• Авторизация


Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка» 20-04-2025 18:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Итак, эскофьон-ан-корн (escoffion-en-cornes) – модный головной убор 15 века. Иначе говоря – «эскофьон в виде рогов».

Прочтёшь определение этого головного убора и подумаешь: «Как всё сложно!»

А на самом деле ничего там сложного и нет.

Одна модель простая: уложили валик в форме рогов на эннен, вот и получился эскофьон.

А другая модель эскофьона представляла собой шапочку с рогами, если говорить по-простому.

Вот она, в известном фильме. Сидит на голове плотно и держится наверняка лучше высокого конуса-эннена.

1 (450x190, 91Kb)
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна в эскофьоне.

Из книги Мерцаловой:

«Женский головной убор, под который были подобраны все волосы, разделенные пробором на две части. Волосы вплетали в косы или укладывали к ушам. На такой укладке волос построена вся форма эскофьона, покрытого сверху плетеной сеткой из золотых нитей»…

По-моему, это всё относится только к самым ранним эскофьонам.

И этому определению, кстати, противоречит картинка из той же книги Мерцаловой.

Волосы королевы распущены, а вовсе никуда не подобраны. Сверху – эскофьон-ан-корн модели «рогатая шапка». По верху валика, окаймляющего этот убор, расположены золотые зубцы – как бы такая корона.

Ниже – иллюстрации из французской книжки 1420-х.

2 (450x281, 170Kb)

Что мы видим здесь?

Эскофьоны выше, чем на более ранних иллюстрациях.

Косы по бокам головы не уложены в сеточку, а закрыты плотными щитками.

3 (450x393, 187Kb)
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж.

У дамы на этой иллюстрации такие же щитки, только красные:

4 (450x417, 215Kb)
Иллюстрация, 1420-е годы, Париж. Дамы в эскофьонах.

На портрете ниже – похожая модель.

Из чего сделаны эти боковые щитки (или – «ушки»)? Видимо, из очень плотной ткани. Украшены сеточкой, в окошках которой размещёны жемчужины.

5 (400x563, 222Kb)
Портрет Маргариты Баварской (1363-1423), герцогини Бургундской, супруги Жана Бесстрашного.

6 (450x334, 115Kb)
Эскофьон-ан-корн 15 века. Реконструкция.

За основу дама взяла эскофьон с этой картинки.

7 (350x486, 119Kb)
Нижнее изображение слева. 1445 год.

Модели эскофьонов и рогатых чепцов середины 15 века.

И вот что у неё получилось.

Вот такая шапочка с «ушками», как она называет боковые детали эскофьона.

8 (400x306, 98Kb)
Эскофьон, середина 15 века. Реконструкция.

Тут может возникнуть вопрос: а куда же волосы девали? Нет мешочков для них в этих «ушках», всё довольно плоское.

Волосы, вероятно, закручивали в косу и укладывали где-то на макушке.

А зачем запихивать косы в высокие «рога» эскофьона»? Они не помогут ему держать форму, а только мешать будут.

Помните эскофьон Катрин в фильме «Тайны бургундского двора»?

Боковые части довольно плоские. Нет там никаких кос. Это только в ранних эскофьонах укладывали косы на висках. Под сеточками! Чтобы показать волосы.

А тут волосы не предполагалось показывать.

9 (450x194, 98Kb)
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Катрин в эскофьоне.

Эскофьон-ан-корн из другого фильма.

Возникает вопрос: а это каркасный убор или нет?

Я думаю, было по-разному. Если рога были слишком высоки, то, возможно, что-то в них вставлялось для поддержания формы.

А вообще, сами бока эскофьона были жёсткими. Плотная ткань или внутренняя подбивка из плотной ткани (кожи). Плюс вот эти сетки металлические. Мне кажется, они не только украшали «рога», но и укрепляли их.

10 (450x194, 82Kb)
Фильм «Собор Парижской Богоматери», Франция, 1957 год. Матушка Флёр-де-Лис в эскофьоне.

А как вам вот это? Тоже эскофьон в форме шапки, только она другая.

Кажется деревянной:)) Но головной убор, конечно, не из дерева сделан, а из чего-то ещё.

11 (350x459, 201Kb)
Боутс. «Казнь невиновного графа». Фрагмент картины. 1460-е годы.

Ниже - эскофьон такого же типа, по-моему. Это реконструкция.

Смотрится шикарно и величественно. И, наверное, такой эскофьон будет плотно сидеть на голове.

12 (350x525, 208Kb)
Эскофьон середины – второй половины 15 века. Реконструкция.

На картине ниже эскофьон знатной дамы тоже кажется твёрдым.

И «рога» словно прямоугольные.

13 (400x425, 216Kb)
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века.

А вот здесь, у дамы в синем платье, широкий эскофьон – такие разлапистые «рога». И уши почему-то открыты.

А вообще, моделей эскофьонов было много. .

14 (300x487, 167Kb)
Бургундская мода, иллюстрация середины 15 века. Дамы в эскофьонах и энненах-конусах.

https://dzen.ru/a/ZyIpIbUDcQmEZDwR

Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны

Там были эскофьоны, которые представляли собой объёмные «шапки».

Теперь покажу модели, визуально похожие на те, но сделанные иначе.

Такой эскофьон есть в фильме «Солёный принц». Он устроен по тому же принципу, что и высокий эскофьон-ан-буреле. Валик сердцевидной формы крепится на шапочке. Или – на коротком эннене.

[450x317]
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Принцесса Ванда и её жених.

В фильме этот головной убор, конечно, шикарный. И брошь в центре спереди, и жемчужные нити на валике - всё прекрасно.

Здесь бархатный валик подвязан к подбородку, чтобы лучше держался. В таком хоть на лошади скачи, хоть бегай – не слетит.

[450x317]
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Головной убор принцессы Ванды.

Похожий головной убор - в фильме «Генрих V».

Когда Екатерина Валуа показана спереди, кажется, что убор каркасный. Но это впечатление обманчиво. Валик на эннене покоится.

Эннен покрыт золотистой сеточкой и украшен жемчугом. Типичная отделка для 15-го века.

[450x336]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа.

[450x338]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Екатерина Валуа в эскофьоне.

Вот здесь видно, что валик лежит на эннене. Всё устроено просто.

[450x330]
Кадр из фильма «Генрих Пятый», Англия, 1944 год. Главные герои.

Мне попалось вот такое фото. Это реконструкция, наверное. Говорю «наверное», потому что не знаю, где нашла фотографию. Забиваю в поисковик, но она не выдаётся вновь.

Что мы видим здесь? Короткий эннен с небольшой вуалью, валик и золотистые сеточки по бокам.

[450x299]
Эскофьон 15-го века. Реконструкция.

Подобные головные уборы можно найти на картинке.

Смотрите – слева вверху.

Правей и чуть ниже – эскофьон (или сердцевидный убор) покоится на волосах, забранных в сеточку.

А слева посерединке – головной убор с интересной овальной короной.

[400x656]

Женские головные уборы 15 века.
Такой головной убор на портрете Маргариты Датской.

Маргарита Датская (1456 – 1486). Была королевой Шотландии с 1469 по 1486 год, будучи замужем за королем Яковом Третьим.

[300x449]
Маргарита Датская, королева Шотландии. Головной убор с овальной короной.

А вот и сама картина.

К сожалению, она в маленьком размере, и изображение нечёткое. Но всё равно видно, что здесь – короткий эннен, золотые сеточки по бокам и корона овальной формы.

Такие уборы тоже называли эскофьонами. Корона заменяет "рога".

[300x499]
Хуго ван дер Гус. Маргарита Датская, королева Шотландии. До 1480-го года.

Есть ещё картина с необычной короной на головы дамы.

Тут уже – бургундская мода. Художник – представитель Северного Возрождения «Master of the Legend of Saint Lucy».

Мастер легенды о святой Люсии – неизвестный нидерландский художник из Брюгге. Его имя происходит от алтарной картины в церкви Святого Иакова в Брюгге, датированной 1480 годом, на которой изображены три сцены из жизни святой Люсии.
Девушка одета шикарно. Наверное, её платье сшито из узорчатого бархата. Или это золотая парча (золотистый атлас) с чёрным бархатным узором.

[350x538]
Master of the Legend of Saint Lucy. Картина «Дева меж девственниц», фрагмент. 1475 – 1500 годы.

На голове девушки короткий эннен (шапочка) с золотистой сеткой и драгоценными камнями.

И корона вытянутой формы – вместо валика.

[350x467]
«Мастер легенды о святой Люси». 1475 - 1500 годы, фрагмент картины.

У королевы на иллюстрации ниже короны как таковой нет. Золотые зубцы распределены по валику эскофьона.

Королева в королевском сюрко с горностаем и платье со шлейфом. А за ней – толпа придворных дам. «Парад бургундских мод середины 15 века».

[400x447]
Королева и придворные дамы, иллюстрация середины 15 века.

А ещё нашла такую красоту на Пинтересте. Ссылка на исходный сайт не открывается.

Тоже – реконструкция. Возможно, это фото сделано в музее. Но это не значит, что здесь «всё ненастоящее». Такие эскофьоны носили...

И тут можно сказать: «Да ведь это же эннен с валиком».

Да. Грань между энненами и эскофьонами иногда тонка. На ряде западных сайтов используют только термин «эннен» («hennin») и описывают его разновидности.

Я за то, чтобы называть энненом конусообразный убор без толстого валика. А рогатые уборы с валиками (и коронами) называть эскофьонами. Иначе запутаешься. Ведь ещё были и рогатые чепцы, и уборы, похожие на тюрбаны... И такие головные уборы, которым просто не придумаешь названий.

[300x401]
Головной убор 15 века. Средний между эскофьоном и энненом.

Ещё одна картинка с моделями головных уборов 15 века.

Справа, вторая модель снизу… Примерно такой убор, как выше. Тот же принцип, но другая отделка.

[400x655]
Женские головные уборы. Европа, 15 век.

https://dzen.ru/a/Zxv0euPwkwPQwVWd


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка» | Nostalgia-N - Дневник Nostalgia-N | Лента друзей Nostalgia-N / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»