Подавляющее большинство браков в XIX веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли, буквально силком, выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых, если не дряхлых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу - из жизни.
В литературе тему неравного брака освещал и А.С. Пушкин в "Дубровском", и А.Н. Островский в "Грозе", "Бедной невесте", и Н.А. Некрасов в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. В живописи же первым дерзнул поднять эту тему Василий Пу́кирев.
Автопортрет Василия Владимировича Пукирева
Интересные и загадочные детали картины, до сих пор не имеющие точной трактовки
Василий Пукирев Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея
С первым планом картины всё предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обречённым взором; дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха.
Дальний же план до сих пор вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?
"Неравный брак". Фрагмент
Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи - бывшие жёны жениха. Вот только непонятно, "в отставке" они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.
"Нервный брак" . Фрагмент
Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте, но в то же время взгляд какой-то недобрый. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества - Петра Шмелькова. В принципе, похож, посмотрите сами.
Пётр Шмельков
И наконец обратите внимание на ещё одного человека за невестой, статного молодого человека, который скрестил руки. Он смотрит на жениха так, словно сверлит его взглядом. Примечательно, что в нём узнается сам художник. Выходит, история автобиографическая? А если ещё знать, что эту картину он написал очень быстро, а затем спешно уехал за границу, не посетив Осеннюю выставку в 1863 году в Академии художеств, где выставлялась эта картина и будоражила зрителей.
"Нервный брак" . Фрагмент
Эту версию делает возможной ещё один факт. Существует карандашный рисунок Владимира Сухова, который был сделан в 1907 году. Третьяковская галерея выкупила его в 2002 году. Рисунок подписан:
Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне
Владимир Сухов. Портрет Прасковьи Варенцовой
Пазл начинает складываться, не так ли, дорогой читатель? Молодой Пукирев влюбился в юную Прасковью. Но жениться на ней ему не разрешили. Родные выбрали для девушки более "завидного" жениха - богатого старого купца Варенцова. По-видимому, она пережила мужа, в браке с которым едва ли была счастлива, ведь остаток своей жизни она провела в богадельне.
И снова пазл распадается, когда мы берём во внимание ещё одну историю. В Третьяковской галере помимо оригинала "Неравного брака" также хранится эскиз этой картины.
Эскиз "Неравного брака"
Что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет Пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия - Варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем?
А дело в том, что у Василия Пукирева был друг - Сергей Варенцов, который влюбился в некую Софью Рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия - купеческого. Но Софья предпочла ему другого мужчину - Андрея Карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и Софии, и Сергея Варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе Сергей был шафером, ведь семьи Варенцовых и Карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображён у невесты за спиной.
Фрагмент эскиза "Неравного брака"
Видимо, эта история, рассказанная Сергеем Варенцовым, вдохновила Пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и Сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблён. А тут Пукирев со своим "Неравным браком", где увековечил его страдания прошлой неразделённой любви. Тогда-то Сергей и вспыхнул. Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо Сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:
На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь
Илья Ефимович Репин – Н. А. Мудрогель в позе П. М. Третьякова в залах галереи. 1904
Это всё вполне логично ещё и потому, что Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.
Критика
Что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк Николай Костомаров однажды поделился откровением: увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке. А вот что писал русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов:
Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни ... одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы
Критик Владимир Стасов
Историк Николай Костомаров.
Однако несколько иного мнения придерживался, например, А.Н. Дмитриев, который писал в «Современной летописи:
У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического
Как сложилась дальнейшая судьба Василия Пукирева?
Обзавестись семьёй у художника так и не получилось. Дела совсем не ладились, удача, словно, отвернулась от него. Он продолжал писать новые картины, но покупатели не находились, а зритель не встречал их с таким же восторгом, с каким когда-то встретил "Неравный брак". Это, конечно, было большим ударом для Пукирева, как художника. Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в Академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности.
В итоге мы знаем Пукирева как художника одной картины. Но в мире искусства такое случалось. Например, Этель Лилиан Войнич и её "Овод".
https://dzen.ru/a/Xz2AT3Kr3zsQW7N-