Портрет миссис Ричард Бринсли Шеридан (1754-1792), около 1785. Национальная галерея искусств Вашингтон
Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 1727 — 1788) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.
![]()
«Автопортрет» около 1758-1759. Национальная портретная галерея, Лондон
В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно. В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах. В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».
Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».
Мистер и миссис Эндрюс. 1750 Национальная галерея, Лондон
Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека» Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.
![]()
Эдвард Вернон, около 1753 года Национальная галерея, Лондон
Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
«Лес Гейнсборо» (1748)
Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. В Бате количество заказов на портреты превышало возможности художника, в 1763 году он даже заболел от переутомления и местная газета 17 октября сообщила о его смерти, признав ошибку на следующий день.
Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.
![]()
Портрет миссис Мэри Грэм. 1777. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
![]()
«Мальчик в голубом» 1770. Библиотека Хантингтона, Сан-Марино
В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон. В Лондоне художник устроил свою мастерскую рядом с залами аукциона Кристи, которые он часто посещал. Это время прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом, президентом Королевской Академии.
Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка. В основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом », портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.
Дама в голубом. около 1780. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![]()
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787) . Chatsworth House, Дербишир, Англия
В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.
В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.
![]()
Портрет миссис Сара Сиддонс (1755-1831), 1785. Национальная галерея, Лондон
К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии — «Диана и Актеон».
«Диана и Актеон» (1785-1788) Британская королевская коллекция
Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».

Дочери Гейнсборо, преследующие бабочку,1756 . Национальная галерея, Лондон
![]()
Дочь Гейнсборо Мэри (1777) Тейт Британия, Лондон
![]()
Портрет Иоганна Кристиана Баха (1735-1782), 1776. Национальная портретная галерея, Лондон

Портрет Карла Фридриха Абеля (1723-1787), немецкий композитор, 1777. Библиотека Хантингтона Сан-Марино ( США )
![]()
Энн Форд (позднее миссис Филипп Толкнес), 1760. Художественный музей Цинциннати, США
Королева Шарлотта, 1781. Музей Staatliches Schwerin
![]()
«Фрэнсис Браун, миссис Джон Дуглас» (1783-84)

Портрет полковника Джона Буллока (1731-1809), начало 1770-х годов . Музей искусств Блантона
![]()
Портрет Анны, графиня Честерфилд, 1777 - 1778. Центр Гетти, Лос-Анджелес
Леди Ллойд и ее сын, Ричард Сэвидж Ллойд, Хинтлешем Холл, Саффолк (1745-46). Йельский центр британского искусства
Семья Грейвенор (1775) Йельский центр британского искусства, США
Джеймс Бейли и семья, около 1784 года, Тейт Британии
Cottage Children (The Wood Gatherers), 1787, Музей искусств Метрополитен
«Деревенская девочка» (1785)
Ричард Дарли, 1783. Коллекции Скарборо
«Утренняя прогулка» (1785) Национальная галерея, Лондон
Пейзаж в Саффолке (1746-1750) Музей истории искусств, Вена, Австрия
«Пейзаж с дояркой» (1754-1756). Йельский центр британского искусства
«Возвращение крестьян с рынка» (1767–1768). Музей искусств (Толидо)
«Водопой» (1777) Национальная галерея, Лондон
«Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом» (1783-1784) Йельский центр британского искусства, США
«Возвращение с жатвы» около 1784 Art Gallery of Ontario
Торговый центр в парке Сент-Джеймс, 1783 Коллекция Фрика, Нью-Йорк
