Воротник фреза(горгера). Очень дорогой аксессуар: кружева только появились и чаще всего были привозными.
Помните необычный воротник, заложенный складками как веер, входящий в костюм Пьеро?
Этот тип воротника появившись в Испании в начале XVIв, разошелся по всей Европе.
Даже дети, одежда которых полностью копировала взрослую, носили фрезу.
В Англии был в моде до конца XVIв, но в Германии и Нидерландах продержались до XVIIIв.
В пуританском костюме из темных тканей фреза была единственным украшением.
Его название "фреза", "горгера", по простонародному- "мельничный жернов". Голова в таком воротнике смотрелась как на тарелке.
Складки воротников плоили специальными щипцами или заглаживали утюгом, щедро пересыпали картофельным крахмалом, который помогал сохранять жёсткость и форму даже весьма объёмным воротникам. Изготавливали "фрезу" из очень тонкой ткани или кружева. Специальные щипцы для плоения "фрезы" придумала белошвейка Динхем ван дер Плас, перебравшаяся в Англию из Голландии. Гармошка "фрезы" крепилась на тканевой основе. Иногда использовался проволочный каркас.
Раф на каркасе.
В Англии, впрочем, был более популярен другой вариант воротника- разомкнутый раф, вошедший в моду при ЕлизаветеI, которая предпочитала открытое декольте, позволявшее продемонстрировать шею и грудь. Некоторое время даже носили два воротника разом: классическую "фрезу" и разомкнутый раф, в виде двух полукружий на жёстком каркасе.
[400x589]
Тут два в одном: на шее-фреза, а платье украшено рафом.
Поначалу носили только белые рафы. Некая миссис Тернер ввела моду на жёлтый крахмал, придающий кружевам золотистый цвет. Благодаря цветному крахмалу стало модно окрашивать воротники в тон нарядам, придерживаясь правила: чем темнее костюм, тем светлее раф.
Воротники были неудобными и вскоре эффектный раф был заменен на более удобный отложной воротник.
А фреза осталась в театральных костюмах и вошла в традиционный костюм Пьеро.
Костюм Пьеро.
https://dzen.ru/a/ZKgXivTXR1yG2IGw