Итак, эскофьон-ан-корн (escoffion-en-cornes) – модный головной убор 15 века. Иначе говоря – «эскофьон в виде рогов».
Прочтёшь определение этого головного убора и подумаешь: «Как всё сложно!»
А на самом деле ничего там сложного и нет.
Одна модель простая: уложили валик в форме рогов на эннен, вот и получился эскофьон.
А другая модель эскофьона представляла собой шапочку с рогами, если говорить по-простому.
Вот она, в известном фильме. Сидит на голове плотно и держится наверняка лучше высокого конуса-эннена.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна в эскофьоне.
Из книги Мерцаловой:
«Женский головной убор, под который были подобраны все волосы, разделенные пробором на две части. Волосы вплетали в косы или укладывали к ушам. На такой укладке волос построена вся форма эскофьона, покрытого сверху плетеной сеткой из золотых нитей»…
По-моему, это всё относится только к самым ранним эскофьонам.
И этому определению, кстати, противоречит картинка из той же книги Мерцаловой.
Волосы королевы распущены, а вовсе никуда не подобраны. Сверху – эскофьон-ан-корн модели «рогатая шапка». По верху валика, окаймляющего этот убор, расположены золотые зубцы – как бы такая корона.
Ниже – иллюстрации из французской книжки 1420-х.
Что мы видим здесь?
Эскофьоны выше, чем на более ранних иллюстрациях.
Косы по бокам головы не уложены в сеточку, а закрыты плотными щитками.
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж.
У дамы на этой иллюстрации такие же щитки, только красные:
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж. Дамы в эскофьонах.
На портрете ниже – похожая модель.
Из чего сделаны эти боковые щитки (или – «ушки»)? Видимо, из очень плотной ткани. Украшены сеточкой, в окошках которой размещёны жемчужины.
Портрет Маргариты Баварской (1363-1423), герцогини Бургундской, супруги Жана Бесстрашного.
Эскофьон-ан-корн 15 века. Реконструкция.
За основу дама взяла эскофьон с этой картинки.
Нижнее изображение слева. 1445 год.
Модели эскофьонов и рогатых чепцов середины 15 века.
И вот что у неё получилось.
Вот такая шапочка с «ушками», как она называет боковые детали эскофьона.
Эскофьон, середина 15 века. Реконструкция.
Тут может возникнуть вопрос: а куда же волосы девали? Нет мешочков для них в этих «ушках», всё довольно плоское.
Волосы, вероятно, закручивали в косу и укладывали где-то на макушке.
А зачем запихивать косы в высокие «рога» эскофьона»? Они не помогут ему держать форму, а только мешать будут.
Помните эскофьон Катрин в фильме «Тайны бургундского двора»?
Боковые части довольно плоские. Нет там никаких кос. Это только в ранних эскофьонах укладывали косы на висках. Под сеточками! Чтобы показать волосы.
А тут волосы не предполагалось показывать.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Катрин в эскофьоне.
Эскофьон-ан-корн из другого фильма.
Возникает вопрос: а это каркасный убор или нет?
Я думаю, было по-разному. Если рога были слишком высоки, то, возможно, что-то в них вставлялось для поддержания формы.
А вообще, сами бока эскофьона были жёсткими. Плотная ткань или внутренняя подбивка из плотной ткани (кожи). Плюс вот эти сетки металлические. Мне кажется, они не только украшали «рога», но и укрепляли их.
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Матушка Флёр-де-Лис в эскофьоне.
А как вам вот это? Тоже эскофьон в форме шапки, только она другая.
Кажется деревянной:)) Но головной убор, конечно, не из дерева сделан, а из чего-то ещё.
Боутс. «Казнь невиновного графа». Фрагмент картины. 1460-е годы.
Ниже - эскофьон такого же типа, по-моему. Это реконструкция.
Смотрится шикарно и величественно. И, наверное, такой эскофьон будет плотно сидеть на голове.
Эскофьон середины – второй половины 15 века. Реконструкция.
На картине ниже эскофьон знатной дамы тоже кажется твёрдым.
И «рога» словно прямоугольные.
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века.
А вот здесь, у дамы в синем платье, широкий эскофьон – такие разлапистые «рога». И уши почему-то открыты.
А вообще, моделей эскофьонов было много. .
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века. Дамы в эскофьонах и энненах-конусах.
https://dzen.ru/a/ZyIpIbUDcQmEZDwR
Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны
Там были эскофьоны, которые представляли собой объёмные «шапки».
Теперь покажу модели, визуально похожие на те, но сделанные иначе.
Такой эскофьон есть в фильме «Солёный принц». Он устроен по тому же принципу, что и высокий эскофьон-ан-буреле. Валик сердцевидной формы крепится на шапочке. Или – на коротком эннене.
[450x317]
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Принцесса Ванда и её жених.
В фильме этот головной убор, конечно, шикарный. И брошь в центре спереди, и жемчужные нити на валике - всё прекрасно.
Здесь бархатный валик подвязан к подбородку, чтобы лучше держался. В таком хоть на лошади скачи, хоть бегай – не слетит.
[450x317]
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Головной убор принцессы Ванды.
Похожий головной убор - в фильме «Генрих V».
Когда Екатерина Валуа показана спереди, кажется, что убор каркасный. Но это впечатление обманчиво. Валик на эннене покоится.
Эннен покрыт золотистой сеточкой и украшен жемчугом. Типичная отделка для 15-го века.
[450x336]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа.
[450x338]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа в эскофьоне.
Вот здесь видно, что валик лежит на эннене. Всё устроено просто.
[450x330]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Главные герои.
Мне попалось вот такое фото. Это реконструкция, наверное. Говорю «наверное», потому что не знаю, где нашла фотографию. Забиваю в поисковик, но она не выдаётся вновь.
Что мы видим здесь? Короткий эннен с небольшой вуалью, валик и золотистые сеточки по бокам.
[450x299]
Эскофьон 15-го века. Реконструкция.
Подобные головные уборы можно найти на картинке.
Смотрите – слева вверху.
Правей и чуть ниже – эскофьон (или сердцевидный убор) покоится на волосах, забранных в сеточку.
А слева посерединке – головной убор с интересной овальной короной.
[400x656]
Женские головные уборы 15 века.
Такой головной убор на портрете Маргариты Датской.
Маргарита Датская (1456 – 1486). Была королевой Шотландии с 1469 по 1486 год, будучи замужем за королем Яковом Третьим.
[300x449]
Маргарита Датская, королева Шотландии. Головной убор с овальной короной.
А вот и сама картина.
К сожалению, она в маленьком размере, и изображение нечёткое. Но всё равно видно, что здесь – короткий эннен, золотые сеточки по бокам и корона овальной формы.
Такие уборы тоже называли эскофьонами. Корона заменяет "рога".
[300x499]
Хуго ван дер Гус. Маргарита Датская, королева Шотландии. До 1480-го года.
Есть ещё картина с необычной короной на головы дамы.
Тут уже – бургундская мода. Художник – представитель Северного Возрождения «Master of the Legend of Saint Lucy».
Мастер легенды о святой Люсии – неизвестный нидерландский художник из Брюгге. Его имя происходит от алтарной картины в церкви Святого Иакова в Брюгге, датированной 1480 годом, на которой изображены три сцены из жизни святой Люсии.
Девушка одета шикарно. Наверное, её платье сшито из узорчатого бархата. Или это золотая парча (золотистый атлас) с чёрным бархатным узором.
[350x538]
Master of the Legend of Saint Lucy. Картина «Дева меж девственниц», фрагмент. 1475 – 1500 годы.
На голове девушки короткий эннен (шапочка) с золотистой сеткой и драгоценными камнями.
И корона вытянутой формы – вместо валика.
[350x467]
«Мастер легенды о святой Люси». 1475 - 1500 годы, фрагмент картины.
У королевы на иллюстрации ниже короны как таковой нет. Золотые зубцы распределены по валику эскофьона.
Королева в королевском сюрко с горностаем и платье со шлейфом. А за ней – толпа придворных дам. «Парад бургундских мод середины 15 века».
[400x447]
Королева и придворные дамы, иллюстрация середины 15 века.
А ещё нашла такую красоту на Пинтересте. Ссылка на исходный сайт не открывается.
Тоже – реконструкция. Возможно, это фото сделано в музее. Но это не значит, что здесь «всё ненастоящее». Такие эскофьоны носили...
И тут можно сказать: «Да ведь это же эннен с валиком».
Да. Грань между энненами и эскофьонами иногда тонка. На ряде западных сайтов используют только термин «эннен» («hennin») и описывают его разновидности.
Я за то, чтобы называть энненом конусообразный убор без толстого валика. А рогатые уборы с валиками (и коронами) называть эскофьонами. Иначе запутаешься. Ведь ещё были и рогатые чепцы, и уборы, похожие на тюрбаны... И такие головные уборы, которым просто не придумаешь названий.
[300x401]
Головной убор 15 века. Средний между эскофьоном и энненом.
Ещё одна картинка с моделями головных уборов 15 века.
Справа, вторая модель снизу… Примерно такой убор, как выше. Тот же принцип, но другая отделка.
[400x655]
Женские головные уборы. Европа, 15 век.
https://dzen.ru/a/Zxv0euPwkwPQwVWd