• Авторизация


Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей» 21-04-2025 12:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ГОловные уборы средневековья разнообразны и замысловаты. Начнём с самого просто – энненов. По-другому их называют «геннинами», «эннинами», «атурами».

Вот такой конусообразный убор, который потом дивным образом трансформировался во французский чепец.

1 (350x462, 132Kb)
Ханс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли, супруги Т. Портинари, 1470 -1472 годы.

Тут надо сказать о том, что такое «Бургундия в период расцвета», то есть – в правление Филиппа Доброго и его сына Карла Смелого. (период «1430 – 1477»).

Посмотрите на карту. Бургундия – это всё светло-жёлтое. Нидерланды и Фландрия входили в состав Бургундии.

А где началась эпоха Возрождения? В Италии и в Нидерландах. Развитое производство, лучшие художники, благосостояние… Ничего удивительного, что Бургундия становится законодательницей европейской моды.

Франция и Англия были экономически слабей и культурно более отсталыми.

2 (500x540, 381Kb)
Карта Франции и Бургундии, 1477 год.

3 (350x480, 174Kb)
Дама и кавалеры, одетые по бургундской моде

Эннены были двух основных видов: конические и в форме усечённого конуса («эннен в цветочном горшке»). Поговорим сегодня о вторых.

Ниже – «укороченный эннен, модный в Нидерландах в 1460-х годах».

Этот образ использовали в нашем фильме по роману Вальтера Скотта.

4 (350x456, 117Kb)
Петрус Кристус. Портрет девушки, около 1470 года.

5 (450x283, 104Kb)
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии», СССР, 1988 год.

На западных сайтах мне встретилось слово «улей» в применении к некоторым коротким энненам.

«Женщина из бургундского дворянства в «улье» или, возможно, в усеченном конусе. Часть вуали выступает вперед, чтобы прикрыть брови».

В книге Мерцаловой головной убор на этом портрете назван «артур-а-баньер» (atour-à-bannières). Как точно переводится, не знаю.

6 (350x483, 160Kb)
Рогир ван дер Вейден. Женский портрет, около 1460 года.

На картине ниже – похожий головной убор. Нашла к нему такое пояснение:

«Волосы дамы собраны в вышитый эннен «улей» и покрыты короткой вуалью. Вуаль доходит до бровей. Бургундия, около 1455 года».

7 (350x525, 174Kb)
Петрус Кристус. Женский портрет, 1450-е или 1460-е годы.

Ну а здесь, наверное, эннен «цветочный горшок».

Вуаль длинная, это редкость для низких энненов.

8 (350x492, 211Kb)
Мария де Хоозе из Брюгге, на створке триптиха Яна де Витте (1473 год).

Кадр из фильма-сказки с участием Либуше Шафранковой. Здесь, конечно, многое условно, но вообще, костюмы неплохо стилизованы под моду середины 15 века.

Здесь - эннен в форме усечённого конуса средней высоты.

9 (350x232, 104Kb)
Кадр из фильма «Солёный принц», Германия, Чехословакия, 1983 год. Эннен в форме усечённого конуса.

10 (450x309, 134Kb)

Тут из верхушки конуса торчит тонкая палочка, на которой держится вуаль.

11 (400x393, 183Kb)
Иллюстрация, середина 15 века.

На картине ниже у девушки выпущен хвост волос сзади из цилиндра. Такое и на иллюстрациях встречается. В сочетании с вот таким убором, а не коническим.

Главное, не называть одним и тем же словом конические (и цилиндрические) и рогатые головные уборы. Потому что кроме них ещё были круглые и такие, к каким и названия не подберёш/

12 (400x565, 249Kb)
Ханс Мемлинг. «Введение во храм», фрагмент картины. 1470 – 1480.

Портрет Элизабет Вудвилл, королевы Англии. Как-то скромненько. Хотя наряд – по бургундской моде и наверняка дорогой.

Платья позднего Средневековья имеют много моделей и названий. Но я что-то не нашла названия вот этого бургундского женского платья. Пишут – «платье-роб». Хотя это - общие слова.

А особенности этой модели видны по портретам. Завышенная талия, узкие рукава и своеобразное оформление выреза – мех или дорогая ткань сходятся от плеч к поясу, образуя букву «V», треугольник.

13 (400x537, 202Kb)
Портрет Элизабет Вудвилл, королевы Англии, 1471 год.

Портреты подобрались в какой-то мрачноватой гамме. В основном – чёрное с золотым и красным. Видимо, дамы просто надели всё самое дорогое для такого торжественного и редкого дела, как позирование художникам.

На иллюстрациях краски гораздо разнообразней и ярче.

14 (400x397, 216Kb)
«Суд любви» из рукописи «Искусство любви; Просьбы о любви», иллюстрированной в Брюгге, 3-я четверть XV века; до 1483 года.

https://dzen.ru/a/ZwxiCx6PM0oklf-l

Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».

Итак. Головные уборы 15 века, известные под названием «эннен» (эннин, геннин, атур) были двух основных видов: укороченные и высокие, в форме конуса или шпиля башни.

Высокие эннены, конечно, смотрелись роскошней всего.

Делали их обычно из картона или проволочной сетки, поверх которой была закреплена легкая ткань. Высота могла быть 30, 50 см, а у королев и принцесс, как пишут в разных источниках, до метра.

1 (400x468, 204Kb)
Жители Нанта отдают дань уважения Жану де Монфору. Иллюстрация из хроник Жана Фруассара.

На иллюстрации ниже – дамы на лошадях. У одной эннен не слишком длинный и завязан под подбородком. У дамы в красном платье эннен длинный, и как держится на голове – загадка.

Синее платье, вероятно, оторочено узорчатым бархатом. Красное – серым мехом.

2 (400x333, 155Kb)
Приезд Изабеллы Французской в Париж, к брату-королю.

Иллюстрация ниже интересна тем, что здесь – разнообразие мужских и женских костюмов.

Дама в синем платье и красном эннене по статусу выше дамы в зелёном платье и рыжеватом эннене. Высота головных уборов это подчёркивает.

Мужчины тоже одеты по-разному. Справа – молодой модник в коротком пурпуэне, в завитыми волосами. Слева – мужчина в полудлиной одежде. Ну а в центре – знатный аристократ в длинном одеянии (наверное, упелянде) и чёрном головном уборе шапероне.

На головах у ещё двух дам, вероятно, маленькие эннены цилиндрической формы. Они тоже нарядные.

Ткани головных уборов и платьев часто подбирались по принципу контраста. И здесь видно стремление к гармоничному сочетанию оттенков.

3 (450x318, 174Kb)
Кавалеры и дамы, одетые по бургундской моде.

Ниже – два портрета жены последнего герцога Бургундии Карла Смелого.

Один из её высоких энненов имеет срезанную макушку.

Лёгкая вуаль уложена по-разному. На втором портрете видна тонкая палочка сзади эннена. Она поддерживает вуаль и придаёт ей определённую форму.

Короткую петля спереди служила для того, чтобы поправить или удержать эннен на ветру в случае необходимости.

На многих портретах вокруг шеи дам располагаются массивные или ажурные колье искусной работы.

4 (350x524, 181Kb)
Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого. (Портрет сделан ранее 1465 года.)

5 (350x457, 162Kb)
Изабелла Бурбонская, вторая жена Карла Смелого

На иллюстрации – тоже высокий эннен со срезанной макушкой.

Ткань вуали напоминает тюль. Я читала, что вуали делали из тонкого шёлка или марли. Но что значит «марля»? Явно не та, что сейчас. Наверное, её делали из шёлка разреженного плетения.

Кавалер тоже одет шикарно. Но здесь всё прекрасно: и люди, и обстановка.

6 (400x524, 264Kb)
Иллюстрация 1450-х годов.

Ниже – поздняя модель высокого эннена.

Он – с широкой полосой чёрной ткани с длинными концами и узкий, тоненький. О таких энненах я напишу в третьей статье по теме.

Интересен вопрос о мехах.

С лисами, куницами, соболем понятно. Но вот эти гладкие белые и серые меха... Норки, как я понимаю, тогда не было. Горностай нельзя было носить всем. Остаются беличьи животики и белый хорёк... Что это за зверь? Я не знаю:)

7 (350x480, 178Kb)
Женский портрет, около 1480 года.

Самыми роскошными мне кажутся вот такие эннены.

«Эннен в виде бабочки: эннен с проволокой или прутьями, выходящими сзади и поддерживающими расположение вуали в форме буквы «V».

Получаются как бы сложенные или полураскрытые крылья бабочки.

8 (450x300, 163Kb)
Высокие эннены с вуалями, драпированными в форме сложенных крыльев бабочки.

Такие эннены любят показывать в фильмах…. Если бы ещё и фильмов было больше! Но их мало. Или просто нам не показывают.

В фильме «Тайны Бургундского двора» такой головной убор у графини Жанны. В самом начале фильма, на турнире. К сожалению, кадров не найти. Но, когда смотришь фильм, наряд героини завораживает.

9 (450x196, 93Kb)
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Турнир.

10 (450x194, 84Kb)
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Эннен Жанны с вуалью в форме крыльев бабочки.

В фильме «Собор Парижской Богоматери» Флёр-де-Лис и её подружки носят самые разные эннены. А у матушки Флёр-де-Лис – «эскофьон-ан-корн».

У самой Флёр-де-Лис эннен укороченный, со срезанной макушкой. Такие тоже драпировали вуалями по-разному.

11 (450x197, 120Kb)
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год.

12 (450x194, 110Kb)
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Дамы в разных энненах.

Такая же драпировка вуали на маленьком головном уборе дамы в красном платье с зелёным поясом.

13 (350x474, 157Kb)
Женский портрет, между 1460-м и 1470-м годом.

На картинке ниже – разные модели энненов. И сюда затесался эскофьон (справа внизу).

А что такое слева внизу? Трёхрогий эннен – «triple-horned hennin».

14 (350x562, 183Kb)
Эннены разных моделей плюс – эскофьон-ан-буреле (внизу справа).

Но попался вот такой портрет. Наверное, здесь – эннен «двойная сахарная голова». Эннен с двумя конусами.

Похоже на рогатый чепец. Но чепцы всё же должны быть поменьше. Хотя, когда речь идёт о рогатых головных уборах, часто не поймёшь.

15 (350x520, 217Kb)
Анна Лузиньян, герцогиня Савойская, около 1440 года.

https://dzen.ru/a/ZwzmMYwrxA9XF1wM

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бургундская мода. Эннен в форме конуса, «цветочный горшок» и «улей» | Nostalgia-N - Дневник Nostalgia-N | Лента друзей Nostalgia-N / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»