Те чепцы арселе, которыми мы любуемся в фильмах про Анну Болейн и т. п., появились уже около 1530 года.
А в конце 15-го и начале 16 века они выглядели простецки. Как на иллюстрации Робине Тестара. Ей-богу, такой головной убор подходит больше служанке, а не знатной даме.
Овидий «Героиды» («Письма героинь»), переведенные на французский с миниатюрами Робине Тестара в Ангулеме, 1497 год.
А вот такие чепцы на миниатюре, написанной около 1500-го года.
Картинка интересна тем, что здесь две модели дамских нарядов, которые вошли в моду в 1590-х во Франции и соседних странах. Низкая талия, квадратное декольте, широкие рукава… А на платье второй дамы рукава узкие и отличаются по цвету от лифа и юбки.
Дамы в модных платьях и головных уборах, около 1500 года.
На иллюстрации ниже – королева Франции Анна Бретонская.
Обратите внимание, что у мужчин башмаки с широкими мысами. Узконосая обувь вышла из моды под конец 15 века.
Жан Маро вручает рукопись «Путешествия в Геную» Анне Бретонской (миниатюра Жана Бурдишона, 1507-1508 годы).
На картинке ниже у дамы чепец арселе немного другой модели.
Это не короткое покрывало из чёрного сукна, шёлка или бархата, а как бы такая шапочка, с которой свисает короткое покрывало.
«Деянира посылает своему мужу Гераклу тунику, пропитанную кровью кентавра Несса». Миниатюра из «Героид» Овидия, около 1505 года.
Похожий чепец арселе мы видим на портрете 16-летней Изабеллы Австрийской, дочери Хуаны Безумной и Филиппа Первого Габсбурга.
Изабелла Австрийская, 1516 год.
А вот это – Элеонора Австрийская, сестра Изабеллы. На портрете ей 18 лет.
Чепец плохо виден, но, кажется, он такой же модели.
А какая красивая ткань платья! Хотя в целом такой наряд мрачноват для юной девушки.
Отдельно следует сказать об ожерельях и колье того времени. Их стали носить своеобразно, растягивая от одного края декольте до другого.
Ян Госсарт. Портрет Элеоноры Австрийской, 1516 год.
Портрет ниже написан в тот же период.
Здесь чепец арселе – примерно такой, как у Анны Бретонской.
На одном западном сайте этот головной убор подписан - «шаперон». Пожалуй, можно и так назвать. Ведь это именно шапероны трансформировались в чепцы арселе. И, пожалуй, головные уборы такого рода можно называть по-разному, если речь идёт о самом конце 15 – начале 16 веков.
Женский портрет, около 1515 года. Фламандская школа.
На картинах голландских и немецких художников встречаются своеобразные арселе.
Например, вот такие короткие, без падающих на спину занавесок.
Jacob van Oostsanen, «Мария Магдалина», деталь картины, 1519 год.
Или вот такие, с сеточками, я в одной статье их уже показывала. («Snood» – декоративная сетка для волос или тканевый мешочек, надеваемый на волосы на затылке.)
Мастер женских полуфигур. «Святая Мария Магдалина играет на лютне». Около 1530 года.
Цветные арселе.
Вот такой хорошенький чепчик светло-красного цвета, украшенный тонкими золотистыми нитями и крохотными жемчужинами.
Шарлотта Французская, дочь Франциска Первого, около 1522 года.
И ещё интересный портрет 10-летней девочки.
Таких головных уборов, с плотной золотистой сеткой поверх чёрной ткани, мне больше не попадалось.
Муленский мастер. Портрет Маргариты Австрийской, дочери Марии Бургундской, 1490-е годы.
А на этом, парадном семейном портрете, и у матери, и у дочери одинаковые головные уборы. Ну и платья тоже.
Жан Бурдишон. «Аристократы», первое десятилетие 16 века.
Ниже – два портрета английской принцессы Мария Тюдор (1496 – 1533).
Мария Тюдор стала третьей женой престарелого французского короля Людовика XII – того самого, что долгое время был мужем Анны Бретонской. После смерти супруга Мария с радостью вернулась в Англию и вышла второй раз замуж по любви.
На первом портрете она ещё подросток. На втором ей двадцать с небольшим.
Мария Тюдор в подростковом возрасте.
Казалось бы, этот портрет здесь не в тему.
Но он интересен тем, что здесь на голове принцессы нет чепца арселе.
Как будто в противовес головным уборам с чёрными занавесками (французским и английским чепцам) появились модели причёсок, оставляющие волосы открытыми. Я об этом напишу отдельно.
Портрет Марии Тюдор, вдовы короля Франции, около 1520 года.
Процесс изменения популярного французского головного убора. От энненов с чёрными шаперонами вокруг лица к «просто шаперонам» и чепцам арселе разных моделей.
Процесс изменения популярного французского головного убора.
https://dzen.ru/a/Z-vYIU6LPH46BLnq