Согласно обнаруженным документам, в возрасте десяти лет Андреа привлёк внимание местного художника и коллекционера старины Франческо Скварчоне. Скварчоне взял юное дарование под свою опеку и определил его в художественную мастерскую, где развивал его живописные способности. Уже в неполные семнадцать лет Мантенья получает заказ на создание росписи главного алтаря в Церкви Святой Софии в Падуе. Фрески свидетельствуют о мастерстве опытного художника, а не начинающего живописца. Впоследствии ему поручают оформление Капеллы Святого Христофора в Падуе. В 1454 году Андреа вступает в брак с Николозой Беллини, породнив тем самым две художественные династии: отец Николозы – Якопо – был знаменитым в Венеции живописцем, а два её родных брата – Джованни и Джентиле – прославились в XV столетии как выдающиеся художники Италии.
Достигнув известности, в 1460 году Мантенья переезжает в Мантую и становится придворным художником при дворе маркиза Гонзага. В течение последующих восьми лет он путешествует по Италии, а в 1488 в Риме получает предложение от папы Иннокентия VIII расписать его капеллу. После почти трёх лет работы Мантенья удостаивается рыцарского звания и возвращается в поместье Гонзага, где и остаётся вплоть до конца своих дней. Умер Мантенья в 1506 году в возрасте 75 полных лет. Одной из главнейших работ Мантеньи считается роспись Капеллы Оветари в Церкви Эремитани в Падуе. К сожалению, церковь была разрушена во время Второй Мировой войны. Однако сохранились некоторые эскизы к фрескам. Работы велись в течение шести лет несколькими живописцами, но стиль Мантеньи, по утверждению многих искусствоведов, был среди них ведущим.
1 картина. «Паллада, Изгоняющая Пороки из Сада Добродетелей»
-
Дата создания: примерно 1499-1502 годы
-
Размеры: 192 х 160 сантиметров
-
Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Это произведение искусства было создано Мантеньей по заказу герцогини Мантуи, которую он представил в образе Минервы (Афины). На картине Паллада энергично врывается в пространство, сметая преграды и направляя свой взгляд к небесам, где среди облаков парят Умеренность, Правосудие и Мужество. Позади неё женский образ трансформируется в дерево, обвитое свитком с мольбой к Добродетелям о возмездии над Пороками.
С правой стороны Неблагодарность и изнуряющая Жадность волокут расплывшееся Невежество, а следом за ними идут сатир и кентавр, несущий на себе обнажённую женщину, олицетворяющую Чувственную Любовь. Обезьяна, держащая мешки со злом, символизирует безграничную Ненависть, Злобу и Коварство, а Леность ведёт на привязи беспомощную Праздность. Женщины в синих и зелёных одеяниях, находящиеся рядом с Палладой, предположительно обозначают Диану и Невинность.
Противоположность добродетелей и пороков часто изображается в виде битв, например, между Верой и Идолопоклонством, Смирением и Высокомерием, или Невинностью и Похотью, либо они противопоставлены друг другу в отдельных нишах, как, например, в цикле фресок Джотто ди Бондоне. Начиная с эпохи Возрождения, Минерва, Аполлон, Диана и Меркурий неизменно выступают на стороне Добродетелей, а Венера и Купидон – на стороне Пороков.
2 картина. «Святой Георгий»
-
Дата создания: примерно 1446 год
-
Размеры: 66 х 32 сантиметра
-
Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
Андреа Мантенья, породнившийся с известной семьёй венецианских художников Беллини, был супругом Николозы – дочери Якопо (автора эскиза упомянутого выше грациозного рисунка латного героя), который также приходился отцом двух братьев – Джентиле и Джованни – тоже художников. По своему таланту и признанию мастер ничуть не уступал своим прославленным родственникам. Более того, именно его считают одним из тех, кто оказал значительное влияние на венецианскую живопись конца XV столетия. Местом рождения Мантеньи является Изола ди Картуро, расположенная на Терраферме, в регионе Венето. Увлечённый идеями гуманистов, посещавших антикварный магазин его отчима в Падуе, он испытывал гордость за богатое прошлое родной земли. Ещё не достигнув тридцатилетнего возраста, он создал выдающийся алтарь для Церкви Сан-Дзено в Вероне, который принёс ему широкую известность. Творец успешно работал в Падуе, а также занимал должность придворного живописца у мантуанских правителей Гонзага. Его современники восхищались его техническим мастерством, «превосходным рисунком» и особенно умением изображать сложные ракурсы, опираясь на принципы геометрической перспективы.
В произведении «Святой Георгий» эффект лаконичной композиции возникает благодаря контрасту между удалённым планом, который углубляется из-за извилистой дороги, и отважной фигурой молодого воина в доспехах, словно выходящего из рамы навстречу зрителю и возвышающегося над поверженным им драконом. Есть версия, что картина «Святой Георгий» является частью утраченного ныне полиптиха.
3 картина. «Поклонение Пастухов»
-
Дата создания: после 1450 года
-
Размеры: 40 х 55,6 сантиметров
-
Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Творчество Мантеньи являет крупного, по сути, первого по-настоящему ренессансного мастера в Северной Италии. События христианской истории Мантенья воспринимает как что-то очень близкое, поэтому в его картине много живых подробностей – поза задремавшего Иосифа, изодранные одежды пришедших издалека пастухов, простонародные лица этих людей. Но в то же самое время, изображая взрослых участников сцены, художник немного изменил обычные человеческие пропорции, наделив персонажей небывало высоким ростом. Главные действующие лица приближены к зрителю, в то время как пейзаж резко уходит вдаль, что подчёркивает торжественность всей сцены.
Пейзаж с его суровым каменистым ландшафтом, отличающим многие картины Мантеньи, усиливает впечатление мощи полотна. Сцена поклонения разворачивается на площадке, напоминающей нам горное плато, вдали изображена скала, справа – опиленное дерево с чуть отросшими ветками, гора, почти лишённая растительности, и только вдали виден зеленеющий холм. Живопись Мантеньи – яркая и сухая, словно овеянная горячим ветром, а воздух до того прозрачен, что видны мельчайшие подробности вдали. У художника священная история преображает землю, он словно напоминает, что после пришествия Иисуса Христа всё лицо этого мира полностью изменилось, и человек больше не сможет жить так, как прежде: он должен стать сильнее. Удивительно, что такое впечатление производит совсем небольшая, как и многие станковые работы Мантеньи, картина, недаром он прославился как монументалист.
4 картина. «Святой Себастьян»
-
Дата создания: примерно 1480 год
-
Размеры: 257 х 142 сантиметра
-
Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
В числе великолепных полотен на духовную тематику у Андреа Мантеньи есть серия из трёх созданных в разное время картин под одинаковым названием – «Святой Себастьян». Наиболее известная из них – вторая работа 1480 года, ныне хранящаяся в парижском Музее Лувр. Себастьян – в наши дни канонизированный святой, а ранее – в промежуток III-IV веков – солдат легиона и последователь христианского учения. Правивший император Диоклетиан был против Иисуса Христа и его приверженцев, жестоко преследовал их. Узнав, что среди его легионеров появился проповедник новой веры, он приказал его соратникам застрелять отступника стрелами до смерти.
Как доносит история, христианин выжил, его выходила жена или ещё одна сторонница Христа. Мужчина продолжил дело проповедования, что привело к повторной казни. В этот раз его забили камнями до омертвления и сбросили тело в сточную канаву города. По наставлению ангела тело было найдено христианкой Лукиной, похоронившей его в катакомбах. Изображение мученичества Себастьяна – довольно распространённый религиозный сюжет у живописцев. Но каждый видит и показывает зрителям разные грани духовного подвига человека и его значение для истории. Мантенья пишет святого как мужественного человека.
Вся нижняя часть его туловища изрезана стрелами лучников. Ноги привязаны к разрушающейся античной статуе. Это знаковый символ – падение греко-римских идолов, уход в небытие язычества. Подле «статуи» мученика видны остатки полностью уничтоженного мраморного героя. Убиваемый силён, его глаза с верой устремлены к небу, лицо исчерчено морщинами как свидетельство мудрости и знания. Мантенья уделял много внимания деталям в изображении тела, архитектуры и заднего фона. Изумительная подробность описания отступает лишь перед гениально воплощённой идеей становления христианства путём пролития крови мучеников.
5 картина. «Успение Девы Марии»
-
Дата создания: примерно 1462 год
-
Размеры: 54 х 42 сантиметра
-
Место нахождения: Музей Прадо (Мадрид, Испания)
Андреа Мантенья – представитель падуанской школы живописи – отличался от других мастеров итальянской эпохи Возрождения своим суровым и угловатым стилем.
Дева Мария изображена лежащей на кровати, укрытой алым бархатным покрывалом, на заднем плане творения – спокойный пейзаж, виднеющийся из-за высокого окна в стене. Апостолы воскуривают благовония и исполняют похоронные песнопения. Их всего одиннадцать, так как святой Фома, согласно одному из апокрифов, опоздал на похороны. Иконографические правила соблюдены лишь поверхностно. Нимбы, как символы святости, представлены в виде дисков, прикреплённых к головам и меняющих положение в зависимости от движения тел. Такое пластическое решение в изображении почти неподвижных апостолов и строгая перспектива свидетельствуют о глубоком знании художником геометрических законов.
6 картина. «Триптих с Поклонением Волхвов, Обрезанием и Вознесением»
-
Дата создания: 1460-1464 годы
-
Размеры: 86 х 161,5 сантиметр
-
Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Андреа Мантенья – художник, в живописи которого уже за несколько десятилетий до начала Высокого Возрождения чувствовались приближающиеся шаги этого мощного искусства. Триптих был написан по заказу маркграфа Лудовико Гонзага для капеллы при его фамильном дворце в Мантуе (для этого семейства живописец будет работать всю оставшуюся жизнь). Миниатюрное письмо алтарного образа, обилие дивных подробностей, такое характерное для искусства Раннего Возрождения, соединяются здесь с той мощью и монументальностью, которые были присущи уже следующему этапу итальянской живописи. В результате небольшой живописный алтарь производит такое же впечатление, как и настенные росписи Мантеньи во дворце Гонзага. И в то же время триптих хочется рассматривать, словно драгоценность из шкатулки.
В центральной части художник представил сцену «Поклонения Волхвов»: среди столь любимого им каменистого пейзажа движется длинная процессия людей в роскошных одеяниях. Они идут поклониться Младенцу, сидящему на коленях Девы Марии. Вокруг вьются ангелы. Сухое и яркое письмо Мантеньи заставляет изображение буквально сиять, ещё и благодаря особому «воздуху» в картинах – совершенно прозрачному, разрежённому, какой бывает только высоко в горах. Поэтому в созданном художником мире видно всё: и тропинку вдали, и светлый замок, к которому она ведёт, и шерсть верблюда, и жёсткие травы, и тоненькие золотые нити, которыми пронизаны одежды. И в то же время сцену можно представить развёрнутой во всю стену капеллы. Мантенья это знал и, чтобы усилить эффект монументальности изображённого, написал его на вогнутой поверхности.
В сцене «Обрезание» (справа) художник старательно выписал орнамент стен, композиции в люнетах – «Жертвоприношение Исаака» и «Моисей, Вручающий Народу Скрижали Завета», корзину с голубками в руке Иосифа, поднос с принадлежностями для обрезания, который мальчик протягивает первосвященнику. Трогателен образ маленького Иоанна Крестителя, который сосёт палец, держа в другой руке надкушенный бублик. Вся эта детально прописанная сцена подошла бы и для большой фрески. И только в третьей композиции – «Вознесение» (слева) – почти нет тщательно изображённых подробностей, она аскетичнее и мощнее, в ней опять виден каменистый ландшафт, и даже облако, на котором стоит Христос, кажется будто бы вырезанным из мрамора. Но, как и прежде, тонко переданы чувства персонажей: изумление и надежда Марии и апостолов, лёгкая грусть и обещание встречи на небесах во взгляде Спасителя.
7 картина. «Мёртвый Христос»
-
Дата создания: 1490 год
-
Размеры: 68 х 81 сантиметр
-
Место нахождения: Пинакотека Брера (Милан, Италия)
Живописец итальянской эпохи Возрождения Андреа Мантенья писал оригинальные полотна, которые отличались от традиционных для эпохи классических работ резкой и жёсткой манерой. «Мёртвый Христос» – скорбная картина, изображающая собой евангельский сюжет оплакивания распятого Иисуса, написана она просто и легко. Но перспектива здесь заметно трансформирована. А сам способ представления нам мёртвого Божьего Сына разительно отличен от аналогичных картин других художников. Мантенья первым поместил тело Христа на холсте лежащим ногами к зрителям. При этом ноги кажутся непропорционально маленькими в сравнении с его головой. Таким способом живописец представил закон перспективы не бездушным жёстким требованием, а пластичной величиной, служащей идеям конкретной композиции, и подчиняющейся желаниям художника.
Мантенья хотел сделать акцент на голове Спасителя, поэтому написал её крупнее. Выражение на лице Иисуса – композиционный центр: кажется, что лицо не мертво, а погружено в глубокий сон. Аллегорически выражена вера в воскрешение. Рыдающие лица Иоанна Крестителя и Марии написаны очень грубо: они морщинистые, скорченные от печали. Изумительно передана трагедия: глядя на картину «Мёртвый Христос» физически ощущаешь ком в горле и давящую боль в душе.
Много внимания уделил художник прорисовке складок белой простыни, укрывающей тело. Вся цветовая палитра картины отличается сдержанной аскетичностью. Тело Христа исполнено величия, пугающе реалистично выглядят стигматы на Его конечностях. Атмосфера полотна траурная, но предвосхищающая скорое божественное чудо. Историки полагают, что «Мёртвый Христос» – это одна из многочисленных авторских копий, оригинал же был утерян. При жизни художник очень дорожил именно этой своей работой, храня её у себя дома.
8 картина. «Парнас»
-
Дата создания: 1497 год
-
Размеры: 160 х 192 сантиметра
-
Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
«Парнас» по праву считается одним из самых лучших полотен кисти Мантеньи. Картиной восхищались, о ней спорили и критиковали. Однако все аллегории и тонкости данной работы так и не удалось выяснить до конца. Ни для кого не стало сюрпризом то, что Мантенья решил выбрать для своего полотна именно классическую мифологию. Глядя на картину, зритель сразу видит Муз, которые танцуют. Их легко узнать – их много. Согласно легенде, считалось, что песнь девяти Муз может вызвать катаклизмы, к которым также относятся и извержения вулканов. Остановить действие песен мог лишь удар копыта коня Пегаса. Мы тоже можем найти его здесь. Он расположен справа, крылатый, весь усеян драгоценными камнями, как бы готовится к тому, чтобы ударить копытом.
Рядом с изображённым Пегасом, мы можем обнаружить Меркурия – бога, который, если верить мифам античности, способствовал будущему адюльтеру, который был у Венеры с Марсом. Помогал ему в этом Аполлон. На картине «Парнас» мы также можем увидеть Марса и Венеру – они расположены вверху произведения. Художник изобразил их на каменном пьедестале. Рядом расположено дерево с плодами, что считается символом верности, крепкой любви. Рядом, художник как бы насмехаясь, написал кровать. Гефест, преданный Венерой муж, пытается выскочить из кузницы. Аполлона мы можем найти внизу, он держит в своих руках лиру.
В «Парнасе» Мантенье удалось объединить фигуры вместе с пейзажем. Фоном на полотне служат утёсы скал. Центральная арка показывает нам перспективу, которая удаляется в живописные места. Мантенья впоследствии будет сохранять этот подход в передаче фигур людей. Они у него все будут коренастыми, с сильными руками и ногами. Полотно «Парнас» изобилует аллегориями и символизмом. До сих пор многие из них ещё не удалось разгадать. Картина интересна исследователям и своим цветовым языком.
9 картина. «Моление о Чаше»
-
Дата создания: 1455 год
-
Размеры: 62,9 х 80 сантиметров
-
Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Данная картина изображает один из самых драматических и самых известных сюжетов из Евангелия. Мы видим тот самый момент, когда Иисус Христос как раз отошёл для молитвы вместе со своими учениками. Он спокоен и совершенно не ожидает того, что случится совсем скоро, Уже через несколько мгновений. Ученики тоже ничего не подозревают и просто спят. Им не известно, что один из них оказался предателем, что вот он уже ведёт стражу, чтобы забрала та их Спасителя.
На горизонте уже виднеются одежды охраны и сам Иуда. Стражники неизбежно настигнут Иисуса, чуда не произойдёт. В страхе и смятении обращает Спаситель свою молитву к Богу. Он не понимает, за что его хотят наказать, ведь никому не сделал он ничего плохого за всё время пребывания в городе.
И вот появляется знак с небес от Отца Всевышнего. Что хочет сказать он своему сыну? Спасёт ли он его? Ещё не время: лишь ангелы протягивают Иисусу крест. Это значит, что не избежать ему тяжких страданий на Земле. Почему же спят ученики Спасителя? Это довольно символический образ: сон издавна понимался исследователями, как своеобразная духовная смерть, ведь в этот момент душа покидает тело. Она странствует. Изобилует картина и другими образами – кроликами. Они воплощают в себе некоторую робость, страх и плотские удовольствия. Так, покинули ученики своего Учителя, отреклись от него. Важно отметить, что если возле ног самих апостолов кроликов достаточно много, то от Иисуса они убегают. Это объясняется тем, что Иисус имеет божественное начало. Ему чужды плотские утехи, он чист душой своей и помыслами. Он непоколебим, а вот апостолы поддались мимолётным слабостям.
Картина содержит в себе довольно яркие и смелые мазки. Художник с уверенностью подошёл к работе. Это придаёт полотну дополнительной энергетики: довольно мощной и необъяснимой, а такое большое количество символов и аллегорий наволакивает на зрителя необъяснимое чувство тревоги.
10 картина. «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной»
-
Дата создания: 1500 год
-
Размеры: 136 х 114 сантиметров
-
Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Пристрастие Мантеньи к античному искусству и принципам красоты той эпохи наиболее заметно в его алтарном полотне, известном как «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной». Скульптурный подход к персонажам особенно проявляется в их неподвижных позах и складках одеяний, будто высеченных из мрамора.
В самом центре композиции – Дева Мария, чей облик лишён какого-либо намёка на царственность или величие. Юная и простодушная Богоматерь своим видом скорее напоминает сельскую девушку. Младенец на её руках представлен очень живо, с необычным разворотом тела. С обеих сторон от ярко-красного трона с геометрически выверенным балдахином расположились Иоанн Креститель и Мария Магдалина. В руках Иоанна – традиционный атрибут – крест, обёрнутый лентой, символизирующий предсказание о судьбе младенца, а именно о его роли как агнца, искупающего грехи человечества. У Магдалины в руках сосуд для миропомазания; её взор обращён к небесам, а выражение лица выражает сосредоточенность и скорбь. Фоном служит пейзаж с резко контрастирующими оттенками: тёмно-зелёной растительностью и небесно-голубой высью. Эта цветовая дихотомия создаёт особую атмосферу, намекая на то, что участь этого ребёнка уже предрешена.
11 картина. Помещение Камера дельи Спози (Брачный Чертог)
-
Дата создания: 1465-1474 годы
-
Размеры: разные
-
Место нахождения: Дворец Палаццо Дукале (Мантуя, Италия)
Цикл фресок Мантеньи во Дворце Палаццо Дукале считается вершиной творчества знаменитого мастера падуанской школы живописи. Камера дельи Спози переводится как «Брачный Чертог» – именно так назвал эту комнату один из искусствоведов XVII века. Он полагал, что это помещение служило спальней для четы Гонзага, заказавшим роспись Андреа Мантеньи. Однако теперь принято считать, что сия комната предназначалась для аудиенций, а вовсе не для сна. Несмотря на это история сохранила ошибочное название, предложенное авторитетным искусствоведом.
Заказчики пожелали, чтобы художник изобразил здесь самые значимые вехи их семейства, разбавив сценами из придворной жизни. Получилось очень пышное многофигурное произведение искусства, которое можно читать словно книгу. Центральным моментом в произведении считается изображение сцены прибытия кардинала Франческо Гонзага в Мантую и его встречу с отцом Людовиком. Высшим же достижением Мантеньи является чудесная трансформация низкого потолка комнаты в высокий купол, в соответствии с законами перспективы, только-только получившими своё применение в живописи.
12 картина. «Распятие»
-
Дата создания: 1457-1460 годы
-
Размеры: 76 х 96 сантиметров
-
Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Андреа Мантенья, как и многие другие художники своего времени, увлекался античностью, но интересовал его, в первую очередь, Древний Рим, нежели Греция. Именно поэтому его картины и росписи отличались монументальностью и скульптурной строгостью. Яркий тому пример «Распятие», которое было когда-то частью алтаря веронской Церкви Сан-Дзено. И герои картины – мученики на крестах и оплакивающие их люди, и пейзаж, представляются нам будто строгими, даже каменными. Композиция выстроена по ровным линиям. Вертикальные кресты, линии каменных плит, ведущих к чётким горам правильной геометрической формы, оттеняют группки людей. От этой симметрии они кажутся зрителям ещё сиротливее, и отчаяние среди всего этого происходящего ужаса только усиливается.
Некоторые критики винят мастера в некотором слепом следовании идеальным формам, отчего его творения лишаются эмоций и чувств, однако, в этом случае приём живописца только добавил драматизма при воспроизведении знаменитого сюжета. В конце XVIII столетия по приказу Наполеона Бонапарта алтарь был распилен и вывезен во Францию, где сейчас и находится. И пока оригинал хранится в Музее Лувр, в Церкви Сан-Дзено его замещает копия росписи Мантеньи. https://dzen.ru/a/aMqLIRq1YTcQJtxh?from_site=mail