Такого украшения корсажа, как у дамы в бордовом бархатном платье, редко можно увидеть на портретах 19 века.
Наверное, драгоценные камни в оправах пришиты к бархатному кружку в центре лифа. То есть это не корсажная брошь. А может, это несколько небольших брошей, приколотых так оригинально.
Интересно, что все камни гладкие. Без ребристой огранки. Скорее всего, это гранаты – ведь они бывают не только красными, но и золотисто-зелёными.
На браслетах – множество жемчужин. Форма одинаковая, но на одном камень красный, на другом - зелёный.
Гавриил Яковлев. Портрет купчихи Феодосии Тарасовны Громовой, 1851 – 1852 годы.
Гавриил Иванович Яковлев (1819 – 1862) – малоизвестный художник, хотя все его портреты сделаны на довольно высоком уровне. Он писал их преимущественно в 1850-е. Поэтому у всех женщин похожие причёски.
И у многих – небольшие круглые серёжки. Длинные висячие серьги в то десятилетие были не в моде. По простой причине – не очень сочетались с причёсками.
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет неизвестной в синем платье, 1852 год.
Почти у всех дам есть браслеты и кольца.
Браслеты на обеих руках. Часто – разные. Кольца можно видеть и на указательных пальцах, и на мизинцах.
Трудно понять, что держит в руке дама в фиолетовом платье.
Яковлев Гавриил Иванович. Портрет купчихи А.А. Мейснер. Начало 1850-х.
Портрет ниже интересен тем, что у дамы драгоценный крестик-украшение. Как будто она не православная. Яковлев не выезжал из России. Но ведь и в Москве можно было встретить католиков или лютеран.
Гавриил Иванович Яковлев. Портрет неизвестной, конец 1850-х.
На плече девушки в белом наряде – шифр императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая Первого. Муаровый светло-синий бант и драгоценный вензель с короной.
Корсаж платья украшает бант не из муара, а, видимо, из воздушной органзы. Оттенки у бантов одинаковые, а ткани разные.
Г.И. Яковлев. Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой, в замужестве – Львовой, 1855 год.
На портрете ниже дама в довольно простом платье. Но её украшения не назовёшь скромными. Особенно хорош массивный браслет с аметистами.
Г.И. Яковлев. Женский портрет, 1857 год.
А на этом портрете у дамы пять браслетов. И все разные!
На одном из браслетов – миниатюрный портрет мужа этой дворянки в офицерской форме.
Немного удивляет, что браслеты из золота, а вверху много серебристого. Ну, серёжки, наверное, золотые, в алмазах, поэтому так серебрятся.
А вот что в причёске…
На корсаже какое-то растение. Мелкие белые цветки в окружении листочков. Как бы кустик такой. И причёска украшена так же, только почему-то там всё серебрится, словно цветки алмазные.
Странно, что обручальное кольцо на левой руке. Вроде дама не была вдовой, а вернулась с мужем из Италии, когда Яковлев писал её портрет. Поэтому захотела, чтобы на портрете были вот такие пейзажи.
Платье великолепно, особенно - газовая берта на декольте из трёх волнистых оборок. Такой воздушный наряд, изящная причёска, а браслеты массивные.
Гавриил Иванович Яковлев. Юлия Васильевна Теляковская, 1848 год.
https://dzen.ru/a/Zf3o4oAlGH5E56W2