Теоретическая часть
Причины профессионального выгорания
Наёмные сотрудники склонны время от времени впадать в разочарования по разным поводам и снижать показатели эффективности своей работы, вплоть до намеренного саботирования важных дел. Так получается из-за профессионального выгорания, с которым не смог справиться их руководитель.
Основными причинами профессионального выгорания являются:
- усталость
- монотонность
- нестабильность финансового положения
- недовольство результатами своей работы
- непризнание успехов и достижений
- непонимание смысла работы
- разочарование в руководстве
Усталость
Усталость от работы (при условии, что человек работает по призванию и не больше 40 часов в неделю) вызывается двумя причинами:
- обилие стрессов на рабочем месте
- грубость руководителя (если руководитель постоянно гавкает на подчинённых, они быстро устают от такой работы и начинают саботировать дело, поэтому грубых людей не нужно допускать на руководящие должности; руководить должны сильные, но не грубые на слова).
В качестве профилактики усталости можно предложить своим сотрудникам такие меры, как дополнительные перерывы, дополнительные выходные дни, гибкий график работы, укороченный до 6-7 часов рабочий день, дополнительные дни к отпуску и т.д. Очень эффективны также такие меры, как путёвки в дома отдыха, корпоративные выезды в историко-культурные места или на природу, выезды на спортивные мероприятия, сертификаты в спа-салоны, на йогу, массаж, в тренажёрный зал и т.д.
Монотонность
Монотонная работа убивает вдохновение и энтузиазм сотрудников очень быстро.
Постарайтесь разнообразить деятельность сотрудников, которым приходится выполнять монотонные работы. Перераспределите задачи в команде таким образом, чтобы сотрудники больше времени делали то, что им нравится.
Нестабильность финансового положения
Если вы задерживаете сотрудникам заработную плату или платите меньше, чем они заслуживают, будьте готовы к тому, что их работа станет неэффективной. Деньги не являются единственной мотивацией для сотрудников, но когда денег реально не хватает - у сотрудников начинаются сначала проблемы в семье, потом они перекидываются на рабочее место и выливаются в конфликты между сотрудниками. Иногда на пустом месте. С гарантированным наплевательским отношением к делу уже всей команды. Поэтому будьте бдительнее, не допускайте больших просрочек по деньгам и платите достойно. Если денег нет, то постарайтесь сразу собрать сотрудников и объяснить им причины проблем с оплатой их труда, а также наметить ожидаемый срок решения проблемы.
Помните, что если вы будете экономить на сотрудниках - вы не сможете построить реально прибыльный долговременный бизнес и в перспективе окажетесь на обочине, в одной среде с такими же голодранцами, которых воспитывали сами, недодавая им то, что им положено. Платите сотрудникам справедливо, иначе они будут тянуть вас вниз, не давая воспарить вверх ни вам, ни вашему бизнесу.
Недовольство результатами своей работы
Когда сотрудники что-то долгое время делают и не получают нужного результата, они могут разочароваться в работе, приуныть и потерять веру в себя.
Для профилактики этого снижайте KPI (особенно, если показатели эффективности завышены или их невозможно выполнять из-за внешних факторов), пересмотрите задачи и цели, которые вы ставите перед сотрудниками и обсудите промежуточные этапы достижения результатов.
Непризнание успехов и достижений
Когда руководитель не хвалит, игнорирует или ругает сотрудников, несмотря на их явные успехи или достижения - это сильно бьёт по их мотивации. Непризнание успехов и достижений - прямой путь к потере ценных сотрудников.
Поэтому нужно время от времени хвалить сотрудников, интересоваться у них, как идут дела в семье и на работе (потому что семейные отношения сильно отражаются на эффективности в работе), узнавать, что им нужно для более эффективной и слаженной работы.
Непонимание смысла работы
Когда сотрудники не понимают, ради чего работают и не видят перспектив в будущем, они быстро теряют энтузиазм и начинают плохо работать. Сотрудникам важно понимать, зачем они делают свою работу и как она соотносится с целью и миссией всей компании.
В качестве профилактики нужно время от времени напоминать сотрудникам конечную цель вашего бизнеса и перспективы развития. У сотрудников всегда перед глазами должна быть не только должностная инструкция, но и прописанная долговременная цель компании, миссия и стратегия её достижения.
Для ключевых сотрудников можно использовать такой инструмент, как коучинг. В частности, нужно прорабатывать такие вопросы, как:
- Зачем мне делать свою работу? Что она даёт лично мне?
- Что лучше: потерпеть неудачу или вовсе не попробовать?
- Что я делаю иначе, не так, как другие сотрудники? В чём моя уникальность?
- Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?
С помощью коучинга можно воспитать отличного самомотивирующегося сотрудника.
Вдохновляйте своих сотрудников на достижения, показывая им открывающиеся перспективы и зажигайте их новыми идеями.
Разочарование в руководстве
Когда руководство ведёт себя недостойно (ворует, хамит, игнорирует потребности сотрудников и т.д.), а также не заботится о соответствии своих поступков и провозглашённых ими корпоративных ценностей и целей, то сотрудники неизбежно начинают испытывать разочарование в руководстве.
Руководитель должен быть примером для своих сотрудников. Как ведёт себя руководитель - так со временем будут вести себя и подчинённые. Руководитель своими поступками и словами всегда даёт санкцию для остальных сотрудников, что так вести себя нормально. Поэтому проявляйте больше уважения к сотрудникам, делайте меньше глупостей и следите за своим языком.
Вопросы для самопроверки
- Каковы основные причины профессионального выгорания?
- Каковы причины усталости?
- К чему приводит экономия на зарплатах сотрудников?
- Какие вопросы нужно проработать в коучинге, чтобы воспитать самомотивирующегося сотрудника?
Практическая часть
Упражнение 1.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/