Теоретическая часть
Интеллектуальный потенциал
Интеллектуальный потенциал - не менее важный актив компании, чем люди или финансы. И точно также, как можно управлять людскими ресурсами и финансовыми потоками, можно рулить информационными потоками, обеспечивая персонал компании актуальными данными и полезными сведениями в профессиональной сфере. При этом, интеллектуальный потенциал компании заключается не в том, сколько информации накоплено в архивах, а в том, насколько эта информация используется по назначению и обеспечивает рост прибыли.
Процесс формирования интеллектуального потенциала компании складывается из 5 составляющих:
- поиск информации
- хранение информации
- обеспечение доступа сотрудников к информации
- защита информации от несанкционированного доступа
- использование имеющейся информации для личностного и профессионального роста сотрудников, а также в целях осмысленного принятия решений и изобретений новых продуктов
С точки зрения управления организацией, суть работы с информацией в компании заключается в том, чтобы собрать, сохранить, интегрировать и трансформировать в активы всю полезную и актуальную информацию в сфере стратегических интересов компании.
Задачи руководителя по управлению информационными потоками
1. Руководитель должен формировать систему сбора, хранения и проверки информации.
Обычно одну и ту же информацию сотрудники ищут и проверяют по несколько раз, если нет доступной системы сбора и хранения информации. На это уходит время, которое сотрудники могли бы потратить на более важные для компании дела.
2. Руководитель должен формировать культуру непрерывного обучения внутри компании и поощрять открытый обмен информацией между сотрудниками внутри компании.
Разумеется, далеко не все сотрудники желают делиться той информацией, которой владеют, так как опасаются потерять должность, утратить свой статус эксперта или просто не хотят тратить на это время. Поэтому необходимо сознательно формировать такую атмосферу, в которой делиться знаниями друг с другом было бы комфортно: атмосферу уважения, доверия, приоритета разума и мудрости.
3. Руководитель должен выявлять носителей полезной информации и создавать для них условия, при которых они могли бы делиться своими знаниями с менее опытными коллегами.
Носителями реального опыта, секретов мастерства, уникальных знаний, редких впечатлений и житейской мудрости являются, как правило, люди пожилые, проработавшие в отрасли десятки лет. Не всегда их знания можно задокументировать и сохранить в виде инструкций. Поэтому можно использовать такие практики, как:
- наставничество
- форумы внутри организации
- сторителлинг (рассказывание полезных историй)
4. Руководитель должен следить за тем, чтобы информация использовалась надлежащим образом: не для пустого времяпрепровождения, а для развития личных качеств и профессиональных навыков, для улучшения продуктов и эффективного принятия решений.
Если информация не ведёт к увеличению числа изобретений, сертификатов, дипломов и не способствует внедрению новых продуктов или улучшению старых - это пустая информация.
Чтобы эффективнее внедрять новые знания в работу компании, оценивайте:
- Какую пользу дают сотрудникам пройденные тренинги и прочитанные книги?
- Внедряются ли полученные знания в работу компании и увеличивает ли это доходы компании?
- Насколько эффективнее становится работа сотрудников после знакомства с той или иной информацией?
Формирование корпоративного университета
Если компания небольшая (до 100 сотрудников) - имеет смысл создать корпоративную библиотеку и организовывать время от времени выступления опытных экспертов в формате "открытых диалогов за чашкой чая".
Если в компании работает более 100 сотрудников - имеет смысл создавать помимо корпоративной библиотеки ещё и корпоративный университет, который на постоянной основе мог бы быть "кузницей кадров".
Вопросы для самопроверки
- Что такое интеллектуальный потенциал?
- Каков процесс формирования интеллектуального капитала?
- Каковы задачи руководителя по управлению информационными потоками?
- В каких компаниях имеет смысл создавать корпоративный университет?
Практическая часть
Упражнение 1. Аудит интеллектуального потенциала компании
Для аудита интеллектуального потенциала компании задайте себе следующие вопросы:
- Где в настоящее время хранятся данные?
- Кто из сотрудников отвечает за архив?
- Где, кем и как создаются данные, которые вы храните?
- Кто, как и какими методами их систематизирует и проверяет?
- Насколько данные полезны, доступны и актуальны?
- Существует ли разрыв между потребностью в информации и её доступностью?
- Какие методы вы применяете для распространения информации?
- Какими возможностями для личностного и профессионального роста располагают сотрудники?
- Как сотрудники относятся к открытому обмену информацией?
- Какая информация необходима для улучшения эффективности работы компании?
- Насколько доходны проекты, внедрённые под влиянием архивной информации?
- Какие знания и навыки нужны сотрудникам для улучшения работы с данными?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/