…Птица-тройка, ты веришь в сказки?
Ну, закусывай удила…
Сегодня на одном из переходов метро в Москве продают майки с символикой булгаковского “Мастера и Маргариты”… Я не рекламирую творцов, но и не осуждаю… Это точно. Как знать, может из тысячи купивших их тинэйджеров один заинтересуется и прочтет… И для него сам автор станет посланником нового смеха, иронии третьего тысячелетия?! Разве можно рассматривать мир как кем-то придуманный кроссворд, в котором нам осталось лишь заполнить пустые клетки, если с каждым прожитым годом он кажется все сложнее и таинственнее? Верно? Все-таки мы взрослеем ежеминутно…
Я просто подумала: чем-то привлекательна демонология М. Булгакова, если она даже стала соответствовать рыночному спросу. И кто такие демоны? Языческие боги превратились в демонов, когда появилось христианство… Если присмотреться поближе, история большей частью повторяет саму себя.
Я не профи. Ни в чем. Точно нет… Скорее, дилетант в седьмом поколении… Но, думать-то не запретишь?! Все мы слышали легенды, которыми обросла фигура Воланда - Мефистофеля. Мы склонны принимать его как романтического героя, странствующего по всему пространству захваченных невзгодой земель. Вы же в курсе, как расстраиваются планы, как перевираются новости, какой низкой бывает высокая мораль. .. И знаете вроде бы притягательную силу порядка….Потому Воланд понятен…
Но демоны Маргариты…
Её правда была ужасна. Вы же помните… “Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? …”
Вот для чего людям нужны религия, любовные романы, интернет. Эту правду нигде не прочтешь и не услышишь: человек одинок и всегда будет одиноким, что бы он ни делал, какой бы междусобойчик ни разбавлял собой. Если ты это знаешь, нет никакой пользы в том, чтобы рассказывать об этом другим. Она пыталась наполнить обманчивыми событиями жизнь, в ту пору, когда вообще не было никаких событий…. Она слишком молода… У человека должен быть шанс разочароваться во всем до конца…. Вам это близко?
И еще, я подумала,… нет такой книги, в которой бы не было отголосков каких-нибудь других книг. Говорят, самым серьезным советником на рабочем столе мастера был энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона… А герои великого бала у сатаны, заметьте, каждый (!)… имел своего исторического прототипа …..
История повторяется? Я об этом. О наших фантазиях начать новую жизнь. Или о чьих угодно. Нельзя начать с нуля. Вот я о чем. Всякий наш шаг бесповоротен. Его невозможно отменить. Ни один. Ты думаешь, что когда просыпаешься утром, что вчерашний день не считается…. Но только он и считается. Что у тебя есть кроме него? Твоя жизнь состоит из дней, создана из них. Ни из чего больше. Ты воображаешь, что можно убежать, сменить имя и уж не знаю что еще. Начать все заново. А потом однажды утром, смотришь в потолок и гадаешь, кто это, ты или не ты. Понимаете меня?
Всмотритесь…Маргарита. Её избрание королевой бала - подобно одной из французских королев… Сохранились булгаковские выписки из словаря, посвященные двум французским королевам Маргарите - Наваррской и Валуа. Маргарита Валуа вышла замуж за короля Наваррского - короля Франции Генриха IV. Свадьба закончилась Варфоломеевской ночью, когда погибли тысячи протестантов-гугенотов. Толстяк, повстречавшийся Маргарите по дороге на бал, назвал ее "светлой королевой Марго" и "залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу в Париже, Гессара, и про коньяк..." Гесcap - это издатель писем Маргариты Валуа, ассоциативно оказывается связан с резней гугенотов католиками. Историческая Маргарита Валуа осталась бездетной, и наша Маргарита не могла быть ее потомком. Поэтому сам Булгаков связал её с другой французской королевой - Маргаритой Наваррской, имевшей потомство. Она была "светлой королевой" - известной писательницей, автором сборника "Гептамерон", написанного в духе "Декамерона" Джованни Боккаччо. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, как и наша героиня.
Отметим, что на балу присутствуют и музыкальные гении - король вальсов Иоганн Штраус, в оркестре играют лучшие музыканты мира… Может, и правда, талант - это нечто демоническое?!
Череда гостей, которые проходят перед Маргаритой, подобрана неслучайно. Шествие открывает "господин Жак с супругой", "один из интереснейших мужчин", "убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик", который "прославился тем... что отравил королевскую любовницу". Булгаков конечно, знал, (выписки из Брокгауза и Эфрона), что реальный Кёр не был такой зловещей фигурой, и что обвинения против него остались недоказанными и были порождены наветами должников. Но он сознательно дает негативную характеристику Кёра - человека одаренного. Связь таланта с нечистой силой (в такую связь и в средние века, и позднее обычно верила толпа). В натуре тех, кто предстает перед Маргаритой, добро и зло оказываются переплетены, нерасторжимы.
Люди становятся по-настоящему знаменитыми только из-за чего-то яркого. Архимед – из-за ванны. Христос – потому, что его распяли. Чингисхан – из-за войн… А госпожа Тофана? Сведения о знаменитой итальянке автор "Мастера и Маргариты" почерпнул из того же словаря. "Аква Тофана" - название яда, в дословном переводе - вода Тофаны. Следующая в списке – маркиза де Бренвиллье... Отравила отца, двух братьев и двух сестер и завладела наследством... Московская портниха, организовавшая в своей мастерской дом свиданий, Валерия Мессалина, жена римского императора Клавдия I (10-54)…
Вереница убийц, палачей, развратниц и сводниц не случайна. Воланд, знакомя героиню со злодеями, усиливает демонов ее совести. Но Булгаков как бы оставляет и альтернативную возможность: все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия известий о Мастере и вины перед мужем, подсознательно думающей о самоубийстве. На балу переживания за собственные поступки почти иссякли. Но это было не то состояние смирения, в которое специально вгоняют себя, а понимание, что смирение ничем не поможет…
Вот я и подумала, что книги, подобная этой, создаются не из бумаги. Они - из надежды. Из надежды, что кто-то прочтет; из надежды, что можно изменить мир к лучшему; из надежды, что люди хоть что-то почувствуют. Из надежды, что ты чему-то научишься; из надежды, что ты докажешь свою правоту или докажешь, что ты не прав…
Я поспешила подставить паруса неожиданно повеявшему ветру. И как бы я ни погрузилась в антикварные грезы, мне хочется думать, что в этом есть доля правды. А наша Маргарита… никому не ведомая и ни перед кем не виноватая…. очень непринужденно вошла в наш сегодняшний день… Из прошлого тысячелетия. Точно, из прошлого.