На первый взгляд, платья с такими воротниками выглядят странно для ампирной моды. Но на самом деле вот это и есть ампир – имперский стиль, который сформировался за время правления Наполеона.
А платья простого фасона с талией под грудью правильнее называть «греческой модой». Когда такие наряды начали носить в конце 18 века, слова «ампир» не существовало.
Иоганн Баптист Лампи Старший. Розалия Ржевуская, 1814 год.
Мы только условно можем называть ампиром весь тот период, когда дамы носили платья с высокими талиями (1795-1822).
27 лет – огромный срок. Мода должна была развиваться. Если не меняется силуэт платья, то должны меняться фасоны и отделка. Хотя платья простого фасона будут продолжать носить до начала 1820-х.
А высокие воротники из жёстко накрахмаленного кружева или тонкой ткани появились около 1800 года.
Такой воротник мы видим на платье знаменитой Прасковьи Жемчуговой, ставшей под конец жизни графиней Шереметевой.
Николай Иванович Аргунов. Портрет Прасковьи Жемчуговой, 1803 год.
Дамы в таких нарядах выглядели царственно. И то сказать – ведь такой воротник обязывает к некоторой величавости!
Тут волей-неволей будешь держать спину прямо и стараться двигаться плавно.
Жан-Лоран Монье. Портрет княгини Елизаветы Шаховской, 1806 год.
Дюбуа Фредерик. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1800-е годы.
Жан-Лоран Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1800-е, фрагмент.
Возникает вопрос, откуда такие воротники появились.
C начала 19 века мода стала подражать 16 - 17 векам.
В это время возрос интерес к истории. И законодатели мод заимствовали детали костюма со старинных портретов. Например, плоёные воротники:
Как мода 16 века перекочевала в пушкинскую эпоху. Плоёные воротники в стиле Марии Стюарт.
И такие стоячие, напоминающие воротники на портретах Анны Австрийской.
М. Гигер. Королева Баварии Каролина Баденская, 1806 год. Фрагмент портрета.
Питер Пауль Рубенс. Анна Австрийская, 1623-1625 годы.
Конечно, воротники на ампирных платьях не были громоздкими. Но сходство определённо имеется.
И как тут не вспомнить голубое платье Анны Австрийской из фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра». Ведь оно тоже является облегчённым вариантом платьев настоящей Анны Австрийской. Его воротник напоминает, скорее, портреты периода ампир, чем начало 17 века.
Antoine-Jean. Henriette Scherrer, comtesse Legrand, 1813 год. Фрагмент картины.
Antoine-Jean. Henriette Scherrer, comtesse Legrand, 1813 год.
Наряды с такими воротниками относятся к разряду вечерних. На балах в них едва ли танцевали. Хотя кто знает…
Доменико Босси. Портрет Натальи Ивановны Гончаровой, около 1807 года.
Высокие стоячие воротники продержатся в моде до середины 1820-х.
Когда талия опустится на своё естественное место, они исчезнут.
Caroline Bardua. Portrait of Dorothee van Herzseele, 1817 год.
https://dzen.ru/a/YaCmEahLLgzSOvU8