[400x516]
Иоганн Дорнер. Антуанетта Крейц, 1838 год.
Что это – фероньерка или диадема? Скорее всего, фероньерка. Исходя из определения данного украшения.
Феронье́рка – женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.
На портретах 1820-х и 1830-х мы привыкли видеть такие фероньерки, как на известном портрете Натальи Пушкиной работы А. П. Брюллова.
Или как на портрете дамы с коричневым боа. То есть - цепочки.
[400x505]
Friedrich Wilhelm. Портрет леди Хердт, 1833 год.
На самом же деле фероньерки были разными. Например, на портрете ниже фероньерка не в виде цепочки, а в виде бархатной ленты, к которой крепятся драгоценные камни в оправе.
Да ещё и надета эта фероньерка наискосок.
[400x503]
Barabas Miklos. Портрет молодой дамы, 1831 год.
А вот на портрете великой княгини Елены Павловны, наверное, не цепочка, а твёрдый золотой обруч.
[400x532]
Иван Андреевич Винберг. Великая княгиня Елена Павловна, около 1830 года.
На портретах конца 1830-х обручи (а не цепочки) встречаются чаще.
В это время изменилась парадная женская причёска. Локоны стали укладывать не высоко на висках, а низко, вдоль щёк.
И, наверное, тонкие обручи смотрелись с такими причёсками лучше, чем фероньерки-цепочки.
[400x601]
В. Гау. Аграфена Сергеевна Романова, 1835 год.
В повести беллетриста тех лет Владимира Соллогуба как раз и встречается слово «обруч», а не фероньерка.
В. Соллогуб, повесть «Серёжа» (1838 год):
«В гостиную вошла графиня, всегда прекрасная, всегда ослепляющая роскошью и красотой. Густые локоны падали до пышных плеч, а на лбу золотой обруч с брильянтом»…
[400x495]
Мария Барятинская, урождённая княжна Кочубей. Конец 1830-х.
Есть ещё вот такой портрет дамы в красном платье.
Он подписан как «Портрет молодой дамы с диадемой».
Хотя это, по сути, тот же самый обруч, только гребешок чуть выше и три красных камня, а не один.
[400x507]
Иоганн Конрад Дорнер. Портрет молодой дамы с диадемой, 1838 год.
Вообще, где граница между обручем (фероньеркой в форме обруча) и диадемой?
На портрете великой княжны Анны Павловны, дочери Павла Первого, ставшей королевой Нидерландов, уже чётко видна диадема:
[400x516]
Великая княжна Анна Павловна, королева Нидерландов, 1837 год.
Диадемы и тиары (диадемы с незамкнутым основанием) носили не только венценосные особы.
Вот какая роскошная диадема была у княгини Юсуповой. На этом портрете её можно принять за царицу. И только голубой фрейлинский бант с вензелем императрицы Александры Фёдоровны на левом плече говорит о том, что перед нами – не венценосная особа, а дворянка.
А во времена позднего ампира в моде были гребни, похожие на диадемы и тиары, их носили и венценосные особы, и дворяне. Не все, конечно, а кому позволяли средства, ведь такие гребни были дорогими.
[400x562]
Винтерхальтер. Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, 1858 год.
https://dzen.ru/a/ZJl0XmbsOGD8fYEL