В интернете есть фотографии чулок того периода. Но эти музейные экспонаты выглядят не очень эстетично. Лучше посмотреть на картины.
А на них можно увидеть, что дамы из приличного общества носили не только белые, но и цветные чулки.
Ян Фредерик Портилье. Портрет женщины, возможно, миссис Роде. Предположительно - около 1890 года.
В книгах по истории костюма пишут, что в 1870-х «к обуви полагались белые, черные и цветные чулки, которые могли с ней по цвету и не совпадать». Или что «в 1873 году к цветным платьям и цветной обуви были модны цветные чулки».
Юлиус Леблан Стюарт. Disappointment Portrait of Sarah Bernhardt, 1882 год.
Вспоминается Оноре де Бальзак, «Второй силуэт женщины»:
«– Но все это не объясняет мне, что же такое светская женщина! – воскликнул молодой поляк.
– Она не носит ярких тканей, ажурных чулок, вычурных пряжек на поясе, ни панталон с вышитой оборкой, пенящейся вокруг щиколотки. Она обута в прюнелевые башмачки с лентами, переплетающимися на тончайшем шерстяном или шелковом чулке, сером, без узоров, или же в легкие, очаровательно простые полусапожки».
Ян Фредерик Портилье. Любовное письмо. Предположительно - 1880-е или начало 1890-х.
Но Бальзак жил в первой половине 19 века. А у нас – вторая. И если во времена Бальзака чулки были в основном белые или серые, то потом появились и чёрные, и разные цветные. А туфли приобрели каблуки.
Ян Фредерик Портилье. Маленькая читательница. Конец 1860-х - начало 1870-х.
Носили и более пестрые чулки – в полоску, с вышитыми стрелками…
Кажется, у жены Константина Маковского чулки именно в полоску. Она заметна, если присмотреться.
А какие чудесные туфли, какие высокие каблуки!
Константин Маковский. Портрет жены, Юлии Павловны Летковой, 1881 год.
Но такие высокие каблуки встречаются редко в те годы. Гораздо чаще дамы носили туфли на среднем каблучке.
Они могли быть открытыми или с ремешками.
Интересный вопрос: а в каких танцевали на балах?
Логично предположить, что с ремешками. Но для такого утверждения нет веских доказательств. Мне встретились туфли из музея, подписанные как бальные. Однако на многих картинах дамы в бальных нарядах и туфлях без ремешков.
Бальные туфли, 1870-е годы.
Нарядные туфельки, 1885 - 1890.
Парадные туфли шили из атласа и шёлка, украшали их бантиками, вышивкой, лентами.
Вечерние туфли, 1875 - 1885 годы.
Повседневную обувь делали из более прочных материалов, таких, как кожа, сукно.
А что такое прюнель, которая иногда упоминается в книгах 19 века?
Прюнель – распространённая в 19 веке плотная смесовая ткань. До середины века материал производился почти всегда чёрным (отсюда и французское название "prunelle", от латинского "pruna" – уголь). В составе прюнели преобладал шёлк, что гарантировало особый блеск формоустойчивой ткани.
Ниже – модель туфелек с несколькими ремешками. Похожие туфли – на портрете Екатерины Долгоруковой, любовницы Александра Второго, с которой он обвенчался после смерти жены.
Непонятен цвет её чулок. Как будто телесный. Но, скорее, это очень тонкие белые чулки.
Туфли с ремешками, 1880-е годы.
Константин Маковский. Портрет Екатерины Долгоруковой, 1880 год.
Но чаще всего встречаются туфельки классической формы и белые чулки.
Ян Фредерик Портилье. Детская любовь. Судя по причёске и платью дамы, это 1867 -1869 годы.
На картине ниже изображены девушки, танцующие канкан. Они в чёрных чулках и чёрных туфлях без ремешков.
Жан Беро. Канкан в парижском кафе, 1890-е годы.
https://dzen.ru/a/YGwwlgWqKWnJbIAz
«Непременно бы ахнул от удивления»… Изящные ботиночки и сапожки 19 века
Помните строчки из повести «Княжна Мери»? «Ботинки красно – бурого цвета стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления».
Дамские ботинки встречаются и у Бальзака, и у других авторов 19 века. Иногда их называют башмачками.
Женские ботиночки, 1818 год. Италия.
Из этого можно сделать вывод, что дамы часто гуляли не в туфельках, а в ботиночках.
Да и то сказать, в таких туфельках, о которых я писала в своей недавней статье, гулять очень сложно:
«Плоская подошва – это ещё не самое худшее»… Туфельки первой половины 19 века.
Женские ботинки, покрытые дамасским шёлком, 1830-е годы.
Женские ботинки, 1830-е - 1840-е годы. Белый и вишневый атлас поверх льна.
В комментариях меня спросили про тёплую обувь. Я бы уже давно написала о ней, если бы имелись картинки.
Но фотографий зимних ботинок или сапог начала 19 века не встречаются.
Вот, наверное, самая ранняя фотография тёплых женских сапожек. Довольно высоких, сделанных из кожи.
Застёгивались такие сапоги обычно на пуговицы, иногда была шнуровка. Для застёжки на пуговицы имелись специальные крючки.
Женские сапожки из кожи, 1868 год.
А возможно, более ранние - вот эти:
Женские тёплые ботинки, предположительно - 1862 год.
Из первой половины 19 века самыми прочными кажутся вот такие ботиночки. Хотя, конечно, они не для зимы.
Ботинки из атласа и кожи, боковая шнуровка, Франция, 1835 год.
Фотографий сапожек конца 19 – начала 20 века побольше. Встречаются вот такие, непонятно из чего сделанные.
На них, кажется, надеты калоши. (Или просто внизу другой материал, а калошки на тёмно-серых сапогах на картинке ниже).
В наше время калоши кажутся смешными. Но в 19 веке их носили все.
У Владимира Соллогуба, современника Пушкина, есть рассказ «История двух калош». Там говорится о мужских калошах, которые надевали поверх ботинок в плохую погоду. Но где-то встречаются упоминания и о женских.
Люди берегли здоровье и обувь. Ибо первое – бесценно, а второе – влетает в копеечку. Это мы сейчас топаем по любой слякоти в дорогих сапогах. И как же досадно, что они теряют изящный вид за один сезон.
Женские сапожки из чего-то, похожего на замшу. Вторая половина 19 века.
Женские сапоги, начало 20 века.
Женские сапожки, начало 20 века.
Ботинки и сапоги на пуговицах держались в моде долго.
В это время уже разрабатывали застёжки-молнии, но они почему-то долго не умели успеха. Не нравились покупателям, как я понимаю.
Сапожки, 1920-е годы.
Встречаются и сапожки, крытые шёлком, принадлежащие ко второй половине 19 века.
То есть дамы по-прежнему продолжали их носить на прогулках вместо туфелек. Только уже не ботиночки, а сапожки. Это кажется странным – носить летом подобную обувь. Но, видимо, в ней было удобно. И в жару такие сапожки наверняка никто не надевал.
Шёлковые сапожки, 1870-е годы.
Свадебные сапожки, 1890-е годы. Музей искусства Метрополитен.
https://dzen.ru/a/YhJmMm3i4zSVZ2wm