Это кажется странным. Но по фотографиям и портретам конца 19 века создаётся впечатления, что женщины перестали носить броские серьги с самоцветами.
А в начале 19 века серьги часто были вот такими.
Женские серьги, около 1800 года. Золото, гранаты.
Женские серьги, начало 19 века. Золото, речной жемчуг.
На портретах пушкинской поры (эпоха бидермейера) дамы часто запечатлены с роскошными висячими серёжками.
Иногда они были очень искусной, тонкой ювелирной работы.
Fredric Westin. Дама с жемчужным ожерельем, начало 1830-х.
Могли быть и попроще, но с крупными драгоценными камнями.
В любом случае, они были заметными. Бросались в глаза. Как на портрете Натальи Пушкиной, написанном Александром Брюлловым.
Мориц Даффингер. Анна Толстая, урождённая Перовская, 1827 год.
Мориц Даффингер. Женский портрет, 1825 год.
В большой моде были каплевидные серьги из жемчуга. Или из другого драгоценного камня.
Серьги, около 1820 года. Золото, халцедон.
На портретах 1850-х встречаются маленькие кругленькие серёжки.
Мода на такие серьги была связана с тем, что в ту поры дамы носили платья с круглыми кринолинами.
И появились причёски, каких раньше не было:
Причёски 1850-х, похожие спереди на современные стрижки. Почему они появились именно в этот период?
Ипполит Ипполитович Робийяр .Портрет Анны Ивановны Шландер,1858 год.
В эпоху Анны Карениной, когда в моду вошли платья с турнюрами и причёски с длинными локонами, преобладали висячие серьги.
О.Д. фон Рихтер. Портрет великой княжны Марии Александровны, дочери Александра Второго, 1872 год.
Украшения из рубиновой парюры великой княжны Марии Александровны, подаренной ей отцом в начале 1870-х: серьги, брошь, браслет.
А потом…
Ну, прежде всего, надо сказать, что дамы перестали позировать художникам в серьгах. Причина мне неизвестна, но это факт. На портретах 1880-х и 1890-х очень резко попадаются серьги.
А если и попадаются, то вот такие. Маленькие и малозаметные.
Раймундо Мадрасо. Женский портрет, около 1890 года.
Уж какие богатые дамы! Могли позволить себе любые драгоценности.
Но на всех фотографиях и портретах – лишь крохотные серёжки!
В чём может быть причина? Вероятно, только в одном: серьги сложной работы вышли из моды. Как и висячие, покачивающиеся в ушах при движении женской головки.
Мария Румынская, внучка Александра Второго. Фотография 1895 года.
Нет, висячие серьги в этот период встречаются. Но что-то совсем редко.
На фотографиях большинство женщин вообще без серёжек. Или вот с такими, как у Марии Румынской.
В период позднего модерна (после 1909 года) появились серьги разных креативных моделей. Но это уже отдельная тема.
Мария Румынская. Фотография 1902 или 1903 года.
https://dzen.ru/a/Yhi9bssEEAuCXIN2
Бриллианты на портретах 19 века. Почему их так мало.
В произведениях 19 века часто упоминаются бриллианты.
Вот как описан бальный наряд в повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год):
«Как хороша была графиня! Как прозрачен газовый тюник, удержанный на пышном белом платье цветами и изумрудами! На груди брильянты вокруг огромных изумрудов; над полуспущенными перчатками блестящие браслеты; на голове изумруды и цветы»…
Пленительная картина. Только где же это можно увидеть? А нигде. Нет этих бриллиантов и изумрудов на портретах тех лет.
Бальные платья есть. И даже тюники есть. А бриллиантов нет!
Jacob Eichholtz. Serena Mayer Franklin, 1838 год.
Между тем, когда читаешь описание наряда графини, представляются вот такие украшения:
Ожерелье и серьги императрицы Марии-Луизы, жены Наполеона, 1810 год.
Или как на портрете Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона. Но это более ранняя эпоха.
Портрет Гортензии Богарне, начало 19 века.
А на портретах знатных дам пушкинской поры и более позднего времени мы видим лишь жемчужные ожерелья с драгоценными застёжками-фермуарами:
Вот вам и все «изумруды с бриллиантами». Покажут один драгоценный камень в застёжке ожерелья из жемчуга, и радуйся.
В чём же здесь причина?
Может быть, дамы скромничали. Или опасались, что сверкающие драгоценности на портретах затмят их самих.
А может, всё дело в том, что бриллианты было сложно запечатлеть на холсте. Они теряли всю свою красоту, превращаясь в сероватые камешки.
И поэтому в бриллиантовых украшениях изображали в основном королевских особ.
То есть тех, кому это полагалось по статусу. И кому нельзя было иметь лишь такие портреты, где они без бриллиантов.
Наверное, художники долго трудились над такими портретами, стараясь передать придать бриллиантам настолько привлекательный вид, насколько это вообще было возможно.
Йозеф Штилер. Мария-Фредерика-Амалия Ольденбургская, королева Греции, 1837-1838 годы.
Ниже – портрет Марии-Кристины де Бурбон, королевы Испании.
Вот здесь можно увидеть её портрет, где она в скромных украшениях:
Luis de la Cruz. Мария Кристина де Бурбон Сицилийская, 1831 год.
А на этом портрете она вся сверкает бриллиантами.
Vicente Lopez y Portana. Мария-Кристина де Буробон, королева Испании, 1830 год.
Ещё одна королевская особа в бриллиантовых украшениях.
Maria Cristina di Savoia, regina delle Due Sicilie, 1830-е годы.
Королева Швеции Дезидерия, а ниже – её невестка.
Fredrik Westin..Королева Швеции Дезидерия, жена Карла Четвёртого Юхана, около 1830 года.
Fredrik Westin. Жозефина Лейхтенбергская, жена короля Швеции Оскара Первого.
А вот дочь Марии-Антуанетты в бриллиантовом колье с подвесками.
Alexandre-Francois Caminade. Герцогиня Ангулемская, 1827 год.Фрагмент картины.
Вот портрет этой дамы в полный рост.
Alexandre-Francois Caminade. Герцогиня Ангулемская, 1827 год.
Обратите внимание, что юбка не до самого пола и не очень пышная. И талия чуть завышена. Это – 1827 год. К 1830 году юбки женских нарядов уже станут пышными, а талия будет находиться чётко на своём месте.
https://dzen.ru/a/YLvcDn-Z0zNPPEna