• Авторизация


Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки 20-04-2025 18:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Те чепцы арселе, которыми мы любуемся в фильмах про Анну Болейн и т. п., появились уже около 1530 года.

А в конце 15-го и начале 16 века они выглядели простецки. Как на иллюстрации Робине Тестара. Ей-богу, такой головной убор подходит больше служанке, а не знатной даме.

1 (298x503, 146Kb)
Овидий «Героиды» («Письма героинь»), переведенные на французский с миниатюрами Робине Тестара в Ангулеме, 1497 год.

А вот такие чепцы на миниатюре, написанной около 1500-го года.

Картинка интересна тем, что здесь две модели дамских нарядов, которые вошли в моду в 1590-х во Франции и соседних странах. Низкая талия, квадратное декольте, широкие рукава… А на платье второй дамы рукава узкие и отличаются по цвету от лифа и юбки.

2 (300x482, 176Kb)
Дамы в модных платьях и головных уборах, около 1500 года.

На иллюстрации ниже – королева Франции Анна Бретонская.

Обратите внимание, что у мужчин башмаки с широкими мысами. Узконосая обувь вышла из моды под конец 15 века.

3 (350x527, 219Kb)
Жан Маро вручает рукопись «Путешествия в Геную» Анне Бретонской (миниатюра Жана Бурдишона, 1507-1508 годы).

На картинке ниже у дамы чепец арселе немного другой модели.

Это не короткое покрывало из чёрного сукна, шёлка или бархата, а как бы такая шапочка, с которой свисает короткое покрывало.

4 (311x493, 164Kb)
«Деянира посылает своему мужу Гераклу тунику, пропитанную кровью кентавра Несса». Миниатюра из «Героид» Овидия, около 1505 года.

Похожий чепец арселе мы видим на портрете 16-летней Изабеллы Австрийской, дочери Хуаны Безумной и Филиппа Первого Габсбурга.

5 (300x435, 111Kb)
Изабелла Австрийская, 1516 год.

А вот это – Элеонора Австрийская, сестра Изабеллы. На портрете ей 18 лет.

Чепец плохо виден, но, кажется, он такой же модели.

А какая красивая ткань платья! Хотя в целом такой наряд мрачноват для юной девушки.

Отдельно следует сказать об ожерельях и колье того времени. Их стали носить своеобразно, растягивая от одного края декольте до другого.

6 (400x494, 155Kb)
Ян Госсарт. Портрет Элеоноры Австрийской, 1516 год.

Портрет ниже написан в тот же период.

Здесь чепец арселе – примерно такой, как у Анны Бретонской.

На одном западном сайте этот головной убор подписан - «шаперон». Пожалуй, можно и так назвать. Ведь это именно шапероны трансформировались в чепцы арселе. И, пожалуй, головные уборы такого рода можно называть по-разному, если речь идёт о самом конце 15 – начале 16 веков.

7 (350x454, 135Kb)
Женский портрет, около 1515 года. Фламандская школа.

На картинах голландских и немецких художников встречаются своеобразные арселе.

Например, вот такие короткие, без падающих на спину занавесок.

8 (350x466, 139Kb)
Jacob van Oostsanen, «Мария Магдалина», деталь картины, 1519 год.

Или вот такие, с сеточками, я в одной статье их уже показывала. («Snood» – декоративная сетка для волос или тканевый мешочек, надеваемый на волосы на затылке.)

9 (350x519, 140Kb)
Мастер женских полуфигур. «Святая Мария Магдалина играет на лютне». Около 1530 года.

Цветные арселе.

Вот такой хорошенький чепчик светло-красного цвета, украшенный тонкими золотистыми нитями и крохотными жемчужинами.

10 (400x514, 178Kb)
Шарлотта Французская, дочь Франциска Первого, около 1522 года.

И ещё интересный портрет 10-летней девочки.

Таких головных уборов, с плотной золотистой сеткой поверх чёрной ткани, мне больше не попадалось.

11 (350x495, 213Kb)
Муленский мастер. Портрет Маргариты Австрийской, дочери Марии Бургундской, 1490-е годы.

А на этом, парадном семейном портрете, и у матери, и у дочери одинаковые головные уборы. Ну и платья тоже.

12 (350x492, 213Kb)
Жан Бурдишон. «Аристократы», первое десятилетие 16 века.

Ниже – два портрета английской принцессы Мария Тюдор (1496 – 1533).

Мария Тюдор стала третьей женой престарелого французского короля Людовика XII – того самого, что долгое время был мужем Анны Бретонской. После смерти супруга Мария с радостью вернулась в Англию и вышла второй раз замуж по любви.

На первом портрете она ещё подросток. На втором ей двадцать с небольшим.

13 (350x528, 198Kb)
Мария Тюдор в подростковом возрасте.

Казалось бы, этот портрет здесь не в тему.

Но он интересен тем, что здесь на голове принцессы нет чепца арселе.

Как будто в противовес головным уборам с чёрными занавесками (французским и английским чепцам) появились модели причёсок, оставляющие волосы открытыми. Я об этом напишу отдельно.

14 (400x520, 197Kb)
Портрет Марии Тюдор, вдовы короля Франции, около 1520 года.

Процесс изменения популярного французского головного убора. От энненов с чёрными шаперонами вокруг лица к «просто шаперонам» и чепцам арселе разных моделей.

15 (500x393, 232Kb)
Процесс изменения популярного французского головного убора.

https://dzen.ru/a/Z-vYIU6LPH46BLnq


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки | Nostalgia-N - Дневник Nostalgia-N | Лента друзей Nostalgia-N / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»