305 лет назад, 15 февраля 1717 года, в России вышло первое издание книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Состояла книга из двух частей. Первая — сугубо техническая, своего рода пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому начертанию чисел. А вот вторую часть впору рассматривать отдельно, поскольку именно она оказала на ход нашей истории очень серьёзное, почти решающее влияние.
[500x455]
К сожалению, этого предпочитают не замечать — книга, по факту ставшая одним из важнейших документов эпохи Петра I, и выдержавшая только при жизни первого императора целых три издания, сейчас воспринимается как сборник анекдотов, этаких забавных потешек. Причём потешек, имеющих ярко выраженный физиологический характер. Можно гарантировать, что в любом разговоре о «Юности честном зерцале» будут прежде всего обсуждаться такие вещи, как: «Не хватай первым блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи когда ешь», «Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь», «Не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в комнате, где много людей, то прими харкотины в платок», «Никто честновоспитанный возгрей (соплей) в нос не втягивает подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя вниз не глотает», «Зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях»...
Продолжать можно ещё долго — в пособии упомянуты такие действия, как рыгание, кашель, храпение носом, моргание глазами, а также некие «шалости руками». В общем, есть чем потешиться — «первый в России учебник этикета» действительно щедр на подробности такого характера.
[500x436]
Фокус, однако, в том, что первым учебником этикета «Юности честное зерцало» считаться не может. Социально одобряемые нормы поведения были прописаны ещё в «Домострое», который вышел в середине XVI века, а восходит вообще к XV столетию. Кроме того, в XVII веке в России появилось пособие под названием «Гражданство обычаев детских». Странность названия объясняется неловким переводом. В оригинале это сочинение Эразма Роттердамского называется «De civilitate morum puerilium», то есть «О приличии детских нравов» — вполне себе европейский свод правил поведения в обществе.
И «Домострой», и «Гражданство обычаев детских» точно так же как и «Юности честное зерцало» объясняли, что некоторые действия в обществе считаются неприличными, и их надо избегать.
Но почему то или иное неприлично? Вот тут-то и кроется основное отличие прежних сводов этикета от «Юности честного зерцала». Раньше неприличное поведение трактовалось как безнравственное, а люди, ведущие себя неподобающим образом, сравнивались с животными, которые не имеют разума и с которых спрос невелик.
Петровский свод проводил границу иначе. «Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне». «Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику». «Младые отроки должны всегда между собою говорить на иностранных языках, чтобы слуги и служанки их не понимали и чтобы можно было их от других незнающих болванов распознать». «Слуг и челядинцев держать в страхе, ибо лукавая лисица нрава не переменит»...
По большому счёту, «Юности честное зерцало» — это один из клиньев, вбитых между народом и элитой. Именно в петровские времена дворянство стали называть «благородным сословием». Все остальные, соответственно, автоматически переводились в разряд «быдла». Раньше было неприлично уподобиться животным. Сейчас неприлично уподобиться своему же русскому мужику, который совершенно спокойно сравнивается со свиньёй.
[500x429]
А на другом полюсе — сияющее и блестящее «шляхетство». Их благородия и высокородия. Они одеты в иные, заграничные костюмы. Они иначе развлекаются. Они говорят на других языках. Они иначе себя ведут. Но только со своими. С мужиком или слугами можно и палку применить, ибо, как выше сказано, «лукавая лисица нрава своего не переменит».
«Смешной» учебник этикета не просто зафиксировал и узаконил пропасть между дворянством и народом. Он её, по сути, создал. Он стал настоящим зеркалом «дворянской революции» XVIII столетия. Раньше все — и дворяне, и крестьяне, и посадские люди — были в равной степени слугами царя, как тогда говорили, «холопами». А сейчас выяснилось, что некоторые всё-таки равнее. И теперь они вовсе не холопы, а «благородное сословие». И это написано в одной книжке, которую составили по указу самого царя. Надо ли объяснять, почему «Юности честное зерцало» многократно издавалось и переиздавалось?
«Рыцарская академия». Как в шляхетском корпусе воспитывали кадетовРусский историк Василий Ключевский называл это пособие «ничтожной немецкой книжонкой» не напрасно. Он отлично понимал, как цепко «благородное сословие» во время оно ухватилось за свои отличия от «мужичья» и «быдла»: «Немецко-дворянское Зерцало било в самый коренной нерв настроения русского шляхетства... Ход дел поставил высшему русскому обществу задачу, как бы все плоды работы преобразователя повернуть в пользу одного господствующего сословия, возможно резче обособив его от других классов, незнающих болванов, наипаче от крестьян и холопов. Ничтожная немецкая книжонка стала воспитательницей общественного чувства русского дворянина».
https://aif.ru/society/history/nichtozhnaya_knizho...nskoy_revolyucii?from_inject=1