Теоретическая часть
Уровни развития компании
В зависимости от уровня организационной культуры, масштабности деятельности, компетентности персонала и методов управления можно выделить пять уровней развития компании:
- возникновение компании (стартап)
- неизбежная бюрократизация
- формирование корпоративных ценностей
- формирование организационной культуры
- культ корпоративных традиций
Возникновение компании (стартап)
Первый этап развития компании - рождение. Когда компания только появляется, неизбежно будут возникать трудности с управлением персоналом. Пока отсутствуют регламенты, стандарты и должностные инструкции, каждый сотрудник в отсутствии руководителя занимается тем, чем хочет и так, как хочет, руководствуясь при этом принципом "Я думаю, что так лучше".
Всё, что может сделать руководитель в этой ситуации - устно договориться с подчинёнными о правилах общей игры, нарушать которые не стоит (например, о времени начала рабочего дня или зонах ответственности).
Время существования компании на этом уровне: от одного до нескольких месяцев.
Ряд небольших компаний (преимущественно ИП) с небольшим количеством сотрудников (до 10 человек) может долгое время существовать на этом уровне, но такие компании неизбежно разваливаются с уходом владельца, поэтому в долговременной перспективе они не являются заслуживающими внимания.
Неизбежная бюрократизация
Второй этап развития компании - бюрократизация. На этом уровне в компании появляются регламенты, стандарты, прописываются должностные инструкции и задача руководителя на этом уровне - следить за их соблюдением.
Время существования компании на этом уровне: от нескольких месяцев до нескольких лет.
Ряд компаний может существовать на этом уровне десятилетиями, особенно если являются монополистами в той или иной сфере или финансируются из государственного бюджета. На этом уровне существует также подавляющее большинство государственных предприятий, армий, больниц и образовательных учреждений.
Формирование корпоративных ценностей
Третий этап развития компании - формирование корпоративных ценностей.
Только на этом этапе компания становится перспективной с точки зрения стратегического влияния на рынок, а наёмный персонал превращается из стада баранов в сообщество единомышленников, объединённых единой целью и разделяющих единые этические нормы и принципы, опираясь на которые компания выстраивает своё будущее.
Время существования компании на этом уровне: от нескольких лет до нескольких десятилетий.
На этом уровне существует абсолютное большинство частных компаний, - от самых мелких торговых лавочек до крупнейших производителей и банков. Как правило рядовые сотрудники этих компаний начинают понимать миссию в целом и сознательно регулировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.
Формирование организационной культуры
Четвёртый этап развития компании - формирование организационной культуры.
На этом этапе большинство сотрудников - от самых высших должностей до самых низших, - оказываются включёнными в общее информационное и культурное поле, сформированное предыдущими поколениями сотрудников. Появляется преемственность корпоративных традиций: сотрудники несут корпоративную культуру в свои семьи и на место отцов постепенно приходят работать их сыновья.
Время существования компании на этом уровне: от нескольких десятилетий до нескольких столетий.
Теоретически организационную культуру можно искусственно сформировать в компании за несколько лет, но настоящие традиции будут формироваться очень медленно и пока одно поколение сотрудников не сменится следующим, настоящей корпоративной культуры, влияющей на внутренний мир сотрудников и вдохновляющей их на подвиги, скорее всего не будет.
На этом уровне развития компании рядовые сотрудники хорошо понимают не только миссию, но и стратегию развития компании на годы вперёд, поэтому могут в случае необходимости ставить перед собой цели самостоятельно и руководствоваться при принятии решений собственным мнением.
Культ корпоративных традиций
Пятый этап развития компании - культ корпоративных традиций.
На этом этапе для большинства сотрудников работа и корпоративные ценности становятся смыслом жизни. Именно этот факт делает компанию культовой, а её продукцию, товары или услуги - элитарными. Именно на этом этапе своего развития компания раскрывает весь потенциал своих сотрудников на полную мощность, получая в результате этого мировое признание, известность и сверхприбыли.
Руководитель на этом уровне развития компании становится гуру, который открывает для сотрудников смысл жизни и вдохновляет их на сверхдостижения.
На этом уровне существует небольшое количество наиболее успешных компаний и банков, входящих в мировые индексы (например, индекс Доу-Джонса) и топы (Топ-100).
Вопросы для самопроверки
- Каковы уровни развития компании?
- Каким принципом руководствуются сотрудники при отсутствии регламентов, стандартов и должностных инструкций?
- На каком уровне развития компании персонал превращается из стада баранов в сообщество единомышленников?
- Благодаря чему рядовые сотрудники могут в случае необходимости самостоятельно ставить перед собой цели?
Практическая часть
Упражнение 1.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/