Вплоть до XIX века европейцы не очень любили мыться. Даже очень обеспеченные граждане делали это буквально пару раз в жизни.
К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская, правившая в XV веке, утверждала, что принимала ванну всего дважды - в момент появления на свет и в день бракосочетания. А дочь одного из французских королей отдала Богу душу из-за замучивших ее вшей.
Сохранились свидетельства поездки русских послов к Людовику XIV. Те писали, что король Франции "смердит аки дикий зверь".
Тут было две основные причины. Во-первых, нагота была грехом. А во-вторых, постоянно греть воду для купания было накладно по деньгам.
Соответственно, тела издавали неприятный запах, который невозможно было ничем перебить.
Слева - Изабелла Кастильская, испанская королева; справа - король Франции Людовик XIV
Ах, если бы это было единственным источником зловонного запаха! Но нет же!
В детстве, помню, завидовала королям и королевам, что у тех было множество имений и замков. А недавно вычитала, что европейские правители переезжали из одного дворца в другой, чтобы просто не лишиться чувств в окружении "великолепных" ароматов. Нормальной канализации не было, поэтому где захотелось, там обычно и был туалет.
В общем, средневековый человек знал все нотки неприятных ароматов. Посему он начал придумывать способы "перебить" хоть чем-то подобные запахи. Одним из таких оказалась миниатюрная подвеска, названная "помандер".
И в сегодняшнем тексте расскажу про хитрое устройство этой вещицы и о том, как ее носили и каким образом использовали. А также покажу сразу несколько картин, на которых такая подвеска изображена во всей красе.
Итак, обо всем по порядку.
Откуда произошли такие подвески
Поговаривают, что помандеры европейцы подсмотрели на Востоке еще в XIII веке. Изначально, чтобы спастись от невыносимых запахов, скатывали ароматические шарики. И именно их в какой-то момент и называли "помандер".
Кстати, это слово происходит от "pomme d’ambre", что в переводе с французского означает "душистое, ароматное яблоко".
Уже потом название перешло и к специальным контейнерам из различных металлов.
Для чего их применяли
Сначала помандеры применяли как контейнеры для ношения религиозных реликвий. Для этого создавались самые первые такие вещицы. Уже потом их стали использовать в целях защиты от неприятного запаха и от инфекций.
В те времена считалось, что заболевание могло передаться по воздуху, и нужен был какой-то сильный аромат, который мог бы "перекрыть" его и предотвратить заражение.
Еще одна функция аксессуара - эстетическая и декоративная. Помандеры были отличным украшением и хорошо дополняли образ дам и кавалеров:
Слева - Петер Пурбус, Портрет неизвестной с помандером, 1560-65 гг.; справа - Петер Пурбус, портрет Анны ван Реной, 1575 г.
Отмечу, что такая вещица была не из дешевых (и сама по себе, и то, что в нее помещалось), поэтому несколько веков подряд она являлась показателем статуса ее владельца.
Что носили в помандерах
В них помещали различные ароматические вещества. Благодаря наличию в этих вещицах сразу нескольких секций можно было делать различные приятные носу композиции. У некоторых обеспеченных людей даже были собственные рецепты.
Обычно внутрь аксессуара добавляли:
-амбру;
-мускус;
-ладан;
-алойное дерево;
-лаванду.
Также в ход шли специи - розмарин, мускатный орех, гвоздика, корица.
Какими они были
Формы у помандеров были разные. Одна из самых узнаваемых - это шар, по виду похожий на апельсин или мандарин. Тот легким движением руки раскрывался, и обнаруживалось несколько отделений-долек. На каждом из них, как правило, было выгравировано наименование того ароматического вещества, что внутри.
Но шар был далеко не единственной формой. Встречались аксессуары в виде яблока, черепа, книги, сердца и ореха.
Обычно эта вещица изготавливалась из золота или серебра, украшалась различными узорами и эмалью. А завершающим штрихом во многих случаях был жемчуг и/или драгоценные камни.
Этот причудливый и богато украшенный контейнер крепился к поясу, к четкам или же к цепочке на шее.
И напоследок
На смену помандеру в итоге пришли духи, которые стали наносить прямо на тело. А аксессуар в XIX веке стали применять немного иначе - теперь его оставляли дома для ароматизации помещения. А с собой брали самые миниатюрные варианты. Обычно это были медальоны или подвески - в них прятали надушенный кусочек ткани, который источал приятный запах.
Эх, на что только ни шли, чтобы хоть как-то сбить специфические ароматы!
https://dzen.ru/a/aA9pzj48oAugTqYx