В этой статье я открою вам детали картины "Последний день Помпеи", на которые вы точно не обращали внимания. Для вашего удобства статья разбита на главы. Приятного чтения!
Карл Брюллов. "Последний день Помпеи"
1. Молодожёны в крайнем правом нижнем углу
"Последний день Помпеи". Фрагмент
Эти молодые люди были застигнуты Везувием, возможно, в самый счастливый момент их жизни - в момент заключения брака. Согласно древнеримской традиции новобрачные надевали на головы венки, а девушки к тому же накрывали голову фламмеем - покрывало из тонкой оранжевой ткани.
2. Рим пал
"Последний день Помпеи". Фрагмент.
Карл Брюллов был не только великолепным живописцем, но и философом. "Последний день Помпеи" - это также своеобразный символ падения Рима, падение великой культуры. На мостовой лежит с распростёртыми руками мёртвая молодая красивая женщина, а рядом с ней плачущий ребёнок, смотрящий в глаза зрителю. И уже ненужные драгоценности рассыпались по брусчатке. Прекрасный образ этой дамы, расположенной в самом центре картины, - это гибнущая у нас на глазах римская культура.
3. Мать с двумя дочерьми
"Последний день Помпеи". Фрагмент
Брюллов частенько посещал раскопки Помпеи. На месте, попавшем на картину, были найдены останки женщины и двух детей, обнявшихся перед смертью ровно так, как на картине. Мать с двумя детьми ассоциировалась у художника с его музой и возлюбленной Юлией Самойловой, которая удочерила двух девочек, детей родственников, так как своих детей не было. Отцом младшей дочери был Джованни Пачини - итальянский композитор, который в 1825 году написал оперу "Последний день Помпеи". Эта опера стала одним из источников вдохновения для Карла Брюллова.
Юлия Самойлова. Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год Государственный Эрмитаж
Джованни Пачини.
4. Христианский священник и язычник
Христианский священник. "Последний день Помпеи". Фрагмент
Язычник. "Последний день Помпеи". Фрагмент
Взгляните, как удивительно противопоставил художник христианского священника язычнику. Первый стоит в мужественной позе, обращен лицом к Везувию, бежит не от катастрофы, а ей навстречу. Язычник же в страхе убегает, неся с собой языческую атрибутику.
Археологи подтвердили, что в городе Помпеи в I веке уже могли жить служители новой христианской веры. На полотне он легко узнаваем. На шее крест, в руках свиток со священным текстом и богослужебная утварь - кадило и потир. Единственное, археологи не подтвердили, что в 79 году христианские священники носили кресты.
5. Автопортрет Брюллова на картине и четыре портрета Юлии Самойловой
"Последний день Помпеи". Фрагмент
Поместив на полотно свой портрет и портрет возлюбленной, живописец добился «эффекта присутствия». Себя Брюллов изобразил художником, который несет на голове ящик с кистями, красками, линейками и эскизами. Любопытно, что черты Юлии Самойловой присутствуют на картине на лицах четырех разных женщин.
Черты Юлии Самойловой на картине. "Последний день Помпеи". Фрагмент
https://dzen.ru/a/X0gFPFwLR3en9lQg