Вот такие валики, как есть в фильме «Тайны бургундского двора». То есть – круглые головные уборы.
«Тайны Бургундского двора», Франция, 1961 год. Жанна и король в конце фильма.
В фильме эти валики небольшие и аккуратные.
А вот на картинках 15 века они часто пышные, словно тюрбаны.
Иногда на них цепляли зубчики короны, если валик (валик «буреле», как я понимаю) красовался на голове королевы.
Головные уборы в форме круглых валиков, середина 15 века.
Круглые валики встречаются на картинках часто. Это наводит на мысль, что они были популярны наравне с рогатыми и конусообразными головными уборами.
Иллюстрация к поэме «Рено де Монтабан», середина 15 века
Мужчины тоже носили шапероны с круглыми валиками. Но дивно, что такой головной убор любили и дамы.
Бургундская мода. Разнообразие женских головных уборов.
На картинке ниже – персонаж французской мифологии фея-мелюзина. Я сделала её одной из героинь своего романа фэнтези «Подарок злой колдуньи», о котором однажды рассказывала.
Мелюзина принимает ванну, не сняв с головы валика.
Миниатюра из рукописи «Роман о Мелюзине», около 1500-го года.
Дамы в круглых головных уборах встречаются и на иллюстрациях Робине Тестара.
Вот у этой дамы почему-то закрыта вся шея.
Белая ткань драпируется поверх валика интересным образом. В центре валика, надо лбом – петелька.
Для чего петелька? Это же не конус, а такой убор, который с головы не слетит, и его не нужно поправлять. Но на многих валиках есть такие петельки.
Робине Тестар. Иллюстрация конца 15 – начала 16 века.
Портрет ниже написан в начале 16 века.
Изменилась мода – причём, очень сильно, уже носят совсем не те платья, что в 15-м веке. Но валики остались…
Портрет Маргариты Австрийской в образе Святой Марии Магдалены. 1500- 1524 годы.
Картина нидерландского художника написана в конце 15 века. Здесь есть дама в головном уборе в форме усечённого конуса и два дамы с валиками.
Валики весьма причудливой формы. Наверное, они бархатные. Чёрный бархат, а поверх – полоски из золотистых сеточек.
У дамы в зеленом – три золотистых полоски, по бокам валика и по центру. У дамы в чёрном – только две золотистых полоски на валике. На картинках более раннего периода встречаются обе модели.
Мастер Тибуртинской Сивиллы. «Обручение Девы Марии», 1475-1495 годы.
Портрет Екатерины Французской, первой жены бургундского герцога Карла Смелого. Датируется 1444-м годом.
Её головной убор тоже круглый. И чем-то похож на валики, но… это не валик. Это что-то ещё, не знаю, как назвать даже.
Екатерина Французская, 1444 год.
Головные уборы, похожие на русские кокошники.
Они встречаются реже. Вот такие круглые уборы, которые словно сделаны из чего-то твёрдого.
Мало было дамам рогатых и сердцевидных уборов, так нужно было ещё и придумать круглые. «Красоты мало не бывает», да…
Такой головной убор (голубой) есть на иллюстрации ниже, у дамы в центре.
Кстати. Я читала, что в Средние Века было предубеждение к рыжему цвету. Однако иллюстрации противоречат этому.
Бургундская мода. Головной убор дамы в центре картинки похож на кокошник.
Бургундская мода. Головной убор дамы в центре картинки похож на кокошник.
Вот такой разнообразной была эта бургундская мода…
В фильме «Тайны бургундского двора» разнообразие нарядов и головных уборов постарались показать так полно, как это было возможно.
https://dzen.ru/a/Z-HOumzC0lQnjUgy