Основные навыки хорошего продавца
Чтобы быть хорошим продавцом, недостаточно знать технику продаж. Ведущие тренингов для продавцов часто думают, что одной техники будет достаточно и обучают готовым скриптам (шаблонам) продаж, вместо того, чтобы обучать человека быть продавцом, прививая ему полезные навыки.
Разумеется, написать скрипты и передать их продавцу, чтобы он их выучил и применял, значительно легче, чем нарабатывать с ним его ключевые навыки, создать вместе с ним индивидуальный план развития и следить за тем, чтобы он двигался по чётко очерченной траектории. Однако именно это необходимо для того, чтобы продавец был успешным. Если продавец не будет обладать ключевыми профессиональными навыками - не видать ему успеха в работе, как своих ушей.
Ключевыми навыками продавца являются:
- эмоциональный интеллект
- компетентность
- уверенность в себе
- воля к Победе
- креативность
Какие бы скрипты вы не дали продавцу, но если он разговаривает унылым голосом, сомневается в себе, боится отказов, плохо знает то, что продаёт, не обладает настойчивостью и не ощущает себя Победителем, ему никакие скрипты не помогут ему успешно продавать.
Эмоциональный интеллект
Способность понимать свои и чужие эмоции, чтобы в соответствии с этим выстраивать линию разговора и влиять на принятие решений других людей, - самый важный навык успешного продавца.
На 90% успех вашего общения с людьми определяет не то, что вы говорите, а то, как вы говорите! Если вы говорите слишком сухо - вас не поймут. Если вы говорите слишком эмоционально - вас испугаются. Но если вы к твёрдой логике прибавите щепотку эмоций - будет в самый раз. Причём, это надо делать примерно так же, как вы добавляете соль в кашу: не слишком мало, но и не слишком много. Немного жестикуляций, немного улыбки, немного пауз в нужных местах и изменений тональности - и вы сможете достучаться до самого глухого сердца.
Эмоциональный интеллект имеет три этапа освоения:
На первом этапе продавец должен научиться понимать свои и чужие эмоции.
На втором этапе - научиться контролировать свои эмоции: уметь в нужный момент убрать их, проявив выдержку, или, наоборот, проявить эмоции с той долей мягкости или жёсткости, которая требуется.
На третьем этапе - приобрести способность осознанно влиять на чужие эмоции тональностью своего голоса.
Учитесь мягко добавлять эмоциональную окраску в то, что вы говорите, выделяя голосом те или иные важные вещи.
Компетентность
Одной способности вызывать нужные эмоции продавцу для успешных продаж недостаточно. Нужно ещё быть компетентным в том, что вы продаёте. Как минимум, вы должны хорошо знать:
- особенности своего продукта
- потребности вашей целевой аудитории
Как максимум, вы должны хорошо разбираться в широком круге вопросов, касающихся сферы вашей деятельности. Если вы продаёте комплектующие для автомобилей, - вы должны хорошо разбираться в автомобилях, автомобильном рынке и даже истории автомобиля. Если вы продаёте медицинские препараты - будьте добры разбираться во всём рынке медицинских услуг и истории медицины. Ваша компетентность по широкому кругу вопросов внутри сферы вашей деятельности будет видна сразу и существенно увеличит продажи, ибо люди покупают не товары и услуги, а решение каких-то своих проблем, стараясь доверять только компетентным людям.
Вам необходимо постоянно совершенствовать свои знания по своей отрасли.
Компетентность имеет три этапа освоения:
На первом этапе продавец должен получить общее представление о той или иной отрасли.
На втором этапе - понимать ключевую терминологию, историю отрасли и основные трудности.
На третьем этапе - научиться говорить на языке профессионалов отрасли и понимать все подводные камни.
Внедряйте непрерывное самообразование: чтобы успешно продавать, выделите 1 час в день на изучение той отрасли, в которой вы зарабатываете. Не бойтесь потратить какие-то финансовые ресурсы на это. Станьте экспертом №1 в своей нише.
Уверенность в себе
Воспитывайте уверенность в себе. Никого и ничего не бойтесь. Если необходимо, пройдите специальное обучение по выработке навыков уверенности. Чем более вы будете уверены в себе - тем легче и интереснее вам будет продавать.
На пути к успеху в продажах вы можете нарваться на грубость клиентов, неадекватность коллег и самодурство начальства. Не принимайте это близко к сердцу. Невежество людей - это реальность, с которой нужно считаться. Но не надо бояться. То, что приносит боль и разочарование, может приносить наслаждение и радость, если вы воспринимаете проблемы и трудности как ступени лестницы профессионального роста. Смелее действуйте, увереннее. Преодолевайте любые трудности и воспитывайте у себя бойцовские качества.
На рабочем месте у вас должен быть не только компьютер и телефон, но и боксёрская груша или специальный тренажёр для отработки ударов, а также гантели и эспандеры. Если это невозможно, то заведите хотя бы батут для прыжков. Это значительно укрепит вашу веру в себя и внутреннее могущество.
Не жалуйтесь на судьбу, преодолевайте её. Даже если больно. Помните, что путь к звёздам лежит через тернии. Спокойно добивайтесь нужных результатов и ваша уверенность в себе будет расти.
Воля к Победе
Каждая сделка - это битва. Вы можете её выиграть, а можете проиграть. Но если у вас будет воля к Победе, вы будете выигрывать чаще, чем проигрывать. Ваш настрой будет передаваться людям, поэтому если вы настроены на Победу, им ничего не останется, как подчиниться вам. Вы можете принять своё поражение, но если вы не захотите этого - вы сможете победить и добиться успеха.
Победите себя - и затем вы сможете победить весь мир.
Единственное, не надо воспринимать людей как врагов. Помните, что жизнь - игра. Победив, вы должны принести этому миру какую-то пользу, а не разрушить счастье и благополучие других людей. Побеждайте и несите пользу людям.
Креативность
Не пытайтесь впаривать свой товар другим людям. Наоборот, помогайте людям решать мучающие их 'проблемы' и устранять 'боли' своим товаром или услугой. Тогда вы будете успешно продавать.
Не работайте по шаблонам и скриптам. Общайтесь с клиентами как с живыми людьми, а не машинами. Разговаривайте с ними, выясняйте их потребности, боли, разочарования и опасения. Ищите новые и новые способы помогать людям, а не впаривать им свои товары и услуги. Делайте это максимально человечно, доброжелательно и честно.
Это непросто. Для этого нужно обладать повышенной креативностью, состоящей из двух частей:
- нешаблонность мышления
- нестандартность подходов
Шаблонные продажи уже давно не работают. Стандартные подходы уже давно дают сбои. Ищите что-то новое. Выделяйтесь из общей массы. Продавайте то, что никто не продаёт. Продавайте так, как никто не продаёт. Открывайте новые продукты, новые бренды, новые ниши. Ищите там, где ещё никто не догадался искать. Если вы будете ходить протоптанными тропами - вы ничего не найдёте, так как там всё собрано уже до вас. Идите своим путём!
Чек-лист по развитию ключевых навыков
В каждой профессии есть свои ключевые навыки и компетенции. Если вы ничего не продаёте, а занимаетесь управлением, творчеством или чем-то ещё, то вполне возможно вам потребуются какие-то другие навыки. Наработать нужные качества можно с помощью простой пошаговой методики:
- определите ключевые навыки и компетенции для вашей должности
- составьте индивидуальный план развития (ИПР)
- поставьте перед собой высокие цели
- определите ключевые показатели эффективности (KPI)
- действуйте в соответствии с ИПР, регулярно замеряя KPI
Самое главное, не забывайте время от времени сверяться со своими целями и ценностями. Туда ли вы идёте? Даёт ли результат то, что вы делаете? Приносите ли вы пользу обществу? Счастливы ли вы?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/