
Все, кто проживает в Москве, да и почти уже в каждом уголке нашей страны знают, что "Москва слезам не верит". Не стоит ехать покорять Москву, если ты не уверенный в себе человек. Примерно так я понимаю эту фразу. Изначально же, выражение появилось во времена феодальной раздробленности на Руси, когда собирали дань в независимости от урожая.
Спустя время, именно этой крылатой фразой режиссёр Владимир Меньшов назовёт свой фильм.
Драматург Валентин Черных написал сценарий для участия в конкурсе на лучший фильм о Москве. История о женщине, которая сначала перед одним мужчиной выдавала себя за обеспеченную москвичку, а потом скрывала от другого, что работает директором фабрики, называлась «Дважды солгавшая».

Сценарий особого интереса ни у кого не вызвал, а вот Владимиру Меньшову очень понравился ход с временным прыжком, когда героиня заводит будильник и засыпает в слезах, а просыпается уже через двадцать лет — и карьера сделана, и дочь выросла…

Эта необычная задумка сценариста сподвигла режиссёра взяться за работу. Сценарий дорабатывать пришлось самому — Валентин Черных наотрез оказался что-то менять.

Как проходили съемки?
Как утверждает сам Владимир Меньшов, его никто не поддерживал в период съемок. Даже его жена Вера Алентова, которая сыграла главную роль в фильме, почти до самого конца не верила в успех картины. Владимир Меньшов постоянно был в напряжении, ему казалось, что он про что-то забыл.

Из-за этого почти всю съемку Меньшов срывался на своей жене. Коллеги на площадке всё это прекрасно видели и даже стали прятать актрису, если режиссёр был не в духе.
На роль Катерины, режиссёр долго не мог выбрать актрису, а когда решил посмотреть свою жену, то понял, что кучу времени он потратил зря.
На роль Гоши пробовались Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и многие другие, но режиссёр ни в одном из них не увидел интеллигентного слесаря. Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», Владимир Меньшов решил пригласить Алексея Баталова. Актёр принял предложение без энтузиазма — и сценарий его не впечатлил, и героем он не проникся…

После премьеры Гоша стал «визитной карточкой» Баталова и объектом восхищения зрительниц нескольких поколений. Но сам актёр по-прежнему относился к нему с подозрением,
Сложным моментом было показать зрителям Москву 1950-ых годов, так как сами съемки были уже в 1979 году. Для этого режиссёр снимал знаковые места, которые бы ассоциировались у телезрителя с послевоенным временем, а именно сталинские высотки.

Роли вахтёрши, которая отвечала на звонки, даже не было в сценарии. Это была полная импровизация актрисы.
При съемке сцены с дракой, Алексей Баталов получил травму кадыка. Настоящие спортсмены, которых пригласили для съёмок, не рассчитали своей силы. Баталов какое-то время лежал в больнице.
После просмотра фильма в Госкино, многие сцены из фильма были вырезаны. Почти под чистую были вырезаны сцены с Олегом Табаковым, частично был урезан разговор Гоши и Николая.

Так же было вырезано несколько сцен с хоккеистом Гуриным.
Госкино запретило показывать хоккеиста Гурина опустившимся пьянчугой.
После обещания завязать он должен был приехать на дачу в крайне неприглядном виде да ещё и со своим собутыльником, и начать препираться с Людмилой из-за трёх рублей. Но киноначальники были против такого развития: все-таки спортсмен, да ещё и игрок сборной, раз сказал, что завяжет, значит — завяжет.

Худсовет картину принял без восторгов, её обвиняли в излишней мелодраматичности и приземлённости, в успех сразу поверил только директор «Мосфильма». Но окончательно прокатную судьбу фильма решил Леонид Брежнев — он пришел от него в восторг, и после этого вся критика не имела значения.
В прокате фильм ждал триумф! За год его посмотрело 85 млн. человек, а 100 стран купили для показа на своей территории. Фильм очень полюбили в Америке, но для американских зрителей лиричная составляющая была на втором плане, они больше восхищались героиней, которая сама себя сделала и осуществила свои мечты. А вот Гошу и переживания из-за него американцы, а особенно американки, не поняли.

В 1981 году "Москва слезам не верит" стал четвёртым советским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Режиссёру фильма Владимиру Меньшову выезд не разрешили, и статуэтку в США получил атташе по вопросам культуры. Режиссёр пытался выяснить из-за чего его не выпускали из страны, но ответа никто не давал.
Только спустя много лет он узнал, что на него было два доноса от коллег: один за восхищение количеством продуктов в заграничном магазине и второй — за удивление отставке Председателя Президиума СССР Николая Подгорного. Вручённый «Оскару» Владимиру Меньшову отдали только спустя 8 лет.
