Часто встречала упоминание о том, что в 18 веке красавицы украшали себя мушками - такими черными точечками, имитирующими родинки.
Это считалось красивым, маскировало изъяны кожи, а еще существовал целый язык мушек, сродни языку цветов.
...На внешнем углу глаза муха названа убийцей; посередине лба она величественна; та, которую мы помещаем в складки, образующие смех, называется игривой; кокетка - у губ... (отрывок описания мушек того времени)
Автором мушки как таковой считалась вот эта женщина -
Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкасл (1623-1673):
Она была англичанкой, жила в 17 веке и являлась личностью неординарной. Писательница, поэтесса, ученый. Она первой из женщин стала публиковать на своих произведениях свой портрет, в знак того, что отвечает за каждое свое слово. В ту эпоху это было просто революцией, поскольку женщины если что-то и осмеливались публиковать, то старались сохранять при этом анонимность.
Ее супруг всячески поддерживал ее начинания, что тоже было большой редкостью. Вот они на совместном портрете:
Маргарет прожила активную жизнь, которая, в частности, забросила ее и во Францию. Ее визит пришелся на правление Людовика Четырнадцатого.
Всем дама была хороша - а кожа у нее была плохая. Несмотря на то, что 17, а особенно 18 век - это эпоха очень активного использования косметики в среде богатых и знатных модников, когда штукатурились не только женщины, но и мужчины, не всегда этого было достаточно чтобы скрыть, например, шрамы от оспин.
Ну и в общем, герцогиня решила вопрос радикально - не пряча, а, наоборот, выделяя проблему - наклеив на некрасивое место черную заплатку.
Впрочем, называются и другие авторы данной причуды, например - некий фаворит Людовика XIII, который заклеил такой штуковиной порезанный участок лица.
Так или иначе - пошла по Европе мода на мушки.
Я о ней читала с младых ногтей, но ни разу, ни на портретах 17, ни на портретах 18 века мне эти мушки не попадались. Признаться, всегда обращала на это внимание, и находила весьма странным.
Мушку я представляла такой маленькой, в пару миллиметров точечкой, которой изящно имитировали небольшую родинку.
В итоге, поскольку все портреты, которые я изначально нашла принадлежали испанкам, а вернее даже - мексиканкам, я решила, что это такое причудливое преломление в местных экзотических условиях изящной европейской моды.
Да - пресловутые мушки - это вот эти круги на половину лица, которые напоминают патологические родимые пятна! Ими украшались в Мексике и стар и млад.
Это она - она! Та самая неземная красота. Слова из приведенной цитаты, насчет убийственности мушки на краю глаза заиграли новым смыслом.
Это какая должна была быть кожа, чтобы такие черные нашлепки ее еще и украшали!
Пользовались ими, кстати, как и прочей косметикой, не только женщины, но и мужчины.
Это была массовая, мегапопулярная деталь.
Кстати, мушки, в зависимости от моды, были разных размеров и форм - порой сложных. Умельцы вырезали их в виде разнообразных фигурок - например, в виде цветочков, птичек, даже экипажей, хотя мне сложно представить, как это выглядело...
И вот мы подходим к главному вопросу - где это все на европейских портретах? Такое же массовое, как на мексиканских?
Но есть несостыковка. Портрет относится к 1619 году, а изобретательница мушек тогда еще в принципе не родилась:
[400x503]
Изобретательницы нет - а нашлепка есть.
Еще нашла портрет французского певца первой половины 18 века, в сценическом женском гриме, на лице и груди которого представлены разнообразные виды мушек:
[400x464]
Возможно такой перебор это некая пародия.
Попалась мне немецкая принцесса с мушкой. Одна - единственная немецкая принцесса с таким элементом декора, при том, что и немецких принцесс и их портретов было великое множество:
[400x535]
Чаще, если мушки и попадаются и на европейских изображениях, то это не портреты, а, скорее, интерьерные картинки, вроде красивых головок:
[400x450]
[400x488]
[400x473]
[350x441]
Портреты же встречаются крайне редко.
Вот портрет конкретной дамы, которая, заметьте - только собирается налепить мушку на свое лицо (может и передумает):
[350x457]
Художник Друэ - Анна де Ла Гранж-Трианон (1632-1707), графиня Паллуо и Фронтенак, сидящая за своим туалетом и наносящая косметическое средство. (но это не точно, просто дама не тянет на красивую головку)
А вот эксклюзивно одинокий портрет мужчины - тоже с мушкой:
[300x441]
Художник Д. Дюмустье. Портрет молодого человека с мушкой. 1633 г.
При том, что о популярности и повсеместном использовании мушек в Европе 18 века написано много - на портретах той эпохи мушки встречаются очень редко.
В то время, как, к примеру, в Мексике, они красуются практически на каждом портрете.
Это считалось не вполне приличным? Или отражало нечто слишком сиюминутное? В чем была проблема облепить мушками изображения на европейских портретах?
https://dzen.ru/a/ZFK3m1lGaXpvO1_W