Теоретическая часть
Что такое память?
Память - это одна из высших психических функций головного мозга, присущая всем животным, имеющим нервную систему. Однако наиболее развита память именно у человека, поскольку из всех живых существ только человек может получать и запоминать информацию через чтение.
Память предназначена для того, чтобы накапливать, сохранять и воспроизводить всю важную, интересную и необходимую информацию. Из этого вытекают три функции памяти:
- накопление информации
- сохранение информации
- воспроизведение информации
+ Показателями эффективности работы памяти являются её объём, полнота, длительность, точность и скорость воспроизведения.
Два основных вида памяти
Память бывает кратковременная и долговременная.
Пионер в исследовании человеческой памяти, немецкий психолог Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной его методикой являлось заучивание длинных бессмысленных списков слов или слогов), вывел несколько фундаментальных закономерностей в работе памяти:
1. Под влиянием времени ряды слов или слогов, однажды заученные, забываются.
2. Чем больше объём заучиваемого материала, тем больше усилий требуется для запоминания.
3. При повторении материала в памяти сохраняется больше информации.
И самое важное из его открытий состояло в том, что если список заучиваемых слов не очень велик (в среднем около 7 слов), то его удаётся запомнить сразу после первого же прочтения. Именно такой объём памяти характеризует кратковременную память.
Долговременная же память может хранить несоизмеримо большие объёмы информации.
Образование ассоциативных связей
В головном мозге человека постоянно формируются ассоциативные связи между отдельными событиями, фактами, предметами и явлениями. При наличии ассоциативной связи между двумя объектами, сталкиваясь с одним из них, мы невольно вспоминаем и второй.
Так происходит из-за особенностей работы памяти, которая сохраняет не только образы самих объектов, но и связи этих объектов с другими объектами или явлениями, фактами и эмоциями. Например, если мы слушаем приятную музыку и в этот момент нас кто-то сильно обидит, наш мозг начнёт эту музыку ассоциировать с обидой, и в следующий раз когда вы услышите эту музыку, благодаря ассоциативным связям невольно возникнет ощущение обиды. Поэтому если вы хотите быстро запомнить какую-либо новую информацию, свяжите её с тем, что вы уже знаете.
Развитие памяти
Развивая свою память, мы в целом улучшаем все свои интеллектуальные и творческие способности:
- сосредотачиваясь на объекте для запоминания, мы улучшаем концентрацию внимания
- развиваем мышление
- активизируем творческие способности
- защищаем мозг от возрастных изменений
То, что мы не используем, мы теряем (это хорошо видно на примере физических упражнений). Поэтому если постоянно тренировать свою память, давая себе хотя бы минимальные интеллектуальные нагрузки, мозг всегда будет оставаться в тонусе и память тоже будет оставаться хорошей в течении долгого времени.
+ Секрет хорошей памяти не в том, чтобы уметь запоминать, а в том, чтобы уметь вспоминать.
Вопросы для самопроверки
- Что такое память?
- Каковы функции памяти?
- Чем кратковременная память отличается от долговременной?
- Как образуются ассоциативные связи?
- Что даёт развитие памяти?
Практическая часть
Упражнение 1. Развиваем память методом Пифагора
О том, как развивать свою память, рассказывал ещё древнегреческий математик Пифагор. Он рекомендовал своим ученикам ежедневно по вечерам, перед сном, прокручивать в уме все события минувшего дня, стараясь вспомнить всё до мельчайших деталей. Его ученики, годами тренируя таким образом свою память, могли без труда запоминать огромные куски текста, ряды случайных цифр, сложные цветовые гаммы и т.д.
Кстати, этот метод развивает не только память, но и внимание, воображение и аналитические способности. Поэтому этот метод сейчас нередко используется для подготовки сотрудников спецслужб.
Упражнение 2. Развиваем память методом Айвазовского
Знаменитый художник Иван Айвазовский обладал фотографической зрительной памятью и мог по памяти нарисовать единожды увиденный пейзаж. Вы можете так же натренировать свою память.
Взгляните на любой предмет, пейзаж, иллюстрацию, человека. В течении нескольких секунд постарайтесь максимально ясно запомнить все детали, а потом закройте глаза и представьте выбранный предмет во всех деталях. Через некоторое время откройте глаза на пару секунд, дополните свой образ новыми мелкими деталями и снова закройте глаза, максимально ярко представляя себе все мельчайшие детали предмета.
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/