Теоретическая часть
Особенности интенсивного обучения
Чтобы получить понимание в той или иной новой области за короткое время требуется не просто посвятить изучению того или иного раздела какое-то время, а полностью погрузиться в изучение предмета не отвлекаясь ни на что другое. Такое обучение называется интенсивным.
Интенсивное обучение намного эффективнее обычного, общепринятого, однако предполагает работу с большими объёмами информации и всегда сопряжено с психофизическими нагрузками. Поэтому при неправильном подходе к работе возможны такие побочные эффекты, как усталость и стресс. Чтобы оптимизировать учебный процесс во время интенсива, необходимо:
- удобное место
- комфортная температура
- доступ свежего воздуха
- десятиминутные и/или получасовые перерывы на физические и дыхательные упражнения (идеальный вариант - йога + нейрогимнастика)
Идеальная модель обучения во время интенсива: 3 часа (40 минут работы - 10 минут отдыха - 40 минут работы - 10 минут отдыха - 40 минут работы - 30 минут отдыха) + ещё 3 часа (40 минут работы - 10 минут отдыха - 40 минут работы - 10 минут отдыха - 40 минут работы - 30 минут отдыха). В конце каждого трёхчасового блока - обязательно краткое подведение итогов и заполнение индивидуального вопросника:
- Что нового я узнал?
- Что из этого я планирую внедрить в течении ближайших 48 часов?
- Что является ключевым, самым важным из того, что я узнал?
Алгоритм эффективного обучения
Для лучшего усвоения информации необходимо:
1. Поставить перед собой конкретную цель.
Вне зависимости от объёма информации (статья, книга, целая наука, область знаний) - начинать нужно с постановки цели:
- Зачем мне эта информация?
- Что она даст в перспективе?
Если нет цели - будет непонятно, как именно работать с информацией (одну и ту же информацию можно по-разному анализировать, отделять важное от неважного и получать разные результаты).
2. Найти и обработать доступную информацию.
Результатом обработки информации должен быть рабочий конспект со структурой.
В вопросах интенсивного обучения новым областям знаний самое важное - это структура. Если вы понимаете структуру той или иной области знаний (то есть, основные объекты и отношения между ними, а также терминологический аппарат), то вы легко и быстро разберётесь с частностями. Поэтому вне зависимости от источника информации (книга, лекция, бизнес-тренинг, обучающий курс и т.д.), необходимо сначала создать общую структуру и выделить основные мысли, и только потом анализировать частности.
При линейном обучении (от первой главы - к последней или от начала лекции до конца в хронологическом порядке), разобраться и запомнить что-то бывает очень сложно, так как отдельные факты плохо связываются друг с другом, если у вас нет в голове готовой структуры, и быстро забываются. Поэтому, чтобы связать отдельные факты друг с другом и надолго запомнить их, нужно изучать ту или иную область знаний последовательно, - но не линейно, а радиально:
- сначала общая структура (первый концентрический круг)
- потом терминологический аппарат (второй концентрический круг)
- потом подробная классификация (третий концентрический круг)
- и только потом отдельно взятые факты, события и мнения (четвёртый концентрический круг)
Последовательность освоения новых знаний
При таком подходе любая новая информация будет наслаиваться на структуру тех знаний, которые уже есть в голове и связываться с уже известными фактами, образуя богатый узор связанных друг с другом знаний.
3. Погрузиться в частности.
На готовую структуру знаний, терминологический аппарат и подробную классификацию нужно наслаивать отдельные факты. Тогда они лучше запоминаются и легче воспроизводятся. Именно на этом этапе нужно читать учебники и составлять по ним конспекты, не раньше. Иначе не на что будет нанизывать факты, изложенные в книге, и вы впустую потратите время.
4. Несколько раз воспроизвести.
Если при общепринятом подходе к образованию используется такой метод, как многократное повторение, то при интенсиве используется другой метод - воспроизведение. То есть, проговаривание вслух, пересказывание или составление письменного отчёта.
Наиболее эффективно пересказывание.
Если вы узнали о чём-то новом (узнать - значит понять, а не просто услышать) и никому об этом не расскажете - с очень большой вероятностью вы и сами об этом забудете. Если же расскажете - у вас в памяти останется гораздо больше. Поэтому секрет запоминания не в том, чтобы многократно повторять одну и ту же информацию, а в том, чтобы несколько раз пересказать её вслух, для других.
Если вы хотите что-то надолго запомнить, не нужно многократно перечитывать или переслушивать эту информацию: всё равно она останется в кратковременной памяти и забудется через несколько дней. Чтобы информация перешла в долговременную память и хранилась там, нужно несколько раз вслух воспроизвести её по памяти, - для мозга это сигнал о том, что данная информация может пригодиться в будущем и он запомнит её.
Вопросы для самопроверки
- В чём заключаются особенности интенсивного обучения?
- Что необходимо для того, чтобы оптимизировать процесс обучения?
- Какова идеальная модель обучения во время интенсива?
- Каков алгоритм эффективного обучения?
- В чём заключается секрет запоминания?
Практическая часть
Упражнение 1. Алгоритм самообразования
Берите любую область знаний (например, методологию управления) - выстраивайте структуру (древо знания) - и начинайте её наращивать по следующей схеме:
1. Открывайте первую книгу и выстраивайте по ней общую структуру основных тем и их связей.
2. Вычленяйте основную идею и ключевые термины (теги)
3. Бегло знакомьтесь с каждым ключевым термином по отраслевой энциклопедии или Википедии
4. После этого тщательно прочитайте и законспектируйте последовательно каждую главу
5. Открывайте следующую книгу и дополняйте, если потребуется, общую структуру основных тем и связей
6. Вычленяйте основную идею и ключевые термины (теги)
7. Бегло знакомьтесь с каждым новым ключевым термином по отраслевой энциклопедии или Википедии
8. После этого тщательно прочитайте и законспектируйте последовательно каждую главу
Так, от книги к книге, у вас будет формироваться глубокое понимание выбранной темы.
Дополняйте книги, если есть возможность, общением с экспертами и собственными размышлениями.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/