Сегодня мы с вами вновь окунёмся в восхитительный (в том, что касается красоты нарядов) XVIII век, и разберёмся в том, что представляли собой платья "полонез". Звучит-то как!.. И переводится очень просто: "польский". Этакие, знаете, с пышными драпировками сзади, с подхваченными верхними юбками!
Как раз благодаря эффектно задрапированным юбкам эти наряды стали одним из популярных образов, воплощающих ту эпоху. И даже вернулись в моду (конечно, в преображённом виде) век спустя, в 1870-80-х годах. Как о них писали современники, эти платья давали свободу, скрывали недостатки фигуры, и при этом не утрачивали изящества.
Модная гравюра, 1778, и платье-полонез, 1770-93
Подхваченная юбка, с одной стороны, была интересной броской деталью. А с другой, деталью практичной – в подобранной юбке было проще передвигаться, поэтому эти платья стали часто носить во время прогулок. В сущности, это обыгранная модой манера работающих женщин подбирать юбки так, чтобы они не мешали им заниматься делами. И ещё до того, как полонезы войдут в моду, эта манера порой встречается и у знатных дам. Видите, как подхвачено платье горничной? Вот-вот.
Деталь картины "За туалетом", Франсуа Буше, 1742.
Почему же «полонез»? По одной из версий платье получило такое название, поскольку его юбка разделялась на три части, намекая на раздел части территории Речи Посполитой тремя странами, Пруссией, Австрией и Россией в 1772. Ещё есть версия, что это отсылка к королеве Марии Лещинской, супруге Людовика XV, польке по происхождению.
В первый раз это название было зафиксировано в одном из журналов в 1778. Сами же платья начинают носить во Франции в середине 1770-х. Мне встречалось упоминание, что в Англии их носили в качестве домашней одежды ещё раньше.
Слева - платье "а ля франсез ретруссе", 1770-80. Справа - платье платье "а ля франсез ретруссе", 1780-е. Это не полонезы, но юбки задрапированы в похожем стиле.
Юбки драпировали с помощью шнуров или лент, подтягивая их к лифу. Делать это можно было разными способами. Например, использовали декоративные пуговицы в качестве мест, где конструкция закреплялась. Или же шнуры прятались внутри лифа и выходили наружу под декоративными бантами, а на юбке делали розетки. Или же изнутри юбки пришивались маленькие колечки, через которые пропускался шнур. И т.д.
Можно было просто задрапировать юбку, а можно было заранее собрать её в складки, закрепить, и уже затем подтягивать наверх – так драпировки получались более прихотливыми.
Драпировки на юбках платьев 1770-х.
Однако есть один важный момент, который далеко не всегда отражён даже в книгах по истории костюма или музейных аннотациях! А именно: не всегда платье с задрапированной сзади юбкой можно назвать собственно полонезом. Драпировка как таковая называлась «ретруссе». И поступать подобным образом можно было с любыми платьями! Так что если вы на картинке или в музее видите платье с задрапированной юбкой, присмотритесь к нему, прежде чем называть его полонезом. Даже если подпись вас уверяет - мол, полонез, полонез это! Возможно, оно просто задрапировано в подобном стиле, и тогда правильнее будет сказать «ретруссе». Тоже красивый термин, согласитесь.
Помимо юбки, у полонеза ещё есть особенные приметы. А именно: его лиф и юбка цельнокроеные. По сути, крой весьма напоминал мужской кафтан, со швом посередине спины и двумя по бокам. Впереди лиф был вырезан в виде перевёрнутой литеры V, и под него надевался либо "фальшивый жилет", либо декоративная вставка-стомак.
Платье-полонез, 1775-80.
Полонезы носили поверх слегка укороченных нижних юбок, обычно из той же ткани, что и сам полонез. Они демонстрировали даже щиколотки! А ещё образ часто дополняли косынками-фишю и соломенными шляпками – то есть получался идеальный наряд для прогулок (с поправкой на эпоху, конечно же). И недаром в модном журнале той эпохи этот наряд описывали, как "соответствующий принципам Руссо", то есть более подходящий для жизни поближе к природе, и противопоставляли его жёстким придворным нарядам...
https://dzen.ru/a/YzG0sc30IXbjLOGc