А теперь откатимся назад. В тот период, который не называют «веком бургундской моды». В самое начало 15 века.
Тут легко запутаться.
Ну вот, перед нами миниатюра: «Встреча Карла VI и Изабеллы Баварской».
Изабелла Баварская (1370 – 1435) стала женой французского короля Карла Безумного в 1385 году.
И тогда никто не одевался так, как на картинке. Это мода середины 15 века. Иллюстратор одел всех по моде своего времени.
Откуда он мог знать, как одевались лет 70 назад? А если бы и знал, то никто бы не оценил его стремления к исторической точности. Сказали бы: «Ты зачем намалевал тут непонятно что? Не видел, как одевается знать? Так иди и посмотри, а потом уж рисовать берись»…
То есть исторической точности на иллюстрациях часто нет. Изображали людей, живших ранее, и одевали их по моде своего времени.
Встреча Карла VI и Изабеллы. Миниатюра из «Хроник» Фруассара, созданная в середине 15 века.
Иллюстрация ниже создана около 1410-го года. И на ней запечатлена такая Изабелла Баварская, какой её видел художник примерно в том году.
Что здесь? Да вот эти самые первые рогатые эскофьоны.
Их можно назвать сердцевидными головными уборами. Валик бурелет уложен в форме «сердца» на причёску из кос, спрятанных в сеточки.
Королева Изабелла получает книгу писательницы своего времени Кристины Пизанской, 1410–1414 годы.
Всё началось с сеточек. Волосы заплетали в косы и укладывали вокруг ушей. Сперва – низко…
Софи Марсо в фильме «Храброе сердце», 1995 год.
А потом косы перестали закрывать уши. Поднялись выше. И начали торчать в стороны, словно небольшие рога.
Такие косы походили на «шишечки» или «улитки». Смотря как уложить.
Якоба Баварская, около. 1440, голландская школа.
Когда косы стали укладывать высоко на висках, появилось множество интересных головных уборов. В частности - рогатые чепцы и эскофьоны.
Вот ещё иллюстрация, где причёски девиц похожи на причёску Изабеллы Баварской. Волосы уложены в сеточки, а поверх – валики в форме «сердца».
Жоффруа де Латур Ландри (то есть Рыцарь Башни, автор книги) учит своих дочерей. Первые годы 15 века.
На картинке ниже – ещё один похожий головной убор.
Тоже – пышный валик поверх кос, уложенных в сеточки, а с него свисает короткая вуаль.
Платье названо «опеляндом», хотя такую одежду чаще называют «упелянд».
Женский костюм начала 15 века.
Рогатые чепцы.
На портрете ниже – Бонна д’Артуа (1396 – 1425). Вторая жена Филиппа Красивого, герцога Бургундии.
Прожили они неполный год, Бонна умерла. А до этого она была в браке с дядюшкой Филиппа, графом Неверским.
Бонна – в розовом упелянде и рогатом чепце. Рожки маленькие, или просто прячутся под покрывалом. Они уложены в драгоценные мешочки.
Бонна д’Артуа, первая жена Филиппа Красивого бургундского. 1425 год, фламандская школа.
Картину ниже все знают.
Интересно, что платье дамы названо «пелисон».
Я всегда думала, что это «сюрко» – верхнее средневековое платье, из-под которого видно нижнее, «котта» или «котт». И не вижу, в чём принципиальная разница. Только потому, что платье с меховой отделкой? Шут его поймёт…
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434 год.
Косы здесь, кажется, тоже спрятаны в мешочки под цвет волос.
Чепцы у этой дамы и Бонны д’Артуа похожи. Отделаны вот таким пышным рюшем. Наверное, такие чепцы производили во Фландрии.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434 год. Рогатый чепец.
У дам на картинах чепцы невысокие. Но на миниатюрах начала 15 века встречаются и довольно высокие рогатые чепцы.
У Кристины Пизанской, например. Это – реальная личность, учёная женщина, занимавшаяся литературным трудом. В Средние Века встречалось и такое:)
Иллюстрации к её книгам делал «Мастер Города Дам» (Le Maître de la Cité des dames) или «Мастер Кристины Пизанской». Он же рисовал и королеву Изабеллу Баварскую.
У чепцов Кристины рожки точат сильно. Волос не видать – вероятно, они спрятаны в рожках, под белым полотном.
Кристина Пизанская с сыном. «Мастер Часослова Бедфорда», около 1413 года.
Кристина Пизанская читает книгу группе мужчин. Иллюстрация из сборника её произведений, изданного в Париже около 1413 года.
Иллюстрациям братьев Лимбург тоже можно верить.
Братья иллюстрировали «Великолепный часослов герцога Беррийского» в 1410 –1416 годах. И запечатлели моду тех лет.
На первой картине дамы с кавалерами едут на охоту.
Одна дама – в розовом упелянде, вторая – в тёмно-сером сюрко поверх красной котты.
Обе дамы – в рогатых чепцах. И эти чепцы немного другой формы, чем у Кристины Пизанской.
О чепцах я ещё напишу. Сейчас важно понять, какими были эти головные уборы поначалу и как развивались.
Жан Лимбург. Соколиная охота, купание. Между 1412 и 1416 годами
Жан Лимбург. Обручение молодожёнов в саду.
Начало 15-го века… Парадные одежды молодых мужчин ещё длинные (упелянды). На голове жениха – красный бурелет-шаперон.
В розовый упелянд одета и дама справа. У неё какая-то причёска.
А у дамы на заднем плане – головной убор в виде валика, похожий на эскофьон. Одежда – синяя котта и чёрное с белым сюрко.
У невесты, кажется, три платья. Золотистая котта, поверх – белое сюрко, а ещё поверх – «мантия новобрачной из парчи», как написано в книге Мерцаловой.
На голове невесты – тюрбан из перьев. Или - валик-бурелет круглой формы. Их будут носить весь 15-й век наряду с высокими уборами.
Жан Лимбург. Обручение молодожёнов в саду. 1412 - 1416 годы.
В фильме «Генрих V» действие происходит в те же годы. (Битва при Азенкуре – 1415 год.)
На голове главной героини – эскофьон. Сердцевидный валик лежит не на волосах, забранных под сеточку, а… На чём?
Похоже, на коротком эннене. Тут такой же принцип, как в другой модели:
Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?
Но в фильме эскофьон невысокий. Эннены и эскофьоны начнут расти вверх, как я понимаю, с 1420-х.
Хотя... И такой эскофьон, кажется, опережает моду 1415 года. А может, и нет. Трудно сказать точно.
Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка».
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа.
https://dzen.ru/a/Zxgiof-SZWLRZnWw
Рогатые чепцы. Как они могли держаться на голове?
Посмотрим на такие чепцы внимательней.
Эти головные уборы выглядят попроще, чем парадные эскофьоны. Но устроены не менее сложно.
Вот, за счет чего высокие рожки держали свою форму? Непонятно.
Высокий рогатый чепец на французской иллюстрации первой половины 15 века.
Западные реконструкторы часто делают рогатые чепцы вот так. Крепят к шапочке конусообразные рожки, затем покрывают это сооружение вуалью.
Рогатый чепец 15 века, реконструкция
На картине 15 века – чепец похожей модели. Только здесь вуаль совсем прозрачная и не закрывает рога, украшенные золотой сеточкой.
Что внутри рогов? Косы? Так принято считать, но у меня есть сомнения.
Как вы представляете себе запихивание волос в высокие, тонкие рожки? По мне, это даже нелепо. Я думаю, что волосы укладывали лишь в прозрачные сеточки. А рожки закрытых уборов, скорее всего, были полыми.
Рогатый чепец с сеточкой, вторая половина 15 века.
Ниже – уникальный портрет, где дама в рогатом чепце.
Это снова – Изабелла Португальская. Жена Филиппа Доброго Бургундского и мать Карла Смелого.
По большой картине не очень понятно, как устроен рогатый чепец. «Что там изнутри» мешает рассмотреть вуаль.
Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года.
Но на увеличенном изображении видно, что прячется под вуалью.
Хитрая конструкция в виде плотного обруча, рогов и золотистых щитков, которые заходят на уши и, наверное, помогают всей этой конструкции держаться на голове крепко.
Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года. Фрагмент.
У этого же художника есть другой интересный портрет.
Похожая модель чепца. И здесь вся конструкция – на виду.
Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год.
На крупном изображении отчётливо виден обруч с боковыми щитками.
Из чего они могли быть сделаны? Не знаю. Может, это – плотная кожа?
Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год. Фрагмент.
Мне кажется, подобная конструкция прячется под полотном чепца дамы на одной из иллюстраций 15 века.
Дама в рогатом чепце на картинке 15 века.
Как назвать головной убор Изабеллы Португальской на портрете ниже?
Вообще, везде пишут – эскофьон. Но я бы назвала рогатым чепцом.
Здесь нет валика, как на большинстве эскофьонов. И будь вуаль поплотней, никому бы не пришло на ум, что это – эскофьон.
Я за то, чтобы не мешать всё в кучу. Нужно по каким-то признакам разделять эннены, эскофьоны и рогатые чепцы. Иначе в голове будет путаница.
Рогин ван дер Вейден. Портрет Изабеллы Португальской, 1450-е годы.
Прелестный рогатый чепец из сказки «Солёный принц».
Тут явно не такая модель, как на портретах выше.
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Придворная дама в рогатом чепце.
В нашем фильме «Чёрная стрела» есть похожий головной убор.
Помните этот фильм? Я его обожаю. Посмотрела в детстве в кинотеатре, а потом много раз пересматривала.
Рогатый чепец очарователен. И, наверное, сделан по старинной иллюстрации.
Мне он кажется неустойчивым. Но, возможно, «рога» таких чепцов крепились к шапочкам, плотно облегающим голову. Как в русских кокошниках.
Кстати! На французских иллюстрациях 15 века встречаются головные уборы, очень сильно похожие на кокошники. Но это – отдельная тема.
Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год. Свадебный убор Джоанны.
Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год.
https://dzen.ru/a/Z2lmt7x_OmYo1p55