Элизабет Виже-Лебрен. Княгиня Татьяна Юсупова, племянница Потёмкина, 1797 год.
Но представьте… Вам – тридцать или сорок лет. Вы привыкли к платьям с обычными талиями и туфелькам на каблуках.
Наступает 1795 год. И вдруг вам говорят, что нужно носить туфли на плоской подошве.
Дамские туфельки, 1795 год, Англия.
Вас бы это обрадовало? Меня бы точно нет. Во-первых, ноги уже привыкли к другим моделям. Во-вторых, нужно было учиться новой, более плавной походке - такая морока!
Хорошо, что до 1800 года допускались модели с маленьким каблучком. Позже они выйдут из моды, и туфли без каблука воцарятся в женской моде надолго, до второй половины 19 века.
Дамские туфельки, 1790-1800 годы.
Привыкать к новомодным фасонам тоже было сложно. Поэтому до конца 18 века многие дамы одевались по-старому. Или носили разные наряды – и «античные», и с низкими талиями и пышными юбками с фижмами.
Но зато молодые дамы и девушки, делающие первые шаги в свете, радовались изящным нарядам с талиями под грудью.
Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина Николаевна Арсеньева, 1796 год.
Правда, и у них поначалу возникали сложности. Оказалось, что платья из воздушных тканей не так-то просто носить. Без жёстко накрахмаленной сорочки платье будет липнуть к ногам. Поэтому сорочку надо было шить из более плотной ткани, чем платье.
Бальное платье, около 1800 года, Эрмитаж.
Однако и такая сорочка не могла придать платью красивой формы.
Об этом интересно рассказано в книге Елены Суслиной «Повседневная жизнь русских щёголей и модниц».
Речь идёт о барышне, которой предстоит выезжать в общество.
«Мода рекомендовала муслин, батист или кисею. На примерке она надела раскроенное платье и, взглянув на своё отражение, ужаснулась. Простенькая ткань обвисала и не имела никакой формы. Девушка обернулась к маменьке со слезами на глазах»…
В. Л. Боровиковский. Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799 год.
Но маменька уже знала, как помочь горю и придать юбке изящную конусообразную форму:
«Модницы придумали хитрость, они носили под платьем две исподние юбки. Одну из них повязывали «сверх бедренных костей», другую, узенькую, под грудью. Именно они и способствовали рождению миловидной расширяющейся формы»…
Вот такую изобретательность приходилось проявлять дамам в тот период, когда в моду только входили платья с высоким «античными» талиями.
В. Л. Боровиковский. Екатерина Васильева, в замужестве Долгорукая, 1798 год.
https://dzen.ru/a/YX8SzgkM_l5jIGRA