмно-синий бархат выступает для всех этих мелочей идеальным фоном...
https://dzen.ru/a/Yu5GxBqmli2jYuIU