«Менины» Диего Веласкеса по праву считаются одним из самых известных произведений мирового искусства. Величайшим шедевром его сделало не только мастерство автора, но и сюжет – притягательный, полный противоречий, скрытых смыслов и символов. Поэтому полотно называют «порталом в другой мир», оптическим фокусом и загадкой без правильных ответов.
[450x518]
Диего Веласкес, «Менины», 1656, холст, масло. 318 × 276 см, Прадо, Мадрид
[400x479]
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656
Это картина — парадокс
На которой испанская принцесса Маргарита Тереза совсем не похожа на изображения королевских особ, выполненные по строгим канонам дворцовой портретистики. Инфанта в центре, в круге света – маленькая девочка во взрослом платье, нежное и капризное создание. Вокруг нее суетятся фрейлины, за спиной сплетничают придворные, важно надувает щеки карлица-няня. Все в движении, и только огромный мастиф равнодушно дремлет, не обращая внимания на шалости мальчика-шута.
[400x400]
Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент
Это картина-перевертыш
в которой Филипп IV и Марианна Австрийская, чей портрет на самом деле пишет Веласкес, лишь отражаются в зеркале на стене. Именно на них смотрит девочка, слуги и сам художник. Он с кистью и палитрой, но лет на 15 моложе, чем на самом деле. На его груди орден Сантьяго, которым его еще не наградили.
[300x533]
Автопортрет художника, фрагмент Диего Веласкес, «Менины», 1656
Это картина-протест
Где симпатичные Веласкесу персоны – полные очарования и грациозности инфанта и ее служанки – находятся на свету, а злопыхатели придворного живописца еле различимы в полумраке комнаты. Художник равнодушен к козням завистников, также как умудренный жизнью пес – к мальчишке, который пытается его разозлить.
[400x343]
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии»
Это картина-признание
В искренней симпатии к маленькой девочке – будущей императрице Священной Римской империи, в которой Мастер видит лишь очаровательную белокурую модель. В преданности к королевской чете, которой он служит также верно, как испанский мастиф.
[350x462]
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии»
Это картина-шутка
[350x217]
Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент
Придворному шуту дозволяется пинать собаку принцессы, говорить и делать то, за что другие поплатились бы жизнью. Так и гениальному художнику даруется право нарушать правила, экспериментировать, рисовать себя рядом с инфантой и создавать шедевры, пережившие своего автора на века.
[400x534]
Диего Веласкес, «Себастьян де Морра, сидящий на земле на простом фоне, дает портрету психоанализ негодования Де Морры на собственную природу», около 1644
https://dzen.ru/a/ZLfyajYkrg_1EDug