• Авторизация


"Менины" - картина-головоломка: разбор интересных и жутких деталей 13-05-2024 20:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Диего Веласкес (1599—1660) — испанский художник, один из величайших и талантливейших мастеров. Его картины таят в себе множество загадок, которые следует разгадать, чтобы понять замысел художника. Но будьте внимательны - эта картина сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV, и неоднократно создавал портреты правителя и членов его семьи. В подобных условиях оставалась немного возможностей для реализации творческих амбиций, но наш герой не мог удовлетвориться одной лишь технической частью работы. Так на свет появилась одна из самых неоднозначных картин художника - "Менины"...

scale_1200 (450x518, 200Kb)
Менины — фрейлины, слуги.

Главная героиня картины - пятилетняя инфанта Маргарита Тереза в сопровождении свиты. Девочка будто наблюдает за тем, как художник будет писать портрет её родителей — короля Филиппа IV и Марианну Австрийскую. Но эту сцену Веласкес написал необычным образом - создается ощущение, что все герои картины смотрят прямо на зрителя, но не всё так просто...

В детстве Маргарит Тереза считалась ценной пешкой в политических союзах, а в пятилетнем возрасте она была обручена со своим дядей, Леопольдом I, императором Священной Римской империи. Брак должен был укрепить союз между Испанией и Австрией.

scale_1200 (1) (400x479, 152Kb)
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656.

Малышка и придворные глядят на короля с супругой, которые находятся вне нашего поля зрения, но видны инфанте. О том, что они находятся в комнате, можно судить по зеркалу, которое изображено практически посередине картины, за спиной художника, и в нём отражается королевская чета. Однако утверждение о том, что супруги позируют художнику, может быть поставлено под сомнение — нет ни одного свидетельства о подобном парном портрете, а короля и королеву писали раздельно. Да и размер холста на картине не совсем подходит для такой работы...

3 (600x377, 261Kb)

Прием с зеркалом может показаться новаторским, но за два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) был успешно опробован Яном ван Эйком в «Портрете четы Арнольфини».

4 (400x501, 113Kb)
Фрагмент картины. Не стоит сомневаться в том, что в зеркале изображены именно король и его супруга. Посмотрите на портрет короля на следующем фото.

4Р° (450x514, 180Kb)
Портрет Филиппа IV, короля Испании, Д. Веласкес.

4Р± (450x450, 239Kb)
Фрагмент картины Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини".

Скорее всего, мы смотрим на комнату с необычного ракурса - несколько справа. Поэтому в отражении мы видим лишь фрагмент портрета, который создает Веласкес внутри этого полотна.

4РІ (400x475, 47Kb)

Интересно, что до Веласкеса художники не показывали мир глазами позирующих. Мы как будто видим картину глазами королевской четы: инфанту, придворных, составляющих её свиту и подглядывающих за юной принцессой, обстановку комнаты и самого Веласкеса.

Художник осмелился изобразить карликов рядом с принцессой на парадном портрете членов королевской семьи. Напомню, что тогда карлики занимали невысокое положение в обществе - это шуты, простолюдины, зачастую лично принадлежавшие испанскому двору, их можно было продать или подарить.

Кстати, в Средневековье карлики ценились, а члены королевских семей за особо низкорослых и терпящих издевательства платили хорошие деньги.

4Рґ (400x534, 194Kb)
Дон Себастьян де Морра, Д. Веласкес.

Позади принцессы изображена карлица — няня Маргариты, которая заботливо ухаживала за инфантой. За это ее наградили знаком отличия, который она трогает у себя на груди. Инфанта на картине — это комплексное выражение надежды о будущем наследнике, и в образе девочки художник воплощает идею семейного счастья и благополучия.

5 (400x444, 171Kb)
Фрагмент картины.

Кроме того, художник осмелился включить в картину автопортрет, а это означало, что он ставит себя рядом с членами королевской семьи. Ни один придворный живописец не решался на подобный шаг. Веласкес изобразил себя в наиболее выгодном свете — на картине он выглядит гораздо моложе своих 57 лет. А ещё он решил изобразить себя членом военного ордена Сантьяго (красный крест на груди).

Некоторые исскусствоведы полагают, что красный крест мог быть добавлен позже, после смерти Веласкеса — таким образом король хотел почтить память об умершем художнике и увековечить его заслуги, изобразив членом почётного рыцарского ордена. А ключи на ремне Веласкеса указывают на то, что он занимал дворцовую должность - художник был ответственным за открывание и закрывание дверей.

6 (350x467, 119Kb)
Фрагмент картины. Автопортрет художника.

7 (350x431, 125Kb)
Фрагмент картины. Ключи.

На стене можно увидеть 2 больших полотна: это «Паллада и Арахна» Рубенса и «Аполлон, побеждающий Пана» Йорданса. Сюжеты обеих работ связаны с состязанием с богами в мастерстве, за которое пришлось поплатиться. Веласкес тоже состязается – с самой реальностью.

8 (500x207, 101Kb)
Фрагмент картины Веласкеса.

8Р° (500x349, 247Kb)
«Паллада и Арахна» Рубенса.

8Р± (500x338, 190Kb)
«Аполлон, побеждающий Пана» Йорданса.

Но самую жуткую деталь можно заметить далеко не сразу: фрейлина донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор приподносит инфанте красный кувшин, который называется букаро. Смесь специй, обжигаемая в глине, гарантировала, что любая жидкость, которая находилась внутри сосуда, будет ароматизирована. Но букаро выполнял еще одну удивительную функцию: в испанских аристократических кругах у прекрасного пола была странная привычка - грызть края этих пористых глиняных ваз или и вовсе съедать их целиком. Химическим последствием было резкое осветление кожи до почти призрачного состояния. Кроме того, складывается впечатление, будто бы девочка не стоит на полу, а парит...

9 (360x450, 102Kb)
Фрагмент картины. Букаро.

9Р° (400x440, 162Kb)

9Р± (383x422, 282Kb)

Желание изменить цвет кожи имеет древние корни и обусловлено рядом культурных мотивов. Со времен правления королевы Елизаветы белая кожа была признана в Европе эталоном красоты. В теплом климате такая эстетическая деталь была доказательством достатка людей, средства к существованию которых не зависели от труда, выполняемого на солнце.

Иза-за этой необычной детали картина начинает приобретать и мистические коннотации. Присмотритесь - кисть художника указывает прямо на пигментное пятно интенсивного пульсирующего красного цвета на его палитре, а бледная инфанта в это время парит над полом. И даже родители юной героини начинают казаться, скорее, потусторонними образами, нежели просто отражением в зеркале.

10 (350x494, 172Kb)

10Р° (500x391, 181Kb)

Да и сама картина подобна зеркалу: каждый по-своему трактует ее содержание и усматривает проекцию собственных мыслей и чувств...

https://dzen.ru/a/ZfAurzeM_XqvedAG

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Менины" - картина-головоломка: разбор интересных и жутких деталей | Nostalgia-N - Дневник Nostalgia-N | Лента друзей Nostalgia-N / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»