Показная и непоказная нравственность
Принимая то или иное важное решение человек всегда руководствуется либо соображениями выгоды, либо велениями совести. В ряде случаев соображения выгоды и веления совести могут совпадать в том или ином вопросе, однако чаще всего они противоположны друг другу и тянут человека в разные стороны: первое - в сторону обмана и безнравственности, второе - в сторону помощи и нравственности.
Разумеется, нравственность нравственности рознь.
Существует целая иерархия нравственности, - путь восхождения от самых основ до самых высот:
Первая ступень - очень низкая, корыстная нравственность (выполнение правил приличия из-под палки)
Вторая ступень - средняя, показная нравственность (поиск одобрения со стороны других людей)
Третья ступень - высокая, бескорыстная нравственность (внутренняя мораль)
Первая ступень лестницы нравственного развития
На первой ступени лестницы нравственного развития человек придерживается норм общепринятого поведения с двумя мотивами:
- либо чтобы избежать наказаний
- либо чтобы заслужить поощрение
Как правило, такой уровень развития нравственности характерен для детей и подростков, а также инфантильных и эгоистичных людей, которые живут для себя и не хотят даже слышать об интересах других людей. Всё, что они делают хорошего для общества - они делают либо из страха наказания, либо с целью извлечения какой-либо выгоды для себя.
Для такого человека характерно требовать от других людей проявлений высокой нравственности, почти героизма, даже если они не имеют физической возможности проявить себя как герои.
Вторая ступень лестницы нравственного развития
На второй ступени лестницы нравственного развития человек придерживается общепринятых норм уже с совершенно иными мотивами:
- либо чтобы получить поддержку от значимых людей
- либо чтобы получить одобрение от той социальной группы, к которой человек себя причисляет
Это более высокий уровень нравственности, характерный для большинства взрослых людей, как семейных, так и несемейных. Естественно, семейные люди, как правило, более социализированы, а следовательно и более нравственны.
Такой человек как правило требует от других не меньше, чем делает сам, но и большего не требует.
Третья ступень лестницы нравственного развития
На третьей ступени лестницы нравственного развития человек придерживается общепринятых норм уже сообразуясь исключительно со своими внутренними мотивами:
- либо чтобы выполнить добровольно взятые на себя общественные обязательства
- либо потому что совесть велит
Это наиболее высокий уровень нравственности, характерный для воинов, священнослужителей, йогов, философов, врачей и учителей. Это люди, которые совершенно бескорыстно могут помогать другим, рискуя своей жизнью, карьерой или богатством, потому что так велит им их долг. Всё, что они делают - они стараются делать по совести, справедливо.
Человек, находящийся на третьей ступени лестницы нравственного развития требует что-либо только от самого себя, а остальным позволяет жить так, как они хотят, если они, конечно, не представляют угрозу для общества и никому не мешают жить.
Куда приводит безнравственность
Если нравственность - это исторически сложившаяся в обществе система неписанных законов и правил поведения, основанная на базовых общественных ценностях (свобода, справедливость и т.д.), то безнравственность - это нежелание придерживаться общепринятых норм поведения, что влечёт за собой наказание со стороны общества. Соответственно, безнравственность - это путь к несчастливой и одинокой жизни, тогда как нравственность - это путь к счастью и признанию.
Секрет счастья - в умении доставить радость и себе и людям вокруг. Для этого нужно организовать свою жизнь таким образом, чтобы выявить свои таланты и использовать их на благо всего общества. Чем больше человек делает для других людей - тем больше его уважают и почитают. И поскольку мерилом человеческого достоинства является общественно полезный труд, то и нравственность человека определяется тем, сколько добра приносит его деятельность всему обществу.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/
Рекомендую также для расширения кругозора познакомиться с моим авторским переводом наставлений мудреца Чанакьи: http://samlib.ru/l/lawrow_w_s/pouchenijamudrecachanakxi.shtml